Молдова Четверг, 25 апреля
Экономика, 27.03.2019 21:00

Дороги в Молдове строят иностранные компании, замешанные в коррупционных скандалах

Дороги остаются злободневной проблемой Молдовы.

В последние годы, несмотря на обещанную министром Кириллом Габуричем государственную программу «Drumuri bune pentru Moldova», все чаще всплывают проблемы с подрядчиками.

Особенно вызывают вопросы контракты между государством и иностранными строительными компаниями, чьи сотрудники не несут никакой законодательной ответственности перед нашим государством и гражданами.

Один из самых наглядных примеров – компания «OHL ZS MO» S.R.L., представительство компании в чешском Брно, которое, в свою очередь, является частью межнациональной корпорации OHL в Испании. На всех сайтах можно найти тексты о том, что у головной компании более 100 лет опыта в строительстве самых качественных дорог и мостов по всему миру.

Только нигде не упоминается о том, что, как минимум, дважды, руководство головной компании в Испании было замешано в коррупционных схемах с дачей взяток в особо крупных размерах.

Скандалы

В 2013 году компания OHL Испания фигурировала в политическом скандале, когда были раскрыты данные о донорах одной из политических партий и самого премьер-министра Мариано Рахой. Именно глава совета директоров OHL Хуан Мигель Виллар Мир числился в списках секретных доноров премьер министра и его партии. Несмотря на протесты граждан и попытки прессы выяснить правду, руководство OHL в Испании тогда отмолчалось и комментариев не последовало.

К примеру, весной 2017 года вспыхнул небывалый скандал, когда судья Мадридского бюро по борьбе с коррупцией Иллой Веласко выдвинул обвинение против президента компании OHL в Испании Хуана Мигеля Виллар Мира в даче взятки в размере 1,5 млн долларов США главе Мадридского региона Игнасио Гонсалесу в период 2003-2012 годов. Игнасио Гонсалес должен был обеспечить компании OHL в Испании победу в тендере на выполнение строительных работ. Речь шла о проекте строительства госпиталя общей стоимостью в 600 миллионов евро.

Компания OHL в Испании попыталась откреститься от обвинений в свой адрес, мотивируя тем, что Хуан Мигель Виллар Мир более не возглавлял совет директоров еще с 2016 года.

В октябре 2015 года еще более крупный скандал с непосредственным участием компании OHL потряс Мексику. Согласно проведенному расследованию, строительная компания OHL Mexico взяло на себя обязательство по строительству кольцевой дороги, прилегающей к столице Мексики, и связывающей один из районов Мехико Сити и соседний штат Пуэбла.

Изначальная стоимость проекта составляла 345 миллионов долларов США, которая затем непонятным образом возросла до 1,131 миллиарда долларов, а затем вообще и до 1,420 млрд долларов США. Активисты смогли доказать, что такое резкое «вздутие» бюджета на строительство случилось только благодаря фальсификации и коррупции с участием руководства компании, федерального правительства Мексики и ведущих лиц судебной системы государства.

Руководство мексиканского представительство OHL отказало представителям гражданского общества в открытой аудиторской проверке, в то же время некоторые государственные лица встали на сторону строительной компании.

Адвокат, предоставивший аудиозаписи, согласно которым один из руководителей мексиканского представительства OHL обсуждает, какого размера взятку дать властям Мексики, был задержан правоохранительными органами на 24 часа и ему было предъявлено какое-то непонятное и бездоказательное обвинение.

OHL в Молдове

Кажется, что в масштабах маленькой Молдовы такого рода скандалы вообще невозможны, но OHL Молдова отметилась и тут не единожды.

На данный момент компания «OHL ZS MO» S.R.L. является исполнителем работ по строительству и реконструкции дороги национальной трассы R1 на участке 24,05 км – 68, 25 км (лот 2). Для тех, кто знаком с дорогой, это часть до начала объезда на Бахмут.

Качество дороги на отрезке, пролегающем рядом с этнокультурным комплексом «Ватра», вызывает вопросы.

Для справки, по окончанию работ по ремонту и строительству дороги, проводятся специализированные тесты – в нескольких местах делаются небольшие керны и берут пробы из самой дороги. Эти керны помещают под специальный пресс, затем под нарастающим давлением вычисляется качество слоев построенной дороги. Чем больше давления выдерживает проба, пока не начинает ломаться, тем выше качество.

По словам тех, кто присутствовал во время изложенных событий, на вышеупомянутом участке возле этнокультурного комплекса «Ватра» даже не смогли взять пробы – керны рассыпались в руках тех, кто проводил проверку качества. 

Об этом общеизвестном среди специалистов-дорожников моменте не рассказали общественности, а участок якобы прошел проверку данного этапа строительства и теперь характеризуется как «хорошая дорога». До сих пор непонятно, как специалист-технадзор подписал документы о сдаче.

Компания «OHL ZS MO» S.R.L обязалась сдать в эксплуатацию этот участок дороги еще в ноябре 2016 года, о чем уведомляет всех проезжающих большой плакат на выезде из Страшен в сторону Каларашь. На том самом 24-м километре, где начинается «Лот 2», за который отвечает молдавское представительство компании.

То есть, сдача в эксплуатацию этого участка дороги запаздывает как минимум на 2,5 года, несмотря на наличие контракта между государством и исполнителем, прописанные сроки, штрафные санкции и прочее.

Еще более странная ситуация с объездной дорогой возле Унген, построенной для удобства проезда на таможенно-пропускной пункт – участок национальной трассы R1 на отрезке приблизительно 90-115 км. Там, согласно проекту, есть транспортная развязка и мост длиной около 50 метров, который надо было построить на опорах, прилегающих к железной дороге.

Как стало известно нашему изданию, руководство молдавской железной дороги для подстраховки безопасности железнодорожного полотна потребовало перенести опоры дальше от путей, чем было предусмотрено в изначальном проекте. Это породило огромное количество проблем, начиная от изменений в проекте, дополнительной документации и времени на утверждение каждой бумаги в отдельности во множестве государственных инстанций.

Исполнителем этого участка дороги также фигурирует молдавское представительство компании «OHL ZS MO» S.R.L.

Непонятно каким образом, в обход всех бумажной волокиты, строительство участка велось несколько лет без надлежащих необходимых документов.

Все нужные бумаги были утверждены летом 2018 года, перед непосредственной сдачей в эксплуатацию построенного участка дороги и моста, на которой присутствовали официальные лица Республики Молдова и открывали мост в торжественной обстановке с разрезанием праздничной ленточки.

Журналист «Блокнота Молдовы» связался с местным офисом в Молдове и задал вопросы:

1. Почему до сих пор не сдан в эксплуатацию объект (участок национальной трассы R1 24,05 км – 68, 25 км), который компания «OHL ZS MO» S.R.L обязалась закончить почти три года назад?

2. Какую ответственность несет молдавское представительство компании OHL за невыполнение работ по строительству и ремонту участка национальной трассы R1?

3. Каким образом молдавскому представительству удалось избежать расторжения контракта с государством, учитывая ужасное качество дороги на участке возле этнокультурного комплекса «Ватра» и опоздание более, чем на два года сдачи в эксплуатацию данного объекта?

4. Как велись работы на участке объездной дороги возле Унген (90-115 км трассы R1) без надлежащей документации и каким образом проводились плановые проверки этапов строительства дороги и моста, если не было на руках утвержденного проекта и авторизации на строительство?

Главный менеджер проекта Кэтэлин Дэнкуцэ, согласно информации, полученной от его ассистентки, либо болен, либо уехал в Румынию. Ассистентка подтвердила, что молдавское представительство является предприятием, имеющим отношение к чешской компании, которое, в свою очередь принадлежит испанской корпорации OHL.

Также, она подтвердила, что молдавское представительство отвечает за строительство и ремонт дороги на участке 24,05-68,25 км недалеко от Страшен на 90-115 км возле Унген и моста.

Еще в 2017 году отшумел скандал с участием болгарской компании "SK-13 Patstroy JSC", которая взяла на себя обязательство по строительству и восстановлению участка дороги, соединяющего трассу М1 с Яловенами. В рамках того нашумевшего дела был задержан бывший министр транспорта Юрий Киринчук и глава госадминистрации дорог Вячеслав Телеман, по обвинению в коррупции в особо крупных размерах.

Возникают вопросы – каким образом компании, у которых на территории Молдовы нет ничего, кроме офисного помещения, выигрывают государственные тендеры на огромные суммы? Как происходит проверка компаний, подающих заявки на участие в тендерах? Кто отвечает за их отбор и проверку перед гражданами Молдовы и законом?

Почему молдавские компании, у которых есть необходимая спецтехника, опытные специалисты инженеры и строители, рабочая сила, и которые несут серьезную ответственность перед законом, отодвинуты в сторону во время большинства таких тендеров?

Ведь, если подумать, легче всего проверить их – у них есть «история» проведенных строительных и ремонтных работ в 10 и более лет, есть все необходимое, есть опыт работы на территории Молдовы, знание нормативов и ГОСТов.

Но, пока в Молдове единицей измерения качества дорог будет «палец Габурича», все вышеперечисленные вопросы так и останутся без ответа.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Drumuri buneтендеркоррупцияскандалстроительстводорогаМолдова
1
1