Молдова Четверг, 28 марта
Политика, 13.11.2018 10:28

Игорь Додон: исполнилось два года с даты избрания народного президента

Сегодня исполняется ровно два года со дня второго тура президентских выборов 2016-го года – тех выборов, которые принесли победу Игорю Додону, ставшему пятым президентом Молдовы. 

Оставим в стороне патетику про «судьбоносный выбор страны» - это сможет показать лишь время, хотя мы все прекрасно понимаем, что даже за два года Додон смог бы сделать куда больше, имей он в своих руках должные рычаги – парламентское большинство, и полноценные действенные полномочия.

Сейчас отношения Игоря Додона и парламента напоминает ситуацию с шумными, агрессивными боярами, которые изо всех сил пытаются вставлять палки в колёса. Кто кого перекричит – непонятно, но становится совершенно очевидным, что президенту для выполнения всего намеченного необходима и поддержка парламента, которой он не располагает.

Получит ли он её после парламентских выборов – зависит лишь от избирателей, но, к сожалению, следует признать, что электоральные поля в Молдове настолько антагонистичны, что серьёзных перемен в итоговом раскладе по отношению к выборам четырёхлетней давности не предвидится. Можно уверенно сказать, что электорат «филатовцев» теперь будет голосовать за Санду, демократы получат своё путём подкупа, шантажа и запугивания, а электорат, голосующий за либералов, возможно, частично переметнётся к Санду или таким маргинальным проектам, как Шалару со своей ПНЕ.

Условий для изменения ситуации с президентскими полномочиями не предвидится, и потому Додону и дальше придётся действовать в рамках того очень узкого коридора, который «любезно» оставили ему господа Канду с Филипом, лихорадочно переписывавшие Конституцию страны в последние дни при Тимофте – с молчаливого согласия «немого президента», боявшегося сказать против своих покровителей хотя бы слово.

В этом смысле, к сожалению, и оставшиеся два года мандата пройдут в том же духе - «напёрсточники» будут ворочать свои игры, использовать Конституционный суд и вертеть всем по своему усмотрению. Без массивного голосования за партию социалистов ситуацию просто не изменить – ни Додону, ни Путину, ни кому бы там ни было.

Два года непрерывной работы

Есть другие важные и, безусловно, положительные аспекты, которые хотелось бы выделить, резюмируя два года деятельности Игоря Додона в должности Президента Молдовы. Во-первых, Игорь Николаевич – первый президент, который пытается исправить ошибки и просчёты своих предшественников в отношении Приднестровья. До объединения страны ещё очень далеко, но президент пытается делать то, чего никак не могли сделать предыдущие – взглянуть на ситуацию без предрассудков и воинственности.

Снегур и приднестровцы – тут даже комментировать не хочется, Воронин лишь имитировал деятельность на приднестровском направлении, но когда пришло время серьёзных решений, он попросту струхнул. бТимофте происходит из тех кругов, которые и довели ситуацию на Днестре до войны – такие люди, смотрящие на мир через призму русофобии, и подавно не могли ничего решить в вопросе с ПМР.

С Игорем Додоном у Молдовы есть шанс узнать, чем живут и о чём думают люди с левого берега Днестра, взглянуть на них не через фильтра официальной кишинёвской пропаганды, а напрямую. Не случайно так заволновался руководитель ПМР Красносельский, который не хотел бы терять свою руководящую роль в пусть небольшом, но самостоятельном государственном образовании – он уклоняется от встреч с Додоном, чем даже вызывает недовольство Москвы, которая хотела бы видеть Приднестровье включённым в состав дружественной Молдовы. Сейчас ПМР – что-то вроде чемодана без ручки для Москвы, нести трудно, но бросить жалко. Потому с Додоном есть реальный шанс вернуть левобережье в состав страны – но для этого нужно, чтобы и в парламенте заседали люди, адекватно относящиеся к Тирасполю и Москве.

Люди, которые готовы прислушиваться друг к другу и договариваться, даже если это займёт годы – но ни в коем случае не воевать. Мы, молдаване, достойны иметь думающих политиков, умеющих находить компромисс, общие точки соприкосновения, а не таких, какие у нас были в лице Снегура, решавших проблемы путём насилия. Таких в любом селе предостаточно и в президентах им не место.

Ещё один аспект, на который необходимо обратить внимание – Додон постепенно обзаводится знакомствами и на Западе. В Европе предостаточно высокопоставленных политиков, которые не поддерживают навязываемую из-за океана русофобскую истерию – например, президент Чехии Милош Земан, премьер-министр Виктор Орбан, турецкий лидер Эрдоган.

Все они понимают – для того, чтобы геополитическая ситуация в Европе не накалялась, как котёл, необходимы адекватные отношения с Россией, её адекватное восприятие на Западе, а не тот образ, который формируют мэйнстримовые западные СМИ – образ монстра, агрессора и непредсказуемого идиота, готового без всякой на то причины обидеть, а то и убить соседа. Такие предрассудки уже давно не работают.

Постепенно «прозревать» начинают и другие политики – Европа, хотя и зависит от США в геополитическом и военном отношении, всё чаще пытается протестовать против её использования в качестве антироссийского жупела. В этих условиях в Европе и появляется определённый спрос на таких политиков, как Додон. В отличие от известных деятелей из правительства, летающих за инструкциями в США, Игорь Николаевич не запятнал себя многочисленными нарушениями, издевательствами над взятыми на себя обязательствами, он последователен и логичен в своих высказываниях и действиях, поэтому с ним можно и нужно иметь дело, особенно если вы хотите продемонстрировать желание уважать и считаться с интересами России в Европе – примерно так размышляют сейчас многие западные политики.

И в этом смысле президент Додон, имея меньше всего полномочий из всех президентов Молдовы, сделал, тем не менее, для страны больше всего.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Игорь Додонпрезидент Молдовы
0
0