Власти перекладывают на прокуратуру ответственность за свою неспособность выполнять условия, взятые ими перед партнерами по развитию
Читайте также:
- За время нахождения Санду у власти происходит лишь какое-то веселье, а обещания по-прежнему остаются обещаниями, - мнение (30.08.2021 20:40)
- Под грифом рекордной смертности прошли первые месяцы Санду во главе Молдовы (30.08.2021 12:13)
- Будут ли «хорошие люди» Санду заниматься коррупцией и казнокрадством? Конечно, будут! – мнение (25.08.2021 17:30)
Генпрокуратура заявила о «дезинформации и манипуляциях» со стороны президента по вопросу Меморандума с ЕС по макрофинансовой помощи.
Сегодня, 1 сентября, Генпрокуратура выступила с рядом уточнений в свете заявлений, сделанных президентом страны Майей Санду во время ее встречи в Киеве с исполнительным вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом. По словам молдавского президента, «единственное условие, где у Молдовы нет достаточного прогресса для получения пакета макрофинансовой помощи в размере 50 млн евро – это наличие стратегии возврата денег, похищенных в результате банковского мошенничества, которую должна была разработать прокуратура…». Эта же позиция главы государства была подтверждена в ее недавнем интервью для радиостанции «Свободная Европа».
В заявлении для прессы Генпрокуратура сделала ряд уточнений, подчеркнув, что обязанность прокурора сообщать о процессе возврата денег не включена ни в один нормативный акт, и этого не предусматривает ни один механизм обусловленности выделения макрофинансовой помощи со стороны ЕС. Там же отмечено, что только в приложении к Меморандуму о макрофинансовой помощи есть указание о внедрении властями стратегии по возвращению активов, украденных в результате мошенничества, без указания прокуратуры в качестве ответственного учреждения.
В сообщении Генпрокуратуры также указывается, что до настоящего времени ни один представитель высшего законодательного органа не обратился в прокуратуру с какими-либо предложениями или планами совместных действий по реализации этого документа в части, касающейся прокуратуры, и конструктивное и правовое сотрудничество в этом направлении отсутствует. Вопрос, касающийся действий, которые власти Молдовы должны предпринять в контексте реализации положений Меморандума, был затронут в отношениях с прокуратурой только врио премьер-министра Аурелиу Чокоем, который в своем обращении от 7 мая 2021 г. рекомендовал прокуратуре совместно с компетентными органами обновить Стратегию возврата финансовых средств, похищенных из банковской системы, для ускорения уголовных расследований путем диверсификации международного сотрудничества и публичного представления информации раз в полгода.
В этой связи прокуратура разработала и совместно с Национальным антикоррупционным центром, Государственной налоговой службой, Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, 18 мая 2021 г. подписала приказ об утверждении Механизма возврата финансовых средств, похищенных из банковской системы. Этот межведомственный нормативный акт конкретно устанавливает действия и под-действия, которые необходимо предпринять, исполнителей, сроки и показатели прогресса, о чем премьер-министр был проинформирован в послании от 21 мая 2021 г.
В заявлении Генпрокуратуры отмечается, что до настоящего времени по делу о банковском мошенничестве было арестовано активов на 3,1 млрд леев. Однако окончательное возвращение активов, изъятых путем специальной или расширенной конфискации, относится не к компетенции прокуратуры, а к компетенции судов, которые будут рассматривать дела по существу.
В прокуратуре указали на то, что концентрация внимания государства только на уголовных механизмах в процессе возврата похищенных денег – неправильный подход, поскольку из-за судебных процедур этот механизм является сложным и долгим. Прокуратура берет на себя ответственность за ускорение судебного разбирательства по этому поводу в пределах, предусмотренных законом. В то же время, ведомство призвало компетентные госорганы принимать во внимание и неуголовные механизмы возврата финансовых средств, которые могут быть более эффективными и быстрыми с прямым, косвенным или субсидиарным участием банков по обязательствам, предусмотренным в соответствии с законодательством в процессе разграбления банковской системы.
В прокуратуре считают, что компетентные учреждения –правительство, Нацбанк, Агентство публичной собственности и другие – должны занять активную позицию в этом направлении.
- Мы считаем, что разработка и внедрение Стратегии возврата денег, украденных в результате мошенничества, не должны возлагаться исключительно на прокуратуру и другие правоохранительные органы. Этот документ должен предусматривать комплексные подходы и содержать два компонента: уголовный и неуголовный, который должен быть разработан на правительственном уровне с участием всех компетентных органов, - говорится в заявлении Генпрокуратуры.
Как подчеркнули в ведомстве, прокуратура осознает важность помощи Евросоюза нашему государству, и вместе со всеми заинтересованными органами обязуется расставить приоритеты и максимально ускорить деятельность по расследованию банковского мошенничества и, соответственно, по возврату похищенных у банков средств. Информация об этом будет представлена парламенту или, при необходимости, правительству на дату, заранее указанную в информативных отчетах о ходе работы.
В то же время в прокуратуре отметили, что считают заявления высшего руководства государства о Меморандуме о взаимопонимании с ЕС безответственными и манипулятивными, направленными на дезинформирование общественности и перенос на прокуратуру ответственности за неспособность или нежелание выполнять условия, взятые правительством и парламентом перед партнерами по развитию.
Новости на Блoкнoт-Молдова