Борьба за Рождество - что происходило в Молдове 100 лет назад?
Читайте также:
- Что готовят в Молдове на Рождество? (07.01.2020 14:22)
- Президент поздравил жителей Молдовы с Рождеством (07.01.2020 10:22)
- Митрополит Владимир обратился к верующим с рождественским посланием (06.01.2020 10:07)
Когда Бессарабия входила с состав Румынии, в крае развернулась борьба с празднованием Рождества по старому стилю.
Дело в том, что в Бессарабии православные церковные приходы входили в состав Русской православной церкви, не перешедшей на григорианский календарь и продолжавшей отмечать Рождество 25 декабря по старому стилю (по новому – 7 января). Но Румынская православная церковь, «приватизировавшая» с 1918 года все церковные приходы в Бессарабии, перешла в 19191 году на григорианский календарь. Вопрос приобретал политический, де-факто, русофобский и антимолдаский характер.
Более того, в самоей румынской церкви произошёл раскол — 19 февраля 1924 года в суде города Сучава была зарегистрирована «Организация приверженцев православной старостильной церкви Румынии».
Один из лидеров этого движения иеромонах Гликерий активно начал строить храмы старостильников. Это привело к тому, что в 1936 году последователи иеромонаха располагали почти четырьмя десятками церквей. И находились они большей частью в запрутской Молдове.
В сентябре 1936 года румынский патриарх Мирон Кристя (в 1938-м стал премьером Румынии) развязал кампанию против последователей румынского старостильничества. Их массово арестовывали, у них отобрали все построенные храмы.
О происходившем свидетельствовали публикации газеты «Бессарабское слово». В них мы встречаем сообщения и о том, что старостильники были на севере Бессарабии, а в сёлах активно продолжали отмечать Рождество 7 января.
«По сведениям, получаемым местными властями с мест видно, что деревня в этом году, как и в минувшие годы, праздновала Рождество по старому стилю. Крестьяне села Албинец и Сарата привезли из-за Прута двух монашествующих, которые совершили богослужения в частных молитвенных домах, окружённых высокими заборами и колючей проволокой. В эти дома имеют доступ только крестьяне, хорошо известные в деревне своей "лояльностью"», — писали журналисты «Бессарабского слова» в 1936 году, которых цитирует портал esp.md.
В заметках газеты мы находим и информацию и о совещании духовенства Хотинской епархии в Бельцах по поводу борьбы со старостильнками.
Служители церкви рассказывали о том, какова ситуация в их приходах.
«Священники сделали доклад о положении в их приходах и констатировали, что движение старостильников идёт на убыль, но всё же принять кое-какие меры для полной ликвидации этого движения. Епископ Тит (глава Хотинской епархии, чья резиденция была в Бельцах) предложил, чтобы в районах, где существуют старостильники, священники вели борьбу с ними путём проповедей с амвона. Эти районы посетит чудотворная Гербовецкая икона с группой миссионеров и монахов. Богослужение во время пребывания иконы Божией матери совершить лично епископ Тит», — докладывала газета.
Интересно, что на этом собрании присутствовали префект Бельцкого уезда, главы прокуратуры и полиции. Это не зря — светские власти активно подключались к борьбе со старостильниками. И судя, по другим газетным заметкам, самых активных адептов прежнего календаря арестовывали и предавали суду.
Как бы то ни было, окончательно старый стиль в Бессарабии не удалось искоренить. В 1940 году край включили в состав СССР. Местная церковь перешла под юрисдикцию Русской православной церкви, которая всё это время не признавала новоюлианский календарь. Праздники вновь стали отмечать по-старому.
Небольшая православная старостильная церковь Румынии существует по сей день. С остальными церквями она практически не поддерживает отношения. Большинство румынских православных придерживаются нового стиля, сообщает автора материала на портале esp.md Руслан Михалевский.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова