Молдова Среда, 24 апреля

Календарь: 7 июня родился известный авиаконструктор Георгий Ботезат

7 июня 1882 года в Санкт-Петербурге (по данным Авиационной энциклопедии – в Кишиневе) родился Георгий Александрович Ботезат — выдающийся российско-американский авиаконструктор, учёный-математик, изобретатель, построивший один из первых в истории человечества успешных квадрокоптеров.

Георгий Ботезат появился на свет в семье Александра Ильича Ботезата – потомственного дворянина, происходившего из старинного молдавского рода, служившего после окончания Санкт-Петербургского университета в Министерстве иностранных дел Российской империи.  В семье кроме сына Георгия были и две дочери.

Семья Ботезатов жила в Париже, где отец служил в российском посольстве, но после смерти Александра Ильича в 1900 году мать с детьми вернулась на родину и поселилась в Кишинёве.  Здесь друг семьи — известный в Бессарабии промышленник и меценат Е. Л. Рышкан-Дерожинский — взял на себя финансовые расходы в связи с обучением детей.

Георгий Ботезат окончил Кишинёвское реальное училище (1902 год), учился на механическом отделении Харьковского технологического института (1902-1905, 1908 гг.), где получил диплом с отличием инженера-технолога, и в Электротехническом институте Монтефиоре в Льеже (Бельгия, 1905—1907 гг.), где получил диплом инженера-электрика. С 1908 по 1911 г. Георгий Ботезат обучался в аспирантуре в лучших высших учебных заведениях Европы – Геттингенском и Берлинском университетах, в Сорбонне (Париж).

В 1911 году в Сорбонне Г. Ботезат защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана». Зарубежные ученые высоко оценили работу молодого математика из России. Выдающийся французский ученый - математик П. Аппель, бывший оппонентом у Г. Ботезата, сказал ему после защиты: "Молодой человек, если вы воплотите ваши великолепные теории в практику, вы перевернете мир".

В 1911 г. Георгий Ботезат вернулся в Россию и читал лекции в Петербургском политехническом институте, участвовал в работе созданной там аэродинамической лаборатории, преподавал теоретические основы авиации в Офицерской воздухоплавательной школе. В 1914 году ему было присвоено звание профессора.

Во время первой мировой войны (1914-1918) Г. Ботезат работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях, например, вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства. В 1917 г. он принимал участие в проверке прочности и аэродинамики первого в мире тяжелого бомбардировщика "Илья Муромец", занимался проблемами бомбометания с самолетов, был главным конструктором авиационного отдела завода "Дюфлон". С 1917 г. Ботезат являлся президентом Научного комитета Российского аэроклуба.

Когда произошли Февральская и Октябрьская революции, еще не было закончено строительство государственного авиационного центра, создаваемого по инициативе Г. Ботезата. Принимая во внимание известность и научные заслуги Ботезата, большевики сохранили за ним должность руководителя Главного аэродрома России и предоставили условия для продолжения научной и конструкторской работы. Но гражданская война и хаос, охватившие Россию, не оставляли места для научной деятельности. Поэтому, получив приглашение на работу в США, Г. Ботезат нелегально покинул Россию и в мае 1918 г. прибыл в США.

 Ботезат работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 году Конгресс США выделил ему огромную по тем временам сумму денег на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год.

В 1922 году он создал свой четырёхвинтовый вертолёт в авиационном центре в Дейтоне, Огайо. Аппарат, имевший вес 1600 килограммов, двигатель мощностью 170 л.с. и способный нести трёх пассажиров, успешно поднялся в воздух на высоту в несколько метров и устойчиво управлялся, совершив в 1922 и 1923 годах более 100 полетов. Это был первый вертолёт в американских ВВС и первый вертолёт, который успешно совершал управляемые полёты. Несмотря на успех американские военные руководители прекратили дальнейшее финансирования работ по вертолетам, так как считали их серийное производство преждевременным, и Ботезат был вынужден переключиться на разработку самолетов. Только в 1936 году он вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America», но особых успехов в этой области уже не добился.

Кроме разработок в области вертолетов и самолетов Георгий Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве. Так он рассчитал траекторию полета на Луну, позже использованную при разработке проекта «Аполлон».

Георгий Ботезат умер в 1940 году в Бостоне после операции на сердце, был похоронен в Нью-Йорке.

Автор: Иван Рябцев
Новости на Блoкнoт-Молдова
Георге Ботезат
1
0