Молдова Четверг, 25 апреля
Лица Молдовы, 03.01.2019 10:00

Народный мастер художник-керамист Иван Привидюк об удивительной силе глины и керамики

Журналист издания «Блокнот Молдовы» побеседовал с народным мастером Иваном Привидюком.

- Расскажите, как вам приходят новые идеи?

- Что-то я хочу сделать – думается день, неделю, иногда год или даже три. И в один прекрасный момент садишься и делаешь. Оно пришло и все, это необъяснимо. Сработал какой-то сложный механизм, когда «оно не идет» очень долго, а потом в один момент сел, сделал и все получилось. Главное, чтоб было желание. Главное, не хочу повторяться, всегда есть желание создавать что-то новое. Карма такая - созидать.

221.jpg

- Чем вдохновляется художник-керамист?

- От разного могу вдохновиться. К примеру, увидел видео с павлином, который раскрыл хвост – там же сумасшедшие краски, и подумал «вот это восторг!». И каким-то образом воплотил это ощущение в керамике, на сосуде появилось узор, напоминающий нереальную красоту того павлина. Пропускаешь через себя все, что видишь. Не копируешь, но иногда можешь взять проблеск идеи.

Ну, приблизительно так пришла ко мне идея создания глиняной коллекции в стиле Кукутень-Триполье.

- Почему керамика именно в стиле древней культуры Кукутень-Триполье?

- Если в двух словах и честно – то я даже не знаю. Все началось еще во времена, когда был пацаном и бегал по полям Глодянского района. Там велись раскопки под руководством Евгения Ярового, нашли остатки поселений культуры Кукутень-Триполье - откопали из земли черепки, глиняные фигурки, много чего. Потом, спустя много лет судьба столкнула меня с самим Яровым, помогал ему различать, восстанавливать рисунки многих тысяч лет давности, было невероятно увлекательно.

А однажды пришел тот самый проблеск, во время сотрудничества с ребятами над одним проектом в Требуженах. И оно пошло-пошло-пошло, увидел одну чашу, найденную в тех местах археологами, добавил несколько символов, орнаментов, штрихов, получилось что-то уникальное и красивое.

Когда для фестиваля Кукутень-Триполье делал несколько предметов, пришлось покрутиться в поисках информации. Изучал, искал, находил по крупицам в книгах, музеях. Именно в тот период случайно попал на временную выставку археологических находок, что велись на моей Родине в детстве, в селах Яблона и Петруня. Увидел – как гром ударил среди ясного неба – вот оно! Те самые фигурки и черепки из детства. Будто память предков проснулась во мне, чую – моё.

Так и родилась коллекция из черной «молочной» глины в стиле Кукутень-Триполье, чуть больше 30 различных предметов. Так что, ничего случайного не бывает.

 66.jpg

- Вы углубленно изучаете культурный пласт Кукутень-Триполье, расскажите об этом.

- Обязательно нужно значение, не только красиво-некрасиво. Когда человек берет в руки глиняный предмет, он должен прочувствовать все, что я туда вложил – мысли, эмоции, восторг.

Мне важно копать глубже, понять зачем наши предки изображали и связывали все эти знаки – символы воды, энергии, земли, ветра, плодородия… Люди, жившие на землях Молдовы несколько тысяч лет назад, предки, были очень тесно связаны с энергиями природы – стихиями.

Все узоры и орнаменты наносились на предметы и одежду не просто так, они всегда имели и функциональный смысл. К примеру, на рубахах невест вышивали символы плодородия, богатства, успеха и мира, для чего? Чтоб женой она была спокойной и покладистой, работа в ее руках спорилась, и рожала много здоровых детишек.

Так же тщательно выбирались символы, которые можно было наносить на на оружие, на посуду, да фактически на все.

Существовали даже свои обереги, которые наносили на стены домов или двери, на подкозыречную часть крыши зданий или даже на ворота защитных стен поселений…

 инвалиды.jpg

- Сохранились в наши дни что –то из культуры Кукутень-Триполье?

- Кстати, мы знаем о том, что многое сохранилось благодаря тем самым черепкам и фигуркам из глины, что были найдены при археологических раскопках в Молдове. Правда, многое переплелось и видоизменилось, но никоим образом не потеряло своей красоты.

К примеру, в далеких от цивилизации молдавских селах, особенно на старых домах и воротах, и по сей день можно увидеть волны – символ ветра, глаза – символ всевидящего ока верховных богов, которые охраняют дом, лист дуба – символ стабильности и устойчивости, круг – символ бесконечности, или фигурки оленей, медведей, зубра или кабана – хранителей тех земель.

К слову, многие из орнаментов перекочевали с глиняных предметов на одежду – к примеру, женская юбка «катринца» зачастую содержит узоры, символизирующие мать землю, или волны воды и ветра. На рубахи перекочевали уже более сложные узоры, призывающие богатство, успех, плодородие и так далее.

22.jpg 

- Глина – это один из самых старых материалов, что сумел обработать человек?

- На самом деле, глина – самый старый материал планеты «прирученный» человеком, так как она зарождалась вместе с самой Землей. При этом, она еще и накопитель информации – специалист очень многое может сказать об многомиллионной истории определенного места, всего лишь изучив глиняные пласты на месторождениях того самого места.

На эзотерическом уровне считается, что глина хранит в себе всю информацию, все что случалось, говорилось или творилось рядом с ней. Если кто-то сумеет изобрести «считыватель» той самой информации с глины, как патефонную иголку, возможно мы узнаем что происходило на планете в день ее зарождения.

Одним из первых носителей информации и доказательство появления письменности на Земле стали глиняные таблички шумеров.

У нас глиняные предметы тоже являлись переносчиками информации – раньше вешали новые горшки или кувшины на колья забора у ворот. Это означало, что в этой семье подросла молодая девица на выданье.

На свадьбах матери передавали старшей дочери или сыну самый старый горшок из семьи, чтобы те унесли его с собой в новый дом. В некоторых семьях горшки жили по 100-200 лет, передаваясь из поколения в поколение. Представляете, какая трагедия была, если нечаянно разбивался такой горшок? Это потом придумали оплетать его проволокой, когда научились обрабатывать металл и его стало много.

Кстати, нигде больше в мире не видел горшки, оплетенные проволокой, только у нас на севере Молдовы. Может, где-то и есть, но я пока не встречал.

Еще в горшках прятали клады – самое ценное что было в семье и роду, и верили, что горшок и его дух сумеет сохранить припрятанное в целости и сохранности.

33.jpg 

- Судя по тому, что вы говорить, глина - это настоящая мистика!

- Бывают дни, когда глина сама подсказывает, чем она хочет стать. Садишься делать тарелку, и в процессе работы руки сами начинают делать тарелку или бурлуй. На интуитивном уровне понимаю, что это не я принял решение, глина сама все решила за себя давно.

Бывают необъяснимые случаи, когда глина не принимает будущего владельца и не желает к нему уходить. В моей практике такое случалось несколько раз, и было очень тяжело объяснять заказчику, почему я не могу сделать то, что он хотел.

К примеру, одна женщина с Украины заказала партию посуды для своего частного магазинчика, но ничего не получалось. Несколько раз подряд на протяжении двух-трех лет вазы не получались, чаши склеивались. Помню, несколько предметов треснули во время обжига.

Такое случилось и с заказчицей из Кишинева, когда глиняная резная ваза получилось только на пятый или шестой раз. До этого все предыдущие попытки заканчивались полным крахом, всё портились в процессе работы. И что вы думаете? Через месяц она позвонила и с сожалением сообщила, что случайно разбила вазу во время утренней зарядки.

Вот и получается, что керамика принимает не всех людей. Один Бог знает, какая энергия или какая информация в глине витает – там же миллионы лет памяти! А мы для нее – пылинка на ветру.

11.jpg 

- В чем ценность глиняной посуды?

- Не буду повторять избитые фразы о функциональности и экологичности посуды из глины, попробую рассказать что-то новое.

К примеру, глиняная посуда – первая в истории человечества, которую выпускали в промышленных масштабах несколько тысяч лет назад. Когда человек научился добывать оливковое или подсолнечное масло, сушить фрукты и грибы, солить овощи или мясо, собирать большие излишки зерна – он озаботился вопросом «в чем хранить это все?». И тут выручила глина, также как выручила и при развитии торговли, когда появилась необходимость в перевозке из поселения в поселение. Если бы не глина, возможно коммерция пошла бы совсем по другому пути.

В Молдове глиняная посуда тоже сыграла огромную роль – молдавские бурлуи способны хранить воду холодной даже в самый жаркий день, или горячий напиток – горячим. Не как термос, конечно, но довольно неплохо. Плюс, раньше в деревнях женщины готовили с вечера еду в огромных глиняных горшках, и оставляли ее на ночь в печи. Утром горшки были если не горячими, то очень теплыми, не требовался разогрев, особенно в холодную пору года.

Уже не буду говорить о том, насколько вкусная еда получается в глиняной посуде, вне зависимости от культуры и места на планете, будь то горшок, или таджин, или тандыр… Каждая хозяйка просто обязана хотя бы раз в жизни попробовать приготовить молдавскую заму в глиняной посуде, и тогда сразу все встанет на свои места – больше в металлической посуде не будет готовить это блюдо никогда.

Глина меняет вкус и невероятно облагораживает его своими маслами, добавками, и всем, что она так бережно вбирала в себя миллионы лет.

Только требуется одно условие – нельзя готовить с плохим настроением, иначе ничего не получится.

- Говорят, что глина – неизученный природный лекарь. Так ли это?

- В некоторых странах гончарное дело давно является частью терапии для людей с ограниченными возможности, для тех, у кого первичные признаки деменции или болезни Альцгеймера, у нас пока эта практика только зарождается на волонтерском уровне.

Я называю это «здесь и сейчас», когда соприкосновение с этим удивительным природным материалом включает какие-то невостребованные до этого момента участки мозга. Расскажу несколько случаев из моей практики.

Однажды на одном из фестивалей ко мне подошла женщина, как оказалось – учительница. Она была невероятно зажата психологически, закрытая, почти не шла на контакт. Посадил ее за гончарный круг, начали крутить – минут через семь у нее потекли слезы, восторг переполнял ее, внутренняя скорлупа дала трещину, и из нее вырвались эмоции таким мощным потоком… не передать. Она потом обнимала меня и благодарила несказанно.

В Иванче подошел мальчик с ДЦП – искривленный, одна рука сильно сжата в кулак, еле шел, шатало его нещадно. Начали крутить – рука начала раскрываться вокруг кувшина, расслабились мышцы, перестал шататься, движения стали более скоординированными.

Это научно доказанный факт, что когда лепишь – ты наедине с собой, расслабляешься, мозг и сознание действуют в гармонии друг с другом.

Тоже случай был, пришла девочка с эпилепсией, тело периодически дергалось раза два в минуту. Начали крутить – дернуло раза три за все десять минут работы. Мозг сбросил напряжение, расслабился, ей очень полегчало.

В Голерканах однажды случилось – отец возил мальчика с коляской. Похоже, что ДЦП - голову плохо держал, плохо выговаривал слова. А спросить не можешь, неудобно. Начал крутить – расслабился, стал говорить лучше, тело расслабилось, голову стал держать лучше.

Это сродни волшебству – наблюдать, как меняются люди при соприкосновении с глиной. Очень помогает, даже после первого занятия результаты видны невооруженным глазом.

Многие не верят, что я провожу бесплатные мастер-классы во время фестивалей или когда работаю с детьми из малоимущих семей. Занимаюсь волонтерством с огромным удовольствием. Это бесценно – видеть, как в человеке просыпается связь с землей, через глину, вижу как это меняет человека прямо у меня на глазах, всего за несколько минут.

В общем, чтобы это понять, надо попробовать хотя бы раз самому.

 

 

Новости на Блoкнoт-Молдова
лица Молдовыкерамистгончарное делоглина
0
0