Молдова Пятница, 29 марта

Лучшая психиатрическая лечебница Российской империи была в Кишиневе

Многие жители Молдовы, особенно коренные кишиневцы, слышали о психиатрической больнице Костюжены, расположенной в пригородном поселке Кодру. Но мало кто знает, что сто лет назад это было лучшее психиатрическое учреждение в огромной Российской империи.

Легенда о Косте и Жене

Одна из самых распространенных городских легенд, известная еще в 30–40-х годов ХХ века, объясняла название лечебницы от имен двух детей – Кости и Жени, якобы заблудившихся и погибших в лесу в холодную зимнюю ночь. Их мать от горя сошла с ума, а отец на свои средства построил больницу для душевнобольных, назвав по именам своих погибших детей.

Известные кишиневские краеведы Владимир Тарнакин и Татьяна Соловьева, посвятившие истории Костюженской больницы специальную публикацию, уверенно заявляют, что это всего лишь легенда. Дело в том, что лечебница в Костюженах появилась только в 1895 году.

До этого в Кишиневе психиатрическую помощь оказывали в специальном отделении земской больницы, находившемся на углу улиц Шмидтовской (ныне Дософтей) и Госпитальной (ныне Т.Чорба), как раз в том месте, на котором теперь находится один из корпусов больницы скорой помощи. Конечно, нахождение подобного заведения в городской черте было очень неудобным и для пациентов, и для горожан. Поэтому в начале 1880-х годов городское земство предприняло шаги по созданию специальной большой лечебницы, которая бы располагалась за городом.

Благодаря стараниям некоторых общественных деятелей, а особенно барона Стуарта, на постройку лечебницы были ассигнованы деньги из доходов с земель, пожертвованных на благотворительные цели. Не осталось в стороне и центральное российское правительство, выделившее для этих целей 600 тысяч рублей.

Павильон №1 Костюженской лечебницы.jpg

Павильон №1 Костюженской лечебницы

Потомок знатного шотландского рода

Душой организации строительства был барон Стуарт, и о нем, и о его роли в истории Бессарабского края нужно сказать особо. Александр Федорович Стуарт был потомок знаменитого и знатного шотландского рода Стюартов. Волей судеб его ближайшие предки оказались в России, он получил превосходное образование в Петербурге и немецком университете Гейдельберга.

Стуарт создал Новороссийское общество естествоиспытателей, которое помогало вести исследования лучшим ученым. С конца 1860-х годов барон оказался вовлечен в общественную жизнь Бессарабии, был и мировым судьей, и секретарем дворянского собрания, стал председателем земской управы. Он существенно улучшил условия существования сиротских домов, богаделен, открыл детскую больницу.

Но главными делами жизни Стуарта оказались создание Музея земства и Костюженской больницы. Он построил здание Музея земства, снабдил его оборудованием, мебелью и библиотекой, проводил научные исследования в Бессарабии. Нынешний Музей природы и этнографии Республики Молдова – это детище знаменитого барона.

Перед началом строительства лечебницы в Костюженах Стуарт специально изучил функционирование подобных заведений в России и Европе. Будучи ученым-естествоиспытателем, он настолько глубоко постигал практику и методы лечения психических заболеваний в мире, что в последующие годы иногда при отсутствии врачей в больнице исполнял функции заведующего.

лазарет.jpg

Лазарет.

Творение великого Бернардацци

В 1898 году в деле создания Костюженской больницы у Стуарта появился деятельный и высокопрофессиональный соратник: заведование принял доктор Анатолий Дмитриевич Коцовский. Он был коренным бессарабцем, выпускником привилегированной 1 городской мужской гимназии и Новороссийского университета.

С 1903 года строительство новых корпусов Костюженской больницы велось уже под непосредственным руководством Стуарта и Коцовского. Создавать проекты они пригласили самого талантливого архитектора Кишинева и Одессы знаменитого Александра Бернардацци.

Бернардацци создал в Костюженах целый и единый комплекс зданий из 11 павильонов для пациентов, дома для персонала, двух мастерских и … театра, разговор о котором чуть позже. Архитектор строил в своем излюбленном византийском силе: чередование красного кирпича и местного белого котельца. Все здания были покрыты красной марсельской черепицей. Больничные корпуса оказались произведениями архитектурного искусства и, конечно, могли бы украсить не только лечебные заведения.

На территории больницы были сооружены артезианские колодцы и водонапорные башни. Вода очищалась по специальному биологическому методу Коцовского.

Театр Костюженской больницы.jpg

Театр Костюженской больницы

Методы доктора Коцовского

Под стать внешнему виду стало образцовое лечение в Костюженской больнице. Большое значение ее руководство придавало тому, что сейчас бы назвали трудотерапией. Больница располагала огромным участком земли, садом, виноградниками, животноводческой фермой. Пациенты и выздоравливающие не только занимались аграрным трудом, но и трудились в различных мастерских. Особенно славились в Кишиневе швейные изделия костюженских мастериц.

В собственно лечении применяли все новейшие достижения медицины: гидро- и электротерапию, психотерапию. Но особенно важным в лечении доктор Коцовский считал приобщение пациентов к искусству.

Гордостью Костюжен стал театр «Синяя птица», в постановках которого участвовали как профессиональные актеры, так и любители из числа выздоравливающих пациентов. На спектакли съезжались любители театра из Кишинева и Бессарабии.

Будучи прекрасным музыкантом, Коцовский организовал из сотрудников больницы симфонический оркестр. Коллектив был немаленьким: 40 человек, и выступал с концертами и в городе, настолько было высоко его мастерство. Собственно говоря, так было положено начало Симфоническому обществу Кишинева. Открыл Коцовский при лечебнице и большую библиотеку. В 1908 году Костюженская больница считалась лучшим лечебным заведением психиатрического профиля в России.

Водонапорные башни в Костюженах.jpg

Водонапорные башни в Костюженах

Закат былого величия

Уже первая мировая война и период революционных бурь негативно сказались на деятельности Костюженской лечебницы. Резкое уменьшение финансирования привело к тому, что в больнице, и то не постоянно, находились только общественно опасные пациенты. Здания стояли заколоченные и приходили в аварийное состояние.

В межвоенный период деятельность румынской администрации положения дел не улучшила. В отчаянии доктор Коцовский уехал в Одессу и принял там заведование психиатрической больницей. Правда, через несколько лет он вернулся в Кишинев и открыл уже в самом городе свой санаторий для нервных больных.

А история Костюженской больницы продолжилась в советское время. Может, она не была столь блистательной, как в дореволюционный период, но со своими задачами справлялась. В период независимости Республики Молдова начался новый упадок.

Кто знает, возможно, Костюженская лечебница переживет новый расцвет. А пока у тех, кто неравнодушен к истории родного города, еще есть возможность приехать в поселок Кодры, побродить по чудесному парку, полюбоваться еще сохранившимися творениями великого Бернардацци и вспомнить добрым словом двух выдающихся людей нашей земли – барона Стуарта и доктора Коцовского.

 Костюжены_заброшенный_корпус.jpg

Костюжены. Заброшенный корпус

                                                                                                          Аркадий Манеску

Новости на Блoкнoт-Молдова
Костюженыистория молдовы
3
0