Молдова Воскресенье, 12 января
Общество, 31.05.2016 11:48

Экс-министр Мирча Буга – подельник в создании проблем в области здравоохранения?

Экс-министр Мирча Буга – подельник в создании проблем в области здравоохранения?

В 2015 году Национальная компания по страхованию в медицине (НКСМ) допустила неэффективное использование денег, предназначенных для охраны здоровья населения. Масштабная аудиторская проверка, проведенная недавно в НКСМ, а также в трех крупнейших медицинских заведениях страны – Институте скорой помощи (ИСП), Республиканской клинической больнице (РКБ) и Институте матери и ребенка (ИМР), выявила факты нарушений и неэффективного управления Министерства здравоохранения в целом и четырех упомянутых учреждений, в частности. По традиции, единственной пострадавшей стороной стали пациенты.

Долги и руководители без умения управлять финансами

Даже несмотря на то, что утверждение расходной и доходной частей фондов обязательного медицинского страхования запоздало, в 2015 году бюджет НКСМ можно назвать щедрым – 5,2 миллиардов леев доходная часть, что примерно на 11 процентов больше предварительного бюджета. Вместе с тем, был отмечен рост поступлений за счет выплаты взносов обязательного медицинского страхования в процентном отношении, а это на 34 миллиона леев больше утвержденного уровня.

Первой и основной ошибкой НКСМ, по данным аудита, стал тот факт, что компанией не был обеспечен процесс проведения планирования переводов от государственного бюджета для застрахованных пациентов, а также не была обеспечена прозрачность управления бюджетом, что в итоге привело к накоплению задолженностей. В условиях, когда средства основного фонда приходятся на больничное медицинское обслуживание, именно по этим учреждениям и были отмечены самые большие задолженности. Так, в 2014 году были зарегистрированы задолженности по всем видам медицинского обслуживания, а в последний день 2015 их сальдо составило 2,9 миллиона леев. Вместе с тем, по состоянию на 31 декабря 2015 года, кредиторская задолженность медико-санитарных учреждений, получающих финансирование  от НКСМ, превысила сумму в 440 миллионов леев, в том числе по оплате труда – 108,5 миллионов, по продовольственным изделиям – 11 миллионов леев, по медицинским препаратам – 191 миллионов леев, а также иным расходам – почти 130 тысяч леев.

Деньги, предназначенные на повышение качества медицинских услуг, потерялись по дороге

Еще одна отличительная черта неэффективного управления касается государственных программ в области здравоохранения и повышения качества жизни пациентов, а точнее говоря – денег за счет фонда, предусматривавшего проведение данных профилактических мер. Согласно действующему законодательству, данному фонду положен процент за счет доходов Фонда обязательного страхования в медицине. В прошлом году размер фонда составил 50,7 миллионов леев, из которых лишь 13 миллионов леев были освоены. Таким образом, если в 2013 и 2014 годах уровень исполнения составил 73,1 и, соответственно, 74,5 процентов, в 2015 году этот показатель едва превысил 25 процентов. В 2015 году количество проходивших лечение пациентов было выше запланированного изначально.

Таким образом, в РКБ количество лечившихся граждан было превышено на 193 случая, а в ИМР – на 4523 случая. Данный факт обусловил соответствующие расходы и, естественно, появление задолженности в размере 50 миллионов леев. Также, по трем больницам были отмечены задолженности перед поставщиками в размере около 140 миллионов леев. Другой проблемой, выявленной в результате проведенной аудиторской проверки, стал тот факт, что больницами были закуплены медицинские препараты и фармацевтические изделия, при этом потраченная сумма превысила на 49 миллионов леев предельную сумму, заложенную в плане закупок, а также, в связи с тем, что заключение договоров имело место до составления соответствующих договоров по закупке медицинских услуг у НКСМ и до разработки сметы доходов и расходов по данным видам услуг.

Затребованные медицинские препараты так и не дошли до больниц

Однако кризис на этом не закончился. Сотни видов медпрепаратов так и не дошли до больниц из-за отсутствия денег. Таким образом, в Институте скорой помощи по 285 из 850 ордеров по заказу-доставке медикаментов по 345 позициям не были выданы затребованные лекарства, а по 640 позициям они были выданы частично.

В Республиканской клинической больнице также не обошлось без проблем. По 430 из 1308 бланкам по заказу-доставке медикаментов на 1651 позиций выданное количество было ниже затребованного. В то же самое время, в Институте матери и ребенка по 89 из 523 бланкам по заказу-доставке медикаментов медицинские препараты не были выданы аптеками, а по 79 бланкам количество препаратов, затребованное больничными отделениями, не было выдано в полном объеме.

Позабытые проекты, трата денег

Неэффективное управление медицинскими учреждениями не ограничивается лишь приведенными случаями. С неиспользуемым корпусом Института скорой помощи связано появление убытков примерно на один миллион леев в 2015 году. Речь идет о четвертом корпусе столичной Больницы скорой помощи, строительство которого обошлось немного-немало в 68 миллионов леев. Еще одним обреченным проектом стало строительство Департамента эндо-урологии при Республиканской клинической больнице, который планировалось достроить в 2014, но который так и не открыл свои двери и по сей день.

На первый взгляд, за всеми этими проблемами и допущенными нарушения стоит один из самых влиятельных людей в системе в последние годы, а именно Мирча Буга.

С 2009 по 2015 год он занимал должность директора Национальной компании по страхованию в медицине. Именно в этот период времени, а точнее, начиная с 2013 года, начались проблемы в области здравоохранения, а их кульминацией стал беспрецедентный кризис медицинских препаратов в конце 2014-го – начале 2015 года. При этом, одной из причин всего этого, якобы, является причастность высокопоставленного чиновника к краже миллиарда. Так, согласно явке с повинной осенью прошлого года предпринимателя Илана Шора, Мирча Буга якобы перевел на счета Unibank, одного из банков-участников хищения, примерно 600 миллионов леев, к которым, правда, прибавились и доходы еще одной компании-участницы схемы – АО “Franzeluța”. Изначально, банк, в который были переведены деньги для депозитного хранения, был выбран без проведения соответствующего тендера. После чего, по настоянию Счетной палаты, тендер все-таки был проведен. Однако, финансовое учреждение осталось прежним. Тогда Мирча Буга заявлял, будто бы действовал в строгом соответствии с законодательством и уставом организации. Более того, по словам М. Буга, он никогда не допускал никакого давления на себя.

Впоследствии, в декабре 2014 года, НКСМ не смогла отозвать из банка находящуюся там на депозитном хранении сумму в 115 миллионов леев, что привело к появлению задолженностей перед больницами в размере 102 миллионов леев. Деньги удалось получить лишь в январе 2015 г.

Стоит отметить, что под руководством того же М. Буга НКСМ начала распределять деньги частным клиникам, в том числе неаккредитованным государственными структурами. Неясно, на основании каких принципов и критериев состоялась передача почти 100 миллионов леев на высокоэффективные услуги в частных клиниках в условиях, когда государственные больницы, оснащенные современным оборудованием, приобретенным в счет займов, так и не получили достаточно денег от НКСМ. Достаточно вспомнить случай с Республиканским центром диагностики, который в середине 2015 года остался без денег.

Портал E-medicina.md попытался связаться по телефону с Мирчей Буга. Однако выйти на чиновника так и не удалось.

В период с 18 февраля 2015 г. по 30 июля 2015 г. Буга занимал должность министра здравоохранения после своего предшественника, либерал-демократа Андрея Усатого. Начиная с 30 июля 2015 г. он занимал должность министра труда, социальной защиты и семьи Республики Молдова. В настоящее время М. Буга числится советником премьер-министра Павла Филипа.

Источник

Новости на Блoкнoт-Молдова
0
0