Молдова Четверг, 19 сентября

Бог в Кишиневе не выдержал надругательства после распоряжения чиновника отбить «срамное» место

Статую бога торговли Меркурия пришлось демонтировать с фасада здания Органного зала.

Органный зал – одна из главных культурных и архитектурных достопримечательностей Кишинева. Это высокое строение, украшенное изваянием ангела с крыльями и лежащими каменными львами перед парадным и черным входом не оставляет равнодушными прохожих. Заезжие музыканты удивляются чистому звучанию кишиневского органа, а ценители классического искусства получили возможность наслаждаться произведениями знаменитых композиторов.

В конце прошлого года поводом для обсуждения Органного зала стала и реставрация самого здания – после того, как сняли часть строительных лесов, кишиневцы с удивлением обнаружили, что барельефы на колоннах, фризы вдоль стен и другие декоративные элементы окрашены в ярко-зеленый цвет. Многие скульпторы и художники возмутились тому, насколько искаженно этот памятник архитектуры предстал перед горожанами и гостями столицы. А ведь здание, в котором сегодня располагается Органный зал, имеет интересную историю - изначально оно проектировалось совсем для других целей и не всегда служило искусству и музыке.

Ошибка в надписи о начале строительства

Несмотря на то, что над одной из двери в фойе Органного зала можно увидеть надпись «1901», по документам строительство здания началось в 1904 году. Именно тогда в городе было задумано возвести отдельное здание для Городского банка на улице Александровской (сейчас бульвар Штефана чел Маре). Как водится, объявили конкурс проектов и определили размер премии победителю – солидную по тем временам сумму в 1500 рублей.

Известный краевед Владимир Тарнакин рассказал, что постройку здания начали осуществлять в 1904 году, к осени 1905 года должны были закончить земляные, каменные, плотницкие работы. Но, как выяснилось позже, у выбранного подрядчика не было ни опыта, ни квалифицированных рабочих, ни достаточных материальных средств. Условия договора выполнены не были, и его отстранили от работ. Строительство было заморожено на 4 года. 

В марте 1907 года были приглашены архитекторы Александр Бернардацци и Генрих Лонский для проверки состояния работ и для выяснения вопроса, может ли быть продолжено строительство, так как к тому времени Городская дума намеревалась чуть ли не снести стройку. В мае 1908 года специальная комиссия, в которую вошли Юрий Левинский, Митрофан Еллади, Владимир Цыганко, Феликс Миллер и инженер-технолог Михаил Чекеруль-Куш, пришла к выводу, что для продолжения строительства необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, и уже к декабрю 1911 г. здание банка было построено.

В самом начале в здании действовала организация под названием «Дом заимствований», предоставлявшая и распределявшая финансовую помощь священнослужителям в трудное для них время. В 1922 г. Епархиальный конгресс преобразовал «Дом заимствований» в другую организацию, получившую название «Банк православных священнослужителей Бессарабии». После окончания Второй мировой войны здание отреставрировали, именно тогда и решилась его судьба. Важную роль в этом сыграла удивительная акустика зала и невероятная красота фасада здания.

ф1.jpg

Надпись над дверью в фойе Органного зала

ф2.jpg

Городской банк, начало ХХ века

Самое крупное ограбление в истории Молдовы

Из множества поданных эскизов и расчетов внимание городской Думы привлек только один – он разительно отличался от прочих элегантностью, продуманностью линий и форм .Сам Александр Бернардацци одобрил выбор. 

Автором проекта стал 38-летний инженер, кишиневец Михаил Чекеруль-Куш. К тому времени он успел поработать архитектором города, стал главой исполнительной строительной комиссии, возглавил городскую пожарную команду – прародительницу нынешних частей МЧС. На счету этого талантливого инженера уже была разработка проекта фасада здания Гербовецкой общины (нынче это поликлиника Лечсанупра на пересечении улиц Влайку Пыркэлаб и Вероники Микле), проект театра «Пушкинская аудитория» (здание было расположено на углу улиц Матеевича и Пушкина). Но всё же проект Городского банка отличался от всех предыдущих работ.

Изначально здание предусматривало только один вход, сейчас у Органного зала есть еще и заднее крыльцо. Согласно легенде, что в начале прошлого века в Городском банке было совершено самое крупное ограбление на территории нашей страны. Грабители с помощью взрыва уничтожили заднюю стену здания, где находилось хранилище, и вынесли несколько мешков с деньгами. Второй вход в здание построили именно после этой кражи. Преступников так и не нашли.

фото3 (1).jpg

Городской банк, военное время

ф4.jpg

Конец 70-х: впервые установлен запрещающий дорожный знак

Страшная судьба грифонов и Меркурия

Здание Органного зала выглядит монументальным, но при этом остается легким и воздушным, купола парят над зеленью улиц, а колонны, охраняемые львами, тянутся ввысь. Богатые скульптурные украшения придают зданию законченность, заставляют даже коренных кишиневцев остановиться и замереть в восторге.

К сожалению историков и краеведов, многие скульптуры на фасаде исчезли по разным причинам. Так, грифонов здание лишилось после двух землетрясений 1940-го года, на послевоенных фотографиях их уже нет. А статую Меркурия демонтировали в конце 1980-х годов: обнаженное тело бога торговли смутило одного из городских чиновников, было отдано распоряжение отбить «срамное» место – такого надругательства статуя не выдержала, начала разваливаться. Теперь остатки Меркурия покоятся на складах MoldExpo.

Но само здание отличилось завидной живучестью: даже во время Второй мировой войны, когда весь центр Кишинева был разрушен, Городской банк устоял. Лишь вечных львов изрядно потрепало, пришлось восстанавливать. Сейчас все львы перед центральной и задней частью Органного зала продолжают почетно занимать свои места.

фото5.jpg

Статуя Меркурия и грифоны украшают фасад здания

ф8.jpg

Львы - единственные скульптуры, оставшиеся в первозданном виде

«Собор Молдавской Богодочери»

Свою важнейшую функцию здание городского банка надежно исполняло до 1975 года, пока в его судьбу не вмешалась политика, причем самым счастливым образом. К тому времени Светлана Бодюл, дочь тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Молдавии Ивана Бодюла, окончила Московскую консерваторию как пианистка и органистка, даже прошла стажировку в Париже. Начав гастролировать по Советскому Союзу, она мечтала о достойном центре органной и камерной музыки в родном крае, о чем не раз говорила отцу. 

И всесильный Иван Иванович, всегда интересовавшийся искусством, мобилизовал авторитетных деятелей на поиски подходящего места для Органного зала. Выбор пал на Городской банк - прежде всего из-за поистине уникальной акустики.

Под руководством архитектора Юрия Леонченко его капитально реконструировали. В нишах зрительного зала на 550 мест, украшенного 10 колоннами, в двух просторных фойе симметрично разместили скульптурные портреты выдающихся композиторов: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Глинки и Чайковского.

Первый концерт в Органном зале прошел 16 сентября 1978 года. Многие музыканты того времени между собой называли здание «Собор Молдавской Богодочери». Но с тех пор многие выдающиеся мастера мирового ранга и прославленные художественные коллективы считают за честь выступать здесь.

фото9 (2).JPG

2009 г.: камерная обстановка главного зала

Впечатляющее богатства зала

На оформление внутреннего убранства Органного зала власти МССР не скупились: паркет был изготовлен из ценных пород дерева лесов Закарпатья, канделябры – из богемской чешской хрустали, золочение карнизов производили специалисты из Петергофа. Центральная люстра весит полторы тонны, боковые – по 550 кг (до сих пор дважды в год люстры опускаются и делается их технический осмотр).

Орган, средний по величине, по специальному заказу был изготовлен и установлен чешской фирмой «Ригер-Клосс». Здесь еще много ценных вещей: шесть клавесинов, три концертных рояля фирм «Ямаха», «Стейнвей» и «Бехштейн». В Органном зале идеальная акустика не только для органа, но и для вокалистов, камерной музыки. И это подтверждают все музыканты, выступавшие на его сцене.фото 10.JPG

Орган, изготовленный в Чехословакии

Цвет фасада после реставрации устроил не всех

В 2014 году были выделены деньги на ремонт крыши, системы водоотводов, фасада и инженерных сетей, включая ремонт лестницы к центральному входу. Работы, впрочем, начались лишь через два года, а недавно кишиневцы увидели первые результаты – цветовое решение фасада устроило не всех. 

Доктор архитектуры Серджиус Чокану считает: проблема состоит в том, что первоначальный проект банка утверждался в Санкт-Петербурге (так как Бессарабия начала XX века была частью Российской империи), и один из экземпляров его оригинала наверняка должен был там сохраниться. Но бюджет проекта реставрации не предусматривал деньги на поиск оригиналов проекта в российских архивах. Оригинал здания мы можем увидеть только на черно-белых фотографиях, поэтому цвета фасада пока так и остаются загадкой.

ф01.jpg

Таким Органный зал жители Кишинева увидели после реставрации

                                                                                                   Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
история молдовыорганный зал
1
0