Молдова Пятница, 19 апреля

Катастрофу кишиневского цирка связали с проклятиями кладбища, на котором его возвели

Ворон Владимира Дурова спас имущественные ценности молдавского цирка, однако спасти его в ХХI никто не смог.

Расположенный между мрачным прошлым и жалким настоящим, цирк в молдавской столице имеет особую историю. Унаследованное от Советского Союза строительство на костях коснулось и этого здания, которое было возведено на территории старого кладбища при церкви Святых Константина и Елены. «Блокнот Молдовы» проследил путь от небывалого подъема до разрухи и упадка главного цирка нашей страны.

Музыка местного цирка не давала уснуть заключенным

История кишиневского цирка началась еще в XIX веке, когда для него было выстроено здание, находившееся на Александровской улице на месте нынешнего национального театра имени Михая Эминеску, недалеко от Окружного Суда. Цирк принадлежал известному антрепренеру Вильгельму Суру, который в 1860-х годах приехал с семьей из Германии и вскоре стал одним из видных цирковых деятелей, строил цирки временного типа. Сур не был цирковым артистом, но являлся отличным администратором. В цирке Сура давались грандиозные мифологические и исторические пантомимы с маршами и сражениями, пышные феерические зрелища с впечатляющими массовыми сценами, комические представления, требовавшие эффектных постановочных решений, серьезной хореографической подготовки, высокого профессионализма от исполнителей. В конце 1875 года это здание сгорело и город стал довольствовался цирком «Шапито» или временными конструкциями, куда приезжали гастролирующие артисты.

Когда в пятидесятые годы прошлого столетия в Кишинев начал заезжать цирк «Шапито», шатровый балаган первое время устанавливали под открытым небом в районе улицы Садовой, где еще недавно располагался музей техники. Там же стояли цирковые вагончики, клетки и загоны для животных. Билеты раскупались горожанами заранее, и только шустрые мальчишки пролезали под брезент шатра и оказывались рядом с почтенной публикой. Чаще всего артисты приезжали в нашу столицу поздней осенью, и холод в цирке стоял страшный. Учитывая, что в городе еще не проложили асфальт, вокруг шатра было много луж и грязи, зато музыка разливалась по всей окрестности так, что не давала заключенным заснуть в тюрьме, которая располагалась рядом.

Своя цирковая студия в молдавской столице появилась только в середине 70-х, но развернуться по полной мешало отсутствие собственной арены для выступлений. В 1981 году Кишинев должен был отпраздновать очередную круглую дату, и на всесоюзном уровне решили, что лучшим подарком для города должен стать цирк. Молдавские архитекторы Семен Шойхет и Алла Кириченко предложили на рассмотрение очень интересный проект, который одобрили в Москве. Местом для строительства была выбрана территория старого кладбища при церкви Святых Константина и Елены.

1.jpg

Первый цирк молдавской столицы

Надгробия от старого кладбища сохранились до наших дней

Церковь Константина и Елены и близлежащее кладбище были основаны в 1777 году в селе Вистерничены, названном позднее Рышканами. В 1837 году кладбище и церковь обнесли каменным забором. Там были похоронены представители многих дворянских семей Бессарабии: Рышкану, Крупенских, Доничей, Катаржиу, Ралли, Руссо, Суручану, Кохановских, Лазо, Семиградовых и других.

Во второй половине двадцатого века началось постепенное разрушение кладбища. Этот процесс охватил значительную часть той зоны, где сегодня расположено здание цирка. С 70-х годов ходили слухи, что старое кладбище на Рышкановке будет полностью уничтожено, а на его месте построят Государственный цирк. Газеты публиковали объявления, призывающие родственников умерших перезахоронить останки на другом кладбище. Большая часть останков была перенесена на кладбище Святого Лазаря по улице Дойна, которое сегодня считается крупнейшим кладбищем в Европе.

Несмотря на то, что кладбище исчезло, еще сегодня здесь можно найти несколько надгробий, памятников и обелисков. Самый старый сохранившийся надгробный камень датирован 1783 годом, а надпись на нем выгравирована на кириллице.

2.jpg

Начальные этапы стройки

До шести десятков представлений в год

Строительство продвигалось, и в юбилейный год объект, как и планировалось, был сдан в эксплуатацию. 25 апреля 1982 года, в честь 60-летия образования СССР, в нашем цирке представили первую концертную программу. Работали артисты, можно сказать, по-стахановски - за месяц давали от 36 до 57 представлений, в то время как остальные советские цирки - всего 12-14 в год. На арене выступали артисты из России, Белоруссии, Украины, Германии, Китая, Финляндии и других стран. Цирк быстро завоевал славу самой красивой, технологичной и комфортабельной в Союзе. Числился он и в соответствующем мировом рейтинге, занимая в нем четвертую строчку.

Зрительный зал цирка предусматривал арену диаметром 13 метров, 1900 мест для зрителей и 100 - для рабочей труппы. Купол в здании - сборно-разборный, а вокруг зрительного зала расположено прогулочное фойе и летние веранды. Существовал специальный манеж для репетиций, комнаты для артистов и обслуживающего персонала, помещения для животных и ветеринарный пункт.

Здание поражало своими лестницами и керамическими панно на стенах, созданных с тщательностью и большим мастерством. Железная эмблема с клоунами на цирке была выполнена методом выколотки и чеканки из листовой меди. Для выполнения такой работы сначала создали модель в масштабе из глины, она утверждалась на художественном совете вместе с архитектурным проектом. Далее производилось увеличение композиции в мягком материале, а потом формовалась и отливалась в гипсе. Позже опять снималась гипсовая форма и рельеф отливался кусками из бетона и бабита, и только после этого производилась чеканка и сборка скульптуры по металлическому каркасу. Работа велась около трех лет.

6.jpg

"Лицо" у одного из клоунов на эмблеме цирка было варварски украдено

Молдавские радийщики спасли Юрия Никулина

В молдавском цирке побывали знаменитые артисты - дрессировщик Юрий Куклачев, цирковой режиссер Юрий Никулин, дрессировщик хищных животных Вальтер Запашный, артист Владимир Дуров. Забавная история, случившаяся во время гастролей труппы дрессировщика Дурова, рассказана им в его книге «Дрессировка животных»: "...Мной выращенный ворон Карп (как я его называл), впоследствии говорящий очень ясно «кто там», раньше галок, грачей и ворон отзывался на зов. Он даже при звуке шагов, очевидно, ожидая пищи, кричал своим низким гортанным, похожим на человеческий голос, свое «кто там», «кто там». В Кишиневе в цирковую конюшню ночью забрались воры. Разбив окно, они проникли в пустующее стойло, где висели на стенке седла и сбруи, и сняли их. Кучера спали крепким сном. Когда жулики в полной темноте, нагруженные награбленным, проходили мимо клетки моего ворона, и вдруг услышали грубый голос – кто там? – воры побросали вещи и скрылись через разбитое окно."

Казус случился и с всенародно любимым Юрием Никулиным, на выступление которого были раскуплены все билеты. И никто из тех, кто стоял в очереди за билетом, не подозревал, что выступление Никулина в Кишиневе – под вопросом. Дело в том, что за день до начала гастролей кто-то потерял фонограммы, под которые должны были выступать Юрий Владимирович с артистами. Необходимо было срочно что-то предпринять. Тогда Никулин приехал на кишиневское радио и попросил сотрудников помочь. Вызвались помогать все: и технические работники радио, и творческие. Радийщикам пришлось отбирать из эфира, монтировать и переписывать фонограммы для циркового представления, сам Никулин всё это время находился на радио, успокаивал работников, когда у них что-то не получалось, и веселил своими анекдотами. В результате всего за один день нужные фонограммы были найдены в радиоэфире, некоторые заменены новыми. Так состоялись гастроли в Молдавии.

8.jpg

Юрий Куклачев в советское время посещал столичный цирк

Полная разруха и судебные тяжбы

После распада СССР цирк продолжал свою работу, но частота представлений заметно снизилась. А после того как столичный цирк стал акционерным обществом, он закрылся на много лет. С 2004 года цирк закрылся на ремонт, главное хозяйство цирка, в том числе парадный подъезд (и лестница, ведущая к нему) находятся в аварийном состоянии, несколько огромных окон забиты твердым картоном. Точных сроков окончания ремонта на настоящий момент не существует, главным образом из-за недостаточного финансирования.

В 2010 году Генеральная прокуратура Республики Молдова объявила продажу цирка незаконной и потребовала привлечь к ответственности нескольких сотрудников Министерства культуры Молдовы, причастных к незаконным операциям. В частности, в заявлении Генпрокуратуры фигурирует договор о передаче в пользование иностранной компании на 29 лет здания кишиневского цирка. Министерству культуры Генпрокуратура предписала вернуть цирку прежний статус и отменить решение о его приватизации. По этому факту инициированы уголовные дела.

28 марта 2011 года экономическая апелляционная палата Молдовы приняла решение признать недействительным договор между акционерным обществом «Кишиневский цирк» и кипрской оффшорной компанией. Тем не менее, Министерство культуры Молдовы отказалось до окончания тяжбы финансировать цирк. Министр культуры Борис Фокша не стал отрицать, что возможна даже приватизация цирка. В правительственном списке государственных предприятий, не подлежащих приватизации, Кишиневский цирк не значится. Вскоре после принятия решения о признании недействительной сделки по столичному цирку его директор Георгий Слафенко скоропостижно скончался от рака.

Несколько лет назад цирк снова открыл двери для посетителей и показал цирковое искусство в новой программе, в котором участвуют как молдавские, так и украинские артисты. Кишиневцы и гости столицы имеют возможность наслаждаться номерами акробатов и гимнастов, шоу с экзотическими животными, а также выступлением различных танцевальных трупп. Всё это проводится в отреставрированном малом манеже, который вмещает 300 посетителей. Главная арена так и остается в плачевном состоянии, как и само здание, а также территория вокруг него.

Существует легенда, что в подвалах цирка часто слышен детский плач. Люди, работавшие в цирке, связывали это с местом, на котором его построили - это бывшее кладбище. Зато у администрации есть удобная «отмазка» - любую неприятность вроде банкротства и разрухи можно объяснить местом, на котором стоит кишиневский цирк.

5.jpg

4.jpg

7.jpg

Всё, что осталось от былой роскоши и славы

                                                                                                        Евгений Соколов

Новости на Блoкнoт-Молдова
циркклоункладбище
0
0