Молдова Суббота, 20 апреля

17 октября, 62 года назад с конвейера Кишиневского тракторного завода сошел первый трактор

Первый серийный молдавский трактор Т-50В сошел с конвейера Кишиневского тракторного завода 17 октября 1961 года.

Сегодня, когда экономика Молдовы представляет собой жалкое и аморфное явление, а ее основной производительной силой являются гастарбайтеры, работающие за пределами страны, уже трудно себе представить, что каких-то тридцать лет назад это была одна из самых развитых аграрно-индустриальных республик СССР. Советская Молдавия производила и снабжала, в том числе и сельскохозяйственной техникой весь Советский Союз и десяток стран мира за рубежом.

Тракторный завод в Молдове ведет свою историю с 1945 года, когда было создано в Кишиневе мотороремонтное предприятие. В то время это были небольшие мастерские, на которых работало несколько десятков человек. В 1948 году Кишинёвский мотороремонтный завод преобразовали в Кишиневский ремонтный завод. На нем производили ремонт автомобилей, станков, изготавливали ремонтное оборудование. В 1958 году завод переименовали в «Автодеталь». С этого момента он специализировался на производстве автомобильных запасных частей.

Когда завод решили перевести на сборку тракторов, он стал первым представителем сразу двух новых отраслей молдавской промышленности – тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Переоборудованию завода для выпуска новой продукции помогала вся страна. Проект его реконструкции разработал Харьковский институт Гипротракторосельмаш, новое оборудование для завода везли с 267 предприятий страны, в том числе знаменитых советских заводов имени И. А. Лихачева, С. М. Кирова, «Динамо», «Серп и молот», «Красный пролетарий» и др. В переоборудовании кишиневского предприятия основательно помогли Минский, Харьковский, Алтайский тракторные, Горьковский и Кутаисский автомобильные заводы. Молдавское предприятие получало самые современные агрегаты, детали, заготовки. Чтобы обучать местные кадры, оказать помощь в налаживании производства и освоении новой техники, в Кишинев приехало много высококвалифицированных конструкторов, инженеров, опытных мастеров.

Будучи основанный в 1961 году как тракторосборочный, в 1966 году кишиневский завод был преобразован в тракторный.

Первый, пошедший в производство трактор – Т-50В был передовой машиной для своего времени, его применение давало значительную экономию денег и человеко-часов затрачиваемого труда.

Некоторые тракторы, выпускаемые заводом, были уникальными для Советского Союза. Так в 1970-х годах на нем начали выпуск тракторов Т-70В для уборки винограда и Т-70С для сахарной свеклы.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века здесь работало свыше пяти тысяч человек. Они собирали по 40 тракторов в день, а за год завод выпускал более 13 тысяч единиц сельхозтехники. Число тракторов, выпущенных заводом за время его функционирования, превысило 250 000 штук. Кишинёвские трактора успешно работали на территории всего СССР и экспортировались в ряд стран: Австрию, Алжир, Болгарию, Венгрию, ГДР, Францию.

В 1995 году завод был преобразован в АО "Тракторный Завод «TRACOM»", и это название он носит до сих пор. Последнюю партию тракторов сняли с заводского конвейера в ноябре 2008 года.

В 2011 году в Кишиневском тракторном заводе начался процесс реорганизации, в ходе которого, как ожидается, в течение следующих 30 лет он приобретет статус промышленного парка. Будет ли продолжение истории Кишиневского тракторного завода, покажет будущее, а пока мы по праву все можем гордиться его славным прошлым.

Новости на Блoкнoт-Молдова
тракторный заводисториядаты
0
0