Легендарная Сорокская крепость оказалась связана с архитектурой итальянского Возрождения
Читайте также:
- Чудовищная катастрофа в истории человечества вынудила монгольских ханов перенести столицу в Молдову (20.01.2018 18:31)
- Драматическая судьба королевы сказалась на ее кишиневском дворце (24.12.2017 14:40)
- Единственный курорт в мире, где лечили вином, создал в Молдове «спаситель Петербурга» (16.12.2017 19:32)
Жемчужина молдавского военного зодчества изображена на национальной валюте и на удостоверении личности гражданина Молдовы.
Каждый взрослый житель Молдовы, хотя бы виртуально, но видел знаменитую Сорокскую крепость. Почему такая уверенность? Да потому, что крепость в городе Сороки – эта жемчужина молдавского военного зодчества, изображена на национальной валюте – бумажной купюре достоинством 20 леев и на удостоверении личности гражданина Молдовы.
Такое уважение к Сорокской крепости в нашей стране не случайно. Она единственная из сохранившихся до наших дней крепостей периода Молдавского княжества, которая размещается на территории современной Республики Молдова. Сорокская цитадель, скорее, напоминает замок. Она значительно меньше по размерам в сравнении с другими сохранившимися средневековыми твердынями на Днестре – молдавскими Хотинской и Белгород-Днестровской и турецкой Бендерской крепостями. Именно ее архитектурная уникальность делает ее не просто памятником культуры, а национальным символом.
Цитадель не имеет аналогов в Восточной Европе
Само расположение крепости не совсем обычно. Не на господствующей высоте, а в низине, в котловине небольшой излучины Днестра, ограниченной 200-метровой кручей меловой горы. Твердыня находилась вблизи берега и контролировала брод.
Необычен и план крепости. В XV-XVI вв. крепости, как правило, строили в плане прямоугольными, квадратными или многогранными. Сорокская крепость в плане круглая, с четырьмя круглыми и одной прямоугольной (входной) трехъярусными башнями. Диаметр крепости – 37,5 метров, а внутреннего двора – 30,5 м, или 100 шагов. Все башни расположены на равном расстоянии друг от друга, образуя стройную гармоничную фигуру. Это дало основание считать, что расчеты, использованные при создании этой крепости, основывались на высших законах гармонии, называемых в архитектуре «золотое сечение».
Толщина стен крепости 3 м, высота 21 м, но они углублены в землю еще на 7 м, до слоя твердых пород. Башни поднимаются на 4 м над стенами, в них находятся бойницы для пушек.
Внутри крепость опоясана тремя рядами деревянных галерей, поддерживаемых консольными балками. На этих галереях во время боя находились защитники крепости. Вход в крепость осуществлялся через арку квадратной башни со стороны Днестра и закрывался решеткой и двумя массивными воротами. Под входом в подвале находились две «ловушки».
Над входом располагалась часовня крепости в форме стрельчатой арки с орнаментом в стиле молдавской готики. Входить в помещения башен можно было с деревянных галерей, связанных между собой внешними лестницами. У зубцов стен находились дозорные, здесь же хранилось оборонительное вооружение. В центре крепости был вырыт колодец.
По своей планировке, пропорциям и размерам Сорокская крепость не имеет аналогов в Восточной Европе, но зато близка к крепостям XVI века в Северной Италии. Наибольшее сходство, хотя и не полное, наблюдается с замком Капрарола.
Капрарола - укреплённая усадьба кардинала Алессандро Фарнезе, в Лацио, в 50 км к северо-западу от Рима, она считается одним из самых значительных строительных проектов Итальянского Возрождения. Внешне усадьба выглядела как пятиугольная каменная цитадель. Виллу строили и достраивали в разное время такие известные архитекторы как Сангалло и Виньола. У замка было много именитых хозяев – кардинал, римский папа, пармские герцоги. Сегодня большая часть виллы открыта для посещения туристами, а ее летний павильон служит одной из резиденций президента Италии.
Есть небольшие отличия Сорокской крепости от итальянской, да и дошла она до наших дней практически в первозданном виде. По мнению специалистов по истории архитектуры, днестровская твердыня вписывается в ряд самых замечательных памятников европейского зодчества.
Была ли Алхиония?
В вопросе о происхождении Сорокской крепости, как и любых других выдающихся памятников истории и искусства, возникло немало любопытных и даже фантастических гипотез, не всегда подкрепленных фактами.
Автором одной из них был знаменитый ученый Дмитрий Кантемир. В своем труде «Описание Молдавии» он писал, что в древности Сороки назывались Алхионией. После Кантемира это утверждение не раз повторяли писатели и историки Константин Стамати, Замфир Арборе и Николае Йорга. По их мнению, Сорокская крепость была построена на месте бывшей генуэзской фактории Алхионии. Это был перевалочный пункт на торговом пути из Белгород-Днестровска в столицу Сучаву.
Сегодня эту версию можно прочитать только в рекламных туристических гидах. Во-первых, доказано, что Алхиония – античная колония, а позднее генуэзская фактория с тем же названием была расположена на берегу Черного моря и их обитатели не проникали на север далее Днестровского лимана. Во-вторых, масштабные археологические исследования Сорокской крепости, проводившиеся под руководством известного молдавского археолога Георгия Феоктистовича Чеботаренко, не выявили ни малейших материальных вещественных следов ни античной, ни итальянской средневековой колонии.
Деревянная крепость Штефана Великого
Так что мы доподлинно знаем о времени и обстоятельствах создания Сорокской крепости? Исследования археологов и историков показали: каменной крепости предшествовала деревянно-земляная, сооруженная в последней четверти XV века молдавским господарем Штефаном III Великим.
Восточная граница Молдавского княжества проходила по Днестру. С севера государства и до моря было всего несколько удобных для переправы мест, и одно из них у нынешних Сорок. Главным врагом, стремившимся перейти на территорию княжества, были крымские татары – союзники Османской империи.
Для защиты переправы и была построена первоначальная маленькая деревянно-земляная крепость квадратной формы. Она вписывалась в периметр, то есть была сооружена на месте будущей каменной твердыни. По мнению Г.Ф. Чеботаренко, деревянно-земляная крепость могла быть построена по времени близко к 1479 году, очень форсированными темпами. По свидетельству летописца Григория Уреке в сооружении подобной же крепости в Килие участвовало 800 мастеров и 17 тыс. крестьян.
В первые десятилетия XVI века Сорокская крепость часто упоминается в государственных документах, различных грамотах, в переписке между молдавским господарем и польским королем. Например, в грамоте 1527 года отмечалось, что сорокский староста является посредником молдавского господаря в улаживании мелких пограничных инцидентов на границе Молдавского и Польского государств.
Каменная твердыня Петра Рареша
В 40-е годы XVI века сын Штефана Великого господарь Петр Рареш предпринял попытки возродить былое могущество Молдавского княжества времен своего отца. С этой целью он строил или перестраивал целый ряд молдавских пограничных крепостей.
В 1543 году Петр Рареш обратился с письмом в магистрат города Бистрицы – ремесленного и культурного центра Трансильвании, в котором попросил прислать ему мастеров и рабочих для строительства каменной фортеции. Известно, что бригадой строителей руководил мастер Яков. Его стараниями и была в течение нескольких лет возведена каменная твердыня с внутренними деревянными конструкциями. По некоторым данным этот же мастер руководил перестройкой крепости и в Хотине – на другой, находящейся выше по течению Днестра, переправе.
В последующее время в Сорокской крепости проходили небольшие строительные работы, которые лишь дополняли уже созданный ансамбль.
Была бы крепость, а враги найдутся
Дальнейшая история Сорокской крепости наполнена немалым количеством любопытных и драматических событий.
В 1563 году произошла первая трагедия. И сотворена она была не внешним врагом. По приказу господаря Александра Лэпушняну Сорокская крепость, наряду с другими молдавскими крепостями, была сожжена. Таким было условие Турции, при выполнении которого господарь получил от Порты право на второе княжение. Об этом с горечью сообщал в своей летописи Григорий Уреке, эту информацию полностью подтвердили и данные археологических раскопок. Позднее интерьер каменных строений и внутреннего двора были восстановлены в прежнем виде.
Во второй половине XVI и почти весь XVII век в крепости находился небольшой молдавский гарнизон (не более 80-100 воинов), которые в годы разных нашествий героически отражал нападения поляков и запорожских казаков. Не могли успешно переправиться у Сорок на правый берег Днестра и крымские татары, совершавшие нападения на земли Молдавского княжества.
"Jeszcze Polska nie zginęła"
А вот в 1692 году, в ходе польско-турецкой войны 1692-1699 годов, совершенно неожиданно Сорокская крепость добровольно сдалась польским войскам во главе с полковником Раппом. В этом же году 40-тысячная турецкая армия и 15-тысячное молдавское войско совместными силами пытались отбить твердыню обратно. Крепость героически защищали всего 2000 поляков во главе с Раппом. После безуспешной полуторамесячной осады турецко-молдавское войско отступило. Рапп с гордостью писал польскому королю о героизме защитников.
Археологические исследования также подтвердили факт ожесточенной осады. Остатки сгоревших деревянных крыш и помостов, обломки каменных зубцов, каменные ядра, свинцовые пули для мушкетов и кремневых ружей свидетельствовали об ожесточенных сражениях.
В этом событии парадоксально поражают два момента: каким образом 2 тысячи воинов сумели выстоять против 55 тысяч врагов, и каким образом эти 2 тысячи воинов сумели разместиться на такой небольшой площади крепости? Исследователи подсчитали, что площадь жилых помещений в крепости не позволяла там размещать больше 100-120 людей. Даже водоизмещение относительно небольшого колодца вряд ли позволяло напоить вдоволь такое количество людей.
Перестройка по-польски
После снятия осады Сорокская крепость под руководством того же Раппа подверглась ремонту и значительной реконструкции. Были полностью реконструированы внутренние сооружения и башни. Вместо деревянных помещений были построены каменные.
На первом ярусе разместились хранилище для зерна и пороховой погреб, на втором – казармы. Правда, одна секция второго яруса осталась нежилой, там разместилась католическая капелла.
Только часть воинов проживала в самой крепости. Были построены казармы и за пределами цитадели, и вся площадь окружена валом и рвом.
В двух башнях, по обе стороны от входной, жил командный состав гарнизона. Причем с относительным комфортом: имелись камины и даже туалеты. На всех верхних ярусах, начиная со второго, размещались пушки. Поляки заложили тонкой стеной просветы между зубцами, оставив бойницы для стрельбы из ружей. Крепость была теперь лучше подготовлена к современной войне.
И еще один факт – об удивительной толерантности. Если первоначально во втором ярусе входной башни, где располагалась часовня, находились три пушки, то поляки устроили там жилое помещение. Видимо, они не хотели стрелять из православной святыни.
Едва польские мастера успели закончить основные строительные и ремонтные работы, как Сорокскую крепость, по условиям Карловицкого мирного договора 1699 года, передали, точнее, вернули Молдавскому княжеству.
Аисты и подземные ходы
Конечно, со временем, в связи с изменением методов ведения войны, стратегическое значение Сорокской крепости сходило на нет. Ее размеры не позволяли здесь размещать значительные воинские контингенты. А выросший уровень артиллерии не позволял видеть в ней и серьезную защиту.
Сорокская крепость известна тем, что во время Прутского похода Петра I 1711 года против турок здесь объединились отряды молдавского господаря Дмитрия Кантемира и войска под командованием русского царя. Еще раньше в этой крепости побывали знаменитый гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий и его сын Тимош Хмельницкий. Не обделил вниманием днестровскую твердыню и знаменитый покоритель неприступной крепости Измаил русский полководец Александр Васильевич Суворов.
С Сорокской крепостью связано немало легенд. Кроме сугубо местного значения – про очаровательных принцесс и золотые кареты, Сороки подарили миру две легенды, если так можно выразиться, национального масштаба.
Одна из них об аисте с виноградной гроздью в клюве. Во время вражеского нашествия защитники крепости долго противостояли противнику, но у них закончились запасы еды, и они умирали от жажды. На помощь пришли, вернее, прилетели аисты. Они сбросили защитникам виноградные грозди и тем спасли их от жажды и голода.
Вторая легенда рассказывает о тайном проходе из колодца крепости через Днестр на другой берег. Любопытно, как ученые разных эпох реагировали на этот миф. Некоторые утверждали, что туннель был залит водой и поэтому он так и остался неизвестным.
Наиболее доказательный научный ответ на этот вопрос дал всё тот же Г.Ф. Чеботаренко. По его мнению, на противоположном берегу Днестра существовала мастерская господарских фальшивомонетчиков. Да, господари поощряли и даже организовывали чеканку фальшивых монет соседних государств. Тайные переправы должностных лиц через Днестр в мастерскую и породили легенду о существовании подземного хода.
Как считает ученый, строительство подобного тоннеля у Сорок было невозможно в средние века, так как русло реки верх и вниз по течению на несколько десятков километров лежит в каменной гряде очень древних гор (так называемая Киевская, или Днепровская, горная гряда), вершины которых стерты. Напротив Сорок ложе реки состоит из плотного косоуцкого песчаника и, чтобы построить тоннель в такой породе, нужны современные механизмы и огромные усилия.
«Молдавская земля полна неожиданностей»
Сорокская крепость, как кажется, хорошо изучена, но она может преподнести еще немало открытий. Ее главный исследователь Георгий Феоктистович Чебтаренко, помимо прочего, прославился своим «археологическим» афоризмом: «Молдавская земля полна неожиданностей!».
К Сорокам это относится в первую очередь. Ведь известен логический закон: отсутствие не является доказательством. И когда-нибудь найдутся доказательства того, что поразительное сходство Сорокской крепости с архитектурой Возрождения связано с бывшей генуэзской факторией. Для страны, значительная часть населения которой, сегодня трудится в Италии, это ожидаемо.
Новости на Блoкнoт-Молдова