Молдова Воскресенье, 23 июня

Календарь: 21 сентября родился известный художник Борис Билинский

21 сентября 1900 в городе Бендеры Бессарабской губернии родился один из самых выдающихся художников мирового кинематографа и театра первой половины ХХ века Борис Константинович Билинский.

Борис Билинский происходил из польской аристократической семьи, его отец был начальником гарнизона, генералом российской армии. В 1918 году Борис окончил кадетский корпус в Одессе, после чего поступил на учебу на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Но на просторах бывшей Российской империи бушевала Гражданская война, в 1920 году, его отец, генерал белой армии, был расстрелян. Борис со своей матерью и тремя сестрами эмигрировал через Константинополь в Италию, а позже переехал в Берлин.

В Германии Билинский стал изучать сценографию и режиссуру. И находясь под большим влиянием режиссера Макса Рейнхардта, стал декоратором в театре «Радуга» и театре-кабаре «Синяя птица».

В 1922 году Борис Билинский переехал в Париж, где познакомился и подружился со многими деятелями из знаменитой когорты русских художников во Франции: Семёном Лиссим, Львом Заком, Иваном Билибиным, Юрием Анненковым и др. Билинский брал уроки живописи у известных художников-авангардистов Сергея Судейкина и Бориса Григорьева. В 1925 году Билинский декорировал артистическое кафе «L’Arc-en-Ciel». Благодаря знакомству с актером Иваном Мозжухиным, Билинский стал художником на киностудии «Альбатрос», где начал принимать участие в создании декораций, афиш и костюмов.

В 1925 году за свою афишу к фильму «Лев Моголов» Билинский получил золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств, проходившей в Париже. По его эскизам создавались костюмы для самых известных киноактрис, включая Даниэль Мари Дарьё и Жаклин Делюбэк. В 1927 году Билинский создал серию плакатов для кинопрокатной компании «L’Alliance Cinématographique Européenne». Через год он получил французское гражданство и основал свою собственную компанию кинематографической рекламы, назвав ее «Алборис» («L’Alboris»). В 1927 году, совместно с Лиссимом и художником Георгием Лукомским, Билинский провел выставку в Париже в галерее «Simonson».

В журнале «Синема» 20 мая 1927 года писали, что «в области иллюстраций, костюмов и плакатов Борис Билинский является самым знаменитым дизайнером и занимает одно из первых мест во Франции». Более двадцати киноплакатов Билинского находятся сейчас в коллекции Музея французского кино.

В мае 1930 года в музее Галльера (Salon de franc) Билинский выставил макеты и эскизы для костюмов и декораций. В 1934 году расписал во французской столице артистическое кабаре «Шехеразада», ставшее достопримечательностью Парижа.

Борис Билинский участвовал во многих Осенних салонах, проходивших в 1930—1934 и 1937—1938 годах и в Выставке русского искусства в Лондоне в 1935 году. В 1937 году он завоевал золотую медаль на Всемирной выставке, проходившей в столице Франции.

После начала Второй мировой войны, в 1939 году, Билинский попытался вступить во французскую армию, но получил отказ от военных властей. После этого, вместе с женой, переехал в Италию, поселился в Риме, стал работать на студии «Титанус-фильм», создал костюмы и декорации для целой серии итальянских фильмов, включая «Без неба» («Senza cielo», 1940), «Женщина упала» («È caduta una donna», 1941) и «Черная пантера» («La pantera nera», 1942). Одновременно востребованный художник работал и для итальянского театра: в частности, в 1947 году создал костюмы и декорации для балета «Венские сумасбродства» («Follie viennesi», постановка Ауреля Милоша), премьера которого состоялась в театре Ла Скала. Таким образом Билинский продолжил начатое еще в 1930 годы сотрудничество с театром, в частности с «Парижской Русской оперой» (он оформил множество оперно-балетных спектаклей: оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки в постановке Н.Н. Евреинова, Б.Ф. Нижинской и Б.Г. Романова (1930); «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (1932) и др.).

В общей сложности за период с 1922 по 1949 год Билинский принимал участие в постановке более чем трёх десятков фильмов и десятка театральных спектаклей, получивших большую известность в Европе.

В годы войны Билинский создал знаменитую серию из тридцати акварелей под названием «Апокалипсис Святого Иоанна», отразившую его душевное состояние в этот сложный период. В последние годы своей жизни художник работал над возможностью воплощения музыки в цвете: в частности, создал серию альбомов «Музыка в красках», где перевел в живопись музыку К. Дебюсси, М. Равеля, Скрябина, Ф. Шопена и И. С.Баха.

Во время и после окончания войны Билинский проводил много времени в доме тестя — усадьбе, располагавшейся в сицилийской Катании. 3 февраля 1948 года он скончался в Катании и был похоронен на «Аллее именитых людей», расположенной на местном Монументальном кладбище.

В 1956 году на могиле художника был установлен памятник и горельефный портрет, созданный скульптором Пьетро Паппалардо. Посмертные выставки Билинского состоялись в Риме (1955—1956), на Капри (1960), в Нью-Йорке (1975) и в Париже («Борис Билинский. Рисунки к балету, театру и опере, 1927—1947», 1999).

Работы художника хранятся в коллекциях Музея кино в Париже, музее Метрополитен, Гарвардской театральной коллекции, Музее искусств Сан-Франциско в США, Музее искусств в Иерусалиме (Израиль) и университете Калгари в Канаде. На сегодняшний день проиндексированы более 900 работ Билинского, более 500 из которых хранится в семейном архиве Билинских.


Автор: Иван Рябцев


«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
Борис Билинский
0
0