Генпрокуратура предложила решение для возврата финансовых средств, украденных из банковской системы
Читайте также:
- Ожидаемо! КC отклонил запрос Генпрокуратуры о приостановке действия поправок в закон о прокуратуре (06.09.2021 17:51)
- Нет в Молдове политики без прокуратуры и прокуратуры без политики - эксперт (06.09.2021 10:07)
- Власти перекладывают на прокуратуру ответственность за свою неспособность выполнять условия, взятые ими перед партнерами по развитию (01.09.2021 14:33)
Украденные из банковской системы Молдовы деньги могут быть взысканы двумя способами: уголовным и гражданским, и для этого нужно разработать новую Стратегию.
Об этом говорится в опубликованном сегодня, 8 сентября, заявлении Генеральной прокуратуры Республики Молдова. Согласно документу, один из основных вопросов, стоящих в повестке дня центральных публичных органов, парламента, правительства, президента, прокуратуры и других правоохранительных органов, касается процесса возврата финансовых средств, похищенных из банковской системы. Важность этого вопроса также обусловлена условиями Меморандума о взаимопонимании между Молдовой и ЕС по макрофинансовой помощи, подписанного в Кишиневе 21 июля 2020 г. и в Брюсселе 23 июля 2020 г., ратифицированного молдавским парламентом 10 сентября 2020 г.
В Генпрокуратуре обратили внимание на тот факт, что до сих пор ни один госорган не представлял прокуратуре комплексный подход к этому вопросу и конкретный план выполнения условий, вытекающих из Меморандума, несмотря на то, что, по сути, деятельность по реализации Стратегии функционально выходит за рамки деятельности прокуратуры.
Обобщая информацию для будущего отчета о ходе процесса возврата украденных финансовых средств из банковской системы, касающуюся последних результатов проводимого расследования дела о «банковском мошенничестве», в прокуратуре констатировали, что нынешняя Стратегия возврата финансовых средств, украденных из банковской системы, была разработана в период «захваченного государства», в неясных обстоятельствах и неизвестными лицами. И хотя, как утверждается, этот стратегический документ был подготовлен Антикоррупционной прокуратурой, Национальным антикоррупционным центром и Агентством по возмещению добытого преступным путем имущества (ARBI) в июне 2018 г., он никогда не был зарегистрирован ни в одном из этих учреждений.
- Не будучи подписанным ни одним субъектом, этот стратегический документ не приобрел статуса официального документа, поэтому непонятно, как он впоследствии появился в некоторых документах, принятых парламентом и правительством, включая Меморандум РМ-ЕС. Эти обстоятельства продолжают расследоваться и выясняться в рамках уголовного дела, о результатах которого мы сообщим дополнительно, - заявили в Генпрокуратуре.
В Генпрокуратуре также подчеркнули, что вся эта Стратегия методически ориентирована в определенном направлении, а весь процесс расследования банковских мошенничеств был направлен на защиту интересов Владимира Плахотнюка.
Исходя из упомянутых аспектов, связанных с компетенцией прокуратуры и важностью предмета, Генпрокуратура считает, что утверждение указанной Стратегии нельзя логически и юридически поручить прокуратуре, соответственно, в настоящее время, она не может служить официальным основанием для деятельности прокуратуры, правительства, парламента и других госорганов по взысканию мошеннических денег из банковской системы. При этом прокуратура считает, что для эффективности процесса взыскания украденных денег государству необходимы новое видение и новый комплексный стратегический документ, но разработка и реализация такой стратегии выходит за рамки полномочий прокуратуры.
В Генпрокуратуре пришли к выводу, что национальные власти до сих пор придерживались чисто формального подхода в этом вопросе. В то же время, возложение ответственности за весь процесс взыскания украденных в результате мошенничества финансовых средств на прокуратуру, которая должна в первую очередь обеспечить эффективность уголовного преследования по делу и не обладает соответствующими полномочиями, создает конфликтную ситуацию между властями первого уровня, а также риски дискредитации перед внешними партнерами по развитию. В Генпрокуратуре считают, что созданная ситуация является, в частности, результатом неэффективного диалога между властями, и в этом контексте прокуратура представляет ряд предложений.
В этой связи Генпрокуратура считает крайне необходимым разработать на уровне правительства или парламента (при поддержке и в сотрудничестве с другими компетентными органами) стратегический правовой документ (Стратегию), которая сделает возможным возврат украденных из банков средств.
В случае одобрения предложений о разделении документа на две части: уголовное и гражданское, прокуратура берет на себя ответственность за координацию и конструктивное содействие деятельности в рамках юридических полномочий на всех этапах возврата преступных активов в соответствии со ст. Уголовно-процессуального кодекса:
- преследование добытого преступным путем имущества и сбор доказательств;
- установление запрета на распоряжение добытым преступным путем имуществом;
- конфискация добытого преступным путем имущества и возмещение ущерба;
- возврат добытого преступным путем имущества.
В ведомстве призвали создать рабочую группу для разработки Стратегии, отметив, что прокуратура назначит представителя Генпрокуратуры и специализированных прокуроров и представит видение учреждения в отношении уголовного и гражданского компонента.
- Прокуратура назначит представителя Генеральной прокуратуры и специализированных прокуроров, участвующих в расследовании банковских махинаций, и, до принятия решения по этому поводу учреждение будет продолжать представлять информативные отчеты о ходе работы, основанные на последних результатах уголовного расследования и судебного разбирательства уголовных дел, - говорится в документе.
Подготовил Михаил Генчу