Есть люди, которых никогда невозможно будет заменить: Владислав Гросул - ученый, личность, патриот
Читайте также:
- Неопровержимые факты от профессора Гросула - что говорили о молдавском языке в XIX и ХХ веках (09.09.2021 09:40)
- Владислав Гросул: неужели граждане Молдовы хотят стать румынами третьего сорта?! (01.09.2021 13:24)
- Владислав Гросул: в молдавских учебниках истории пишут откровенную фальсификацию (04.07.2021 15:20)
В пятницу вечером на 83 году жизни скончался Владислав Якимович Гросул, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук. Владислав Гросул – достойный продолжатель дела его отца, первого президента Академии наук Молдавской ССР Якима Сергеевича Гросула. После окончания исторического факультета Владислав Якимович стал сотрудником Института истории Академии наук СССР (ныне Институт истории Российской академии наук), в котором проработал более 50 лет - вплоть до своего ухода из жизни. Автор около 600 научных работ, в том числе 16 индивидуальных и 17 коллективных монографий, один из авторов Большой российской энциклопедии, для которой написал 8 статей. Значительная часть его работ посвящена истории нашей страны, генезису молдавского народа, молдо-российским отношениям.
Воспоминания о своем друге и коллеге оставил в соцсетях доктор исторических наук Иван Грек:
- Судьба человека складывается из двух, скажем так, субстанций. Одна предопределена самим фактом рождения. Насколько знаю, Владислав Якимович в полной мере испытал на себе эту предопределенность. Но вместе с ней, но и вопреки ей, он при участии своих родителей с юных лет выстраивал свою собственную судьбу. Когда замдекана исторического факультета Кишиневского государственного университета Иван Иванович Мещерюк спросил 17-летнего юношу, какую он читал литературу по истории, тот ответил: папину библиотеку. Мне нет необходимости объяснять, кто такой Яким Сергеевич Гросул, нет необходимости и убеждать кого-либо в том, что его 17-летний сын уже был со сформированным историческим мышлением. Неимоверное трудолюбие, помноженное на талант и блестящую память, легли в основу отличной защиты Владиславом Якимовичем докторской диссертации в 35-летнем возрасте.
Обширна тема его научных интересов: историческая Молдова, Молдавия Пруто-Днестровского междуречья, Приднестровье (родина его родителей), российско-молдавские отношения, российская революционная эмиграция на Балканах и в Юго-Восточной Европе, история России и СССР - далеко не полный перечень проблем его научных интересов и это отдельная тема для освещения.
Здесь я хочу остановиться на научном почерке Владислава Якимовича. Возьмите его первую монографию, изданную в 27-летнем возрасте "Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20-30 годы XIX века)" и две последние работы - "Молдавское движение до и после образования Румынии (1821 - 1866 гг.)" и "Бессарабия в международных отношениях нового времени". Обратите внимание на то, как Владислав Якимович излагает содержание архивных источников, документов, статей периодической печати, научные публикации предшественников. Он это делает так, что ему, в принципе, не надо бы и делать свои выводы, они уже содержатся в использованных им источниках: сам читатель приходит к такому умозаключению. Я, например, в своих выводах по прочтению его "Молдавское движение..." согласился с тем, что при объединении княжеств после Крымской войны молдавскими сепаратистами были те, кто привел к утрате молдавским княжеством своего суверенитета, а не те, кто отстаивал его суверенитет. Для меня тогдашние унионисты - ни кто иные как предатели дела Штефана чел Маре, уничтожители молдавской государственности за Прутом.
В моем научном становлении состоявшийся историк Владислав Якимовим сыграл роль состоявшегося ученого, готового прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Когда я проходил годичную научную стажировку в Институте славяноведения и балканистики Академии наук СССР в 1982 году, он по моей просьбе познакомился с вариантом рукописи моей диссертации. Не просто познакомился, а внимательно прочитал и сделал конкретные замечания и пожелания. Второй раз, когда я в 1984 году защитил диссертацию и представил ее в Высшей аттестационной комиссии СССР, а на нее последовала из Кишинева черная рецензия, Владислав Якимович, как член экспертной комиссии ВАК снял все вопросы относительно ее научной новизны и профессиональной подачи. Но так и не сказал мне, кто автор рецензии, и это делает ему честь. Наконец, когда встал вопрос об издании моей монографии, в основе которой лежала моя диссертация, а рецензент от Института славяноведения и балканистики дал отрицательную на нее рецензию, обвинив меня в национализме, Владислав Якимович попросил члена-корреспондента АН СССР Е. И. Дружинину дать свое заключение по моей работе. После этого все претензии к ней были сняты, а в ее текст я не внес никаких изменений.
Я бесконечно благодарен Владиславу Якимовичу за его вдумчивое, внимательное и участливое отношение к моему стремлению реализовать свой интерес историка бессарабских болгар и гагаузов. Мы с ним выросли в разных жизненных обстоятельствах, по-разному складывались наши судьбы как по факту рождения, так и личной целеустремленности в достижении цели вне зависимости от ее предопределенности, у нас были и разные стартовые возможности к достижению поставленной цели, но я никогда не чувствовал, чтобы в общении Владислав Якимович не был со мной на равных. А это многого стоит!
Мы были и единомышленниками, отстаивая молдавскую этническую, этнокультурную и политическую идентичность своими научными работами и политической позицией. В памяти истинных патриотов молдавского государства на обоих берегах Днестра Владислав Якимович навсегда останется в первых рядах его выдающихся личностей. Светлая ему память.
Далее приведем некоторые цитаты Владислава Гросула из освещенного на нашем сайте выступления историка на онлайн-конференции «Молдавская самобытность и её защита в современном мире», организованной Институтом социально-политических исследований и регионального развития и молдавским отделением Изборского клуба:
– Молдавское государство, созданное в середине XIV в., было основано выходцами из Марамуреша. С этим согласны практически все, кто занимался историей происхождения этого государства. Более того, это стало аксиомой, которая, как каждая аксиома, не требует доказательств. Действительно, в пользу этого тезиса говорит вся сумма фактов, которую удалось собрать к настоящему времени - как внутреннего, то есть молдавского происхождения, так и внешнего, подобранного из иностранных источников. Вопросы начинают появляться, когда исследователи начинают разбираться в особенностях создания молдавской государственности и, например, в том, почему восточные романцы создают почти одновременно два разных государства, которые затем будут раздельно существовать в течение пяти столетий. Среди вопросов, появляющихся у исследователей молдавской государственности, есть и такие, которые мы поставили в заголовке нашей статьи, а именно когда же появились молдаване в Марамуреше, были ли они здесь автохтонами, проживая долгое время, или они все-таки откуда-то пришли в точно определенное время. В период римской Дакии Марамуреш в ее состав не входил, там обитали костобоки и вольные даки, и понятно, что романизованное население туда попало позже, но когда? При готах тоже очень сомнительно, ибо в молдавском языке нет ни одного готского слова. А ведь готы там располагались почти столько же, сколько римляне. А потом пришли гунны, авары и т.д. Где находилось романизованное население? Мы не можем назвать ни одного города, ни одного села, даже какой-нибудь пещеры, поскольку все они обследованы, и обследованы неоднократно. Результат один и тот же. Не ставя перед собой задачи отражения довольно большой историографии о формировании молдавской государственности, я сразу могу сказать, что ответ на оба эти вопроса был дан примерно пятьсот лет тому назад и не где-нибудь, а в одной из двенадцати славяно-молдавских летописей, хорошо известных в исследовательской литературе.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.