Аварийный Кишинев: скоро это здание может рухнуть, если его не отреставрировать
Читайте также:
- Ремонт домика Пушкина в Кишиневе - видео процесса реставрационных работ (28.09.2021 11:00)
- Про кишиневскую филармонию все забыли – прогресса в реставрации не наблюдается (20.09.2021 11:20)
- Эколог рассказал о недостатках проектов при реставрации сквера Эминеску в Кишиневе (08.10.2020 10:53)
Здание библиотеки имени Хаждеу в центре Кишинева – а аварийном состоянии.
Даже не нужно смотреть на строение вблизи, достаточно лишь взглянуть издалека на крышу, на угловую ее часть и понять, что если власти не вмешаются и не проведут капитальную реставрацию здания, оному вскорости не бывать.
Давайте уточним, о каком здании идет речь. На углу проспекта Штефан чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони расположено трехэтажное здание, которое, несмотря на свой обшарпанный вид, продолжает поражать былой красотой.
Это – бывший доходный дом коллежского советника Ивана Монастырского, в котором долгое время располагалась гостиница «Швейцарская», а сейчас находится библиотека Б.П.Хашдеу, бывшая «Ждановка». У этого здания интересная судьба и, к счастью, не такая трагичная, как у многих построек того времени.
Строительство
Это здание было построено в 30–х годах XIX века по заказу секретаря Кишиневской духовной Консистории, коллежского советника Ивана Тимофеевича Монастырского. В то время, в соответствии с планом застройки Кишинева, на центральной улице города были выделены участки для размещения присутственных мест. Один из них, расположенный на пересечении тогдашних улиц Московской и Семинарской, выбрал Монастырский под постройку двухэтажного доходного дома. Изначально новый собственник планировал получать доход от сдачи в аренду торговым компаниям и частным лицам, поэтому проектировался дом с учетом его планов, включая помещения торгового назначения.
Дом Монастрыского представлял собой два вплотную соединенных между собой здания, выполненных в духе русского классицизма. Постройка имела П-образный план и полностью занимала юго-западную часть квартала. Главный фасад здания выходил на центральную улицу Кишинева – Московскую (ныне пр-т Штефан чел Маре). От главной части здания отходили два крыла, образуя достаточно большой внутренний двор - 56 сажень в длину и 30 сажень в ширину. Всего в нем было 46 комнат.
Главный вход в здание украшал портик с вытянутыми на два этажа вверх колоннами. Между колоннами в наружной стене был прорезан ряд проемов, имевших разное начертание: на первом – полукруглое, на втором – прямоугольное. Фасад был также украшен великолепными межъярусными и венчающими карнизами, наличниками оконных проемов и ажурным парапетом с балюстрадами и столбиками. Над другим входом в здание со стороны фасада располагался небольшой балкон с коваными перилами.
Строительство дома Монастырского началось в 1835 году, один из корпусов был закончен в 1836 году, а второй – в 1844.
Арендаторы
Как оказалось, коммерческое чутье не подвело Монастырского – большое красивое здание не испытывало нужды в арендаторах. Практически сразу большую его часть заняло Губернское Казначейство, а в числе первых квартиросъемщиков был военный губернатор Бессарабии Павел Иванович Федоров, расположившийся вместе с семьей в нескольких комнатах на первом этаже.
В начале 40-х годов дом Монастырского арендовала Областная Мужская Гимназия и её пансион. Мальчишки-гимназисты надолго запомнились горожанам своими шалостями.
- Тогда же Шершеневич предложил Хащинскому обратить внимание, что горожане жалуются, что при прохождении мимо дома, занимаемого пансионом, они подвергаются оскорблением со стороны пансионеров, которые затрагивают прохожих словами и даже бросали «чем-то». … Во время отсутствия преподавателя… ученики поднимают страшный шум, дерутся, бьют окна, ломают мебель и толпами, без всякой надобности, выходят во двор, где шалят, - писал о том времени Н. Лашков.
Назначение на должность инспектора гимназии К. П. Яновского положило конец этим безобразиям - дисциплина учащихся значительно улучшилась, а в 1862 году гимназия переехала в собственное здание.
Дом Монастырского привлек внимание духовенства
В 1844 году Архиепископ Дмитрий (Сулима) выступил с ходатайством перед Священным Синодом о покупке дома Монастырского, посчитав его подходящим зданием для расширения Духовной Семинарии. Синод поручил викарию Киевской Митрополии, который в то время как раз был с ревизией в Кишиневе, осмотреть строение. В итоге стороны не сошлись в цене, и Синод отказался от покупки, но о привлекшем внимание здании не забыл.
Этот вопрос был вновь поднят в 1862 году, после того, как из дома съехали гимназисты. Тогда с просьбой приобрести здание выступил перед Синодом уже Архиепископ Антоний. Торги между духовенством и Монастырским продолжались почти три года, в результате чего стороны сошлись на сумме в 3700 рублей при стартовой цене 4200 рублей. Таким образом, 4 января 1865 года дом перешел в собственность Кишиневской Епархии.
Первоначально в нем было устроено общежитие для учеников духовного училища и семинарии. За проживание и содержание ученики должны были вносить оплату: с детей священников взымалось по 50 рублей в год, с детей диаконов и низших клириков – от 35 до 40 рублей в год, с детей светских лиц – от 10 до 20 рублей в год. Будущие священники прожили здесь недолго. Из-за вышедшего в1867 году указа, по которому в классе не могло быть более 40 учеников, встала необходимость либо расширять и перестраивать здание, чтобы вместить всех учащихся, либо покупать новое. Смотритель духовного училища Л. Шпановский решает взять ссуду под залог домов Монастырского. На эти средства в сентябре 1877 года было построено новое здание, в которое и переехали ученики духовного училища. Дом Монастырского пустовал недолго.
Доходный дом превратился в легендарную гостиницу
В 1878 году Кишиневская Епархия сдала освободившееся здание в аренду на 12 лет гражданину Швейцарии Чарльзу Томасу Селониденису. Новый арендатор произвел необходимые ремонтные работы и открыл в нем гостиницу, ставшую одной из лучших в Кишиневе.
На первом этаже размещался ресторан, кухня и вина которого пользовались особой известностью в городе. В Бессарабском календаре за 1890 год в отделе справочной информации лучшими гостиницами названы Швейцарская, Лондонская, Парижская и Франция. Указано также, что при Швейцарской имеется ресторан, цены умеренные.
Дело, организованное Селониденисом, оказалось столь успешным, что гостиница просуществовала здесь вплоть до 1940-х годов. Причем менялись хозяева - Бабиев, Добронравова, Мурачев, но ее название оставалось неизменным – Швейцарская – по стране происхождения её первого владельца. Несколько помещений первого этажа сдавался внаем под небольшие магазинчики, парикмахерские салоны, страховые компании. В здании Швейцарской гостиницы арендовало помещение Общество Кельнеров, но самым известным был писчебумажный магазин Волькенберга - фотографа, благодаря которому сохранилась память о Кишиневе конца XIX – начала XX века.
Здание было построено заново с подачи Щусева
Во время Второй Мировой Войны здание пострадало настолько, что реставрации уже не подлежало. В августе 1944 года центральная часть Кишинева представляла собой огромную груду камней. По выходным дням жители города выходили расчищать улицы от завалов... С подачи А. В. Щусева, академика архитектуры и уроженца Кишинева, было принято решение о строительстве на этом месте нового здания, которое воссоздавало бы облик потерянного навсегда оригинала. Щусев считал Швейцарскую гостиницу одним из красивейших зданий Кишинева и сделал всё, чтобы сохранить хотя бы память о нем.
Дом, представлявший почти полную копию прежнего, строился по проекту архитектора Розалии Спирер при непосредственном участии Щусева. Восстановление гостиницы «Швейцарской» Спирер считала особой вехой в своей биографии. По предложению архитектора здание стало трехэтажным, и было смещено примерно на два метра с юго-западной стороны улицы и удлиненно по горизонтали. Таким образом, оно заняло все пространство квартала от Северо-Западной до юго-восточной стороны квартала. Тем не менее, декоративный внешний вид нового здания повторяет архитектурный вид сооружения конца девятнадцатого века. На первом этаже по плану должны были располагаться помещения административного назначения. Второй и третий этажи – жилые.
В фондах музея Щусева хранится оригинал этого проекта с подписью Алексея Викторовича.
Объемы работы были колоссальными: было разобрано вручную 5 883 кубометра каменной кладки, 1 260 кубометров кирпичной кладки, пришлось перенести и вывезти около 45 000 тонн мусора. Подготовительные работы начались в 1945 году, а уже в 1946 году был заложен фундамент дома.
С этим зданием связаны исторические и культурные события. Военный губернатор Бессарабии Павел Федоров арендовал в нем несколько комнат; с сентября 1852 года по декабрь 1853 года ученый энциклопедист Богдан Петричейку-Хашдеу, будучи подростком 14-15 лет, был студентом IV и V классов Региональной гимназии; в гостинице «Швейцарская» останавливались румынские писатели Константин Стамати-Чуря и Константин Стере, историк Николае Йорга, русский певец Федор Шаляпин, выступавший с концертом в Кишиневе, французский политический деятель Анри Барбюс.
В марте 1950 года по решению Кишиневского городского совета часть помещений на первом этаже заняла библиотека им. Жданова – ныне библиотека Б.П.Хашдеу. А рядом с ней в течение многих лет располагались Аптека и магазин «Академической книги».Сегодня красивейший особняк на центральной улице столицы нуждается в срочной реставрации. Время и безразличие чиновников не прошли для него без следа, да и расположенный в непосредственной близости долгострой явно не пошел ему на пользу. Поэтому сейчас одно из красивейших и легендарных зданий Кишинева не слишком радует глаз своим «внешним видом» - штукатурка с фасада осыпалась, по дому пошли трещины. Наверняка, его еще можно восстановить и дать ему новую жизнь.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.