Молдова Четверг, 21 ноября

Календарь: 12 декабря - родился Александр Ипсиланти, поднявший антитурецкое восстание в Молдове и Греции

12 декабря 1792  года в аристократической  фанариотской семье родился Александр Константинович Ипсиланти – руководитель восстания этеристов, послужившего началом греческой революции 1821-1829 годов.

Александр Ипсиланти – одна из самых противоречивых исторических личностей. Бесстрашный генерал русской армии и легендарный лидер Греческой революции, тщеславный и мужественный, слабохарактерный и харизматичный одновременно. Прославляемый  и осуждаемый современниками и потомками.

Бесстрашный  генерал-майор

Дед и отец Александра – Александр (старший) Ипсиланти и Константин Ипсиланти в разное время были господарями Молдавии и Валахии. Александр (старший), уже не будучи  господарем, был казнен турками из-за прорусской позиции своего сына Константина, занимавшего престол. В 1806 году Константин Ипсиланти был вынужден с семьей эмигрировать в Россию и поселиться в Киеве.

С юности  Александр Константинович Ипсиланти подавал большие надежды, но, как писали о нем близко знающие его: при блестящих способностях получил поверхностное образование, ибо отличался "легкомыслием и леностью к умственным занятиям, помешавшими ему в развитии драгоценных задатков, данных ему природою".

В 1808 году, поступив корнетом в Кавалергардский полк, Александр  начал службу в русской армии. Состоя в корпусе Витгенштейна, Ипсиланти героически прошел Отечественную войну 1812 года, особенно отличился в сражениях при Клястицах и Полоцке, участвовал и в кампании  1813 гг. и проявил "храбрость, доходившую иногда до безрассудства". За свои подвиги он получил ордена Владимира 4 степени и Анны 2 степени. В сражении под Дрезденом Александру Ипсиланти оторвало ядром правую руку, за что был награжден золотым оружием и произведен в полковники.

Император Александр I благоволил к Ипсиланти, в 1816 г. пожаловал его во флигель-адъютанты, в 1817 г. присвоил звание генерал-майора и назначил командиром бригады 1-й гусарской дивизии.

Но уже совсем скоро Александр Ипсиланти потерял расположение российского государя.

Кишиневский масон

Сначала Александр сделался масоном и, будучи в Кишиневе, посещал местную ложу «Овидий 25». Затем перешел к активной борьбе за независимость Греции от турецкого господства. В 1820 году он по совету своего греческого друга И. Каподистрии, бывшего в то время министром иностранных дел России, принял предложение членов тайного революционного греческого общества «Филики Этерия» сделаться его председателем.

В то время Кишинёв был центром общества «Филики Этерия», которое своей главной целью ставило освобождение Греции от турецкого господства.  Один из известных политических деятелей того времени даже  назвал Кишинёв «колыбелью греческой революции». И действительно, именно в Кишиневе вызревали планы восстания, сюда стекались  добровольцы, здесь собирали оружие. Здесь же находились руководители организации  – Александр Ипсиланти и его брат Дмитрий.

Че Гевара греческой революции

Восстание этеристов началось в марте 1821 года. Умер господарь Молдавии и Валахии, и Александр Ипсиланти решил этим воспользоваться. С отрядом этеристов он перешел через Прут и вступил в Яссы. Здесь он выступил с воззванием  к греческому народу и призвал к антиосманскому восстанию народы Молдавии и Валахиии. Так началась Греческая национально-освободительная революция 1821 - 1829  годов.

В Валахии и Молдавии начались восстания, но это не принесло успеха этеристам. Ипсиланти не собирался ликвидировать привилегии бояр и духовенства и этим самым привлечь к движению крестьян. Он нес свободу Греции от турок, но он не собирался освобождать народы Валахии и Молдавии от засилья греков-фанариотов.

Одновременно с восстанием этеристов в 1821 году в Валахии поднял антитурецкое восстание бывший капитан русской армии Тудор Владимиреску – национальный герой в современной Румынии.  Но объединить два восстания в одно  не удалось, и этому помешали позиции руководителей, которые не смогли договориться по принципиальным вопросам. Более того, Ипсиланти расстрелял Владимиреску и этим самым помог туркам расправиться с обоими движениями по одиночке.

Александр Ипсиланти, утоляя свое тщеславие, окружил себя двором в Яссах, раздавал титулы, уже примеряя на себя корону Греции. Медлил и не проявлял решительность в действиях. В его войсках царила  дезорганизация. Он не старался привлечь на свою сторону местную элиту, не пресекал резню, устраиваемую некоторыми участниками восстания в Молдавии и Валахии, арестовывал  богатых людей, вымогая у них деньги. Население Дунайских княжеств становилось все более недовольным действиями Ипсиланти. Ипсиланти лишился поддержки и церкви, которая была, например, шокирована размещением  театра в одном из разоренных монастырей. Константинопольский патриарх Григорий V отлучил кровавого и безбожного вождя Гетерии от церкви.

Ипсиланти, будучи нетерпеливым и легкомысленным, допустил роковую ошибку, когда начал  восстание, не заручившись предварительно поддержкой России. Он сам обещал её восставшим грекам, валахам и молдаванам. Но Александр I находился в то время в напряженных отношениях с Австрией: интересы обеих империй и так были обострены  борьбой за влияние на Балканах. Скомпрометированный заявлениями Ипсиланти, российский император был вынужден лишить его русских чинов, а также запретить помощь гетеристам. Без поддержки России любое антитурецкое восстание на Балканах было обречено на поражение.

3_Переход Ипсиланти через Прут.jpg

Переход Ипсиланти через Прут

Поражение и гибель

В июле 1821 года войска Ипсиланти потерпели несколько поражений и окончательно были разбиты турками в сражении при Драгошанах. Остатки повстанцев  с трудом пробились через границу на Пруте обратно в Бессарабию. Кишинёв  был переполнен беженцами.

Ипсиланти покинул остатки своих войск и задумал через Триест, австрийскую территорию, добраться до восставшей Греции  Он под чужим именем с разрешения властей вступил в пределы Австрии. Но вскоре, вместо обещанного транзита коварная  Венская власть арестовала Александра и вместе с его братьями Николаем и Георгием поместила в тюрьму.

Пребывание  в тюрьме катастрофически сказалось на здоровье Ипсиланти.  В ноябре 1827 года, благодаря вмешательству императора России Николая I,  Александр и его братья были освобождены. Александр Ипсиланти намеревался поселиться в Венеции, но он доехал только до Вены, где и умер от сердечного приступа 19 января 1828 года.

Брат Александра – Дмитрий Ипсиланти - получил известие  о смерти брата, находясь в Средней Греции, где он командовал революционной армией.  Ему было суждено закончить освободительную борьбу греческого народа от турецкого господства, начатую его братом,  в последнем сражении при Петре осенью 1829 года.

В памяти греческого народа Александр Ипсиланти остался героем и мучеником борьбы за независимость. Через 137 лет после  смерти останки Александра Ипсиланти были перезахоронены при церкви на Марсовом поле в Афинах.

Идеальный Ипсиланти А. С. Пушкина

Александр Ипсиланти и восстание этеристов с самого начала революционных событий вызывало острый интерес и было покрыто романтическим ореолом в русском обществе. Греческая революция идеализировалась декабристами и впоследствии многими русскими писателями.

Особое влияние эта тема оказала на  А.С. Пушкина, жившего в Кишиневе, неоднократно встречавшегося и беседовавшего с Александром Ипсиланти. На полях рукописи «Барышня-крестьянка» великий русский поэт нарисовал профиль Ипсиланти. Он упоминает о нем в нескольких произведениях – в повести «Выстрел», стихотворениях «Меж тем как генерал Орлов...» и «К Овидию» и других.

Широко известно четверостишие  в сохранившихся фрагментах сожженной десятой главы «Евгения Онегина», где  поэт писал о революционных событиях начала 1820-х годов:

Тряслися грозно Пиренеи,
Волкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Морей
Из Кишинева уж мигал.

Вдохновленный  началом борьбы за освобождение Греции Пушкин  писал весной 1821 года: «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал - и, мертвый или победитель, отныне он принадлежит истории - 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! - завидная участь».

Позднее, основываясь на личных впечатлениях и беседах с участниками восстания, бежавшими в Бессарабию, Пушкин был вынужден пересмотреть роль вожака етеристов, в частности, в повести «Кирджали» (1834) он пишет: «Александр Ипсиланти был лично храбр, но не имел свойств, нужных для роли, за которую взялся так горячо и так неосторожно...»

Конечно, историческая роль Александра Ипсиланти насколько велика, настолько же и неоднозначна.  Но здесь, в Молдове, и к нему, и к Пушкину особое отношение и мы всегда по-особому близко будем воспринимать пушкинские строфы:

Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
Скитался я в те дни, как на брега Дуная
Великодушный грек свободу вызывал.


Новости на Блoкнoт-Молдова
Ипсилантипушкин
0
0