Покровка – малиновый рай на севере Молдовы
Читайте также:
- Сороки – цыганская столица Молдовы (31.05.2020 21:09)
- Единцы – «Райское дерево» на севере Молдовы (23.10.2023 09:23)
- Рашков – древний город «на краю света» (28.07.2019 17:18)
Старообрядческое село Покровка – единственное в Молдове, откуда жители не уезжают за границу.
Покровка – старинное старообрядческое село в Дондюшанском районе Молдовы. Оно расположено вдоль трассы Сороки-Атаки примерно в 25 км к востоку от Дондюшан на высоте 238 метров над уровнем моря.
Покровка – самое старое старообрядческое село в Молдове
В 1652 году на трон патриарха Московской Руси взошел митрополит Никон. Он начал религиозную реформу, которая привела к расколу Русской православной церкви, а также русского народа. Тех, кто выступал против реформы, арестовывали, депортировали через монастыри, заставляли отречься от раскола и подвергали мучениям. Царь Петр Великий налагал двойные налоги на староверов, им было запрещено занимать государственные должности, им приходилось носить отличительную одежду, платить специальный налог на ношение бороды, и им нельзя было проводить службы по старому обряду. Чтобы следовать своей вере, многие липоване бежали из России в Буковину и за Дунай. Некоторые осели в Бессарабии.
Покровка была основана около трех веков назад, в 1753 году – эта дата выгравирована на стене сельской церкви. Остатки разгромленного староверческого скита, семнадцать семей и одна вдовица, остановились на участке земли близ Днестра, принадлежавшем местному помещику Богошу. За 350 десятин залежных земель, покрытых оврагами и кустарником, беглецы предложили Богошу семь тысяч рублей серебром, что было немалыми деньгами по тем временам. Помещик затребовал 10 тысяч. После долгого торга договорились на 8,5 тысячах, что было много дороже обычной цены. С той поры здесь появился старообрядческий скит Покровка, названный так в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Староверы, к которым позже присоединились другие беглецы, жили в Покровке замкнуто, своей общиной, много и тяжело работая, стараясь самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Изредка бородатые и молчаливые староверы появлялись на базарах Сорок и Атак, чтобы купить там то, что не могли произвести сами.
Первый молитвенный дом был открыт в селе в 1758 году, а в 1870 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая действует до сих пор.
Покровка – село, где невозможно купить землю, а молодежь не уезжает за границу
Покровка достаточно большое село – его население составляет более тысячи человек, 95% из которых русские – потомки бежавших от гонений липован.
О том, что здесь живут староверы, напоминает восьмиконечный крест на въезде в село. Здесь время будто остановилось, а культура и традиции сохраняются на протяжении многих лет, не затронутые внешними событиями и близостью к другим этническим группам. Жители Покровки говорят по-русски с легким акцентом, а на улицах не услышишь ни слова по-молдавски, хотя государственный язык уже более 10 лет преподается в местной гимназии.
В центре села расположены садик, дом культуры и примэрия – все рядышком. Никто не уезжает на заработки за границу, молодежь возвращается после учебы домой, в каждом хозяйстве есть автомобиль, микроавтобус или трактор. Старообрядцы не просто работают с утра до вечера, они еще и очень по-умному ведут хозяйство, объединяясь в некое подобие артелей, чтобы помогать друг другу. Покровка славится малиной, клубникой, яблоками, черносливом, саженцами роз. Причем земельная квота в селе составляла всего 60 соток, тогда как в других молдавских селах – 2-3 гектара. Поэтому в Покровке практически невозможно приобрести участок или дом – здесь земля не продается. Липоване никогда не продавали свои дома и земли, наоборот, чтобы расширить свой бизнес, они купили земельные квоты в соседних селах, которые были оставлены незасеянными. Кроме того, каждое хозяйство несет ответственность по поиску посредника для экспорта товаров. Рынком сбыта для продукции фермеров из Покровки является Российская Федерация.
Покровка почти три столетия сохраняет старые традиции
Вот уже более двух веков сельчане живут дружной коммуной, в которой преобладают старые традиции.
- Основы нашей веры просты: верь в Бога, трудись, уважай людей, - рассказал один из местных жителей преклонного возраста.
Как и все старики в селе, он носит длинную густую бороду, как прежде было принято на Руси.
- Обычно все приходит со старостью. Жаль, что и болезни тоже. Вера запрещает нам курить, но многие все же курят, что поделать. Да и пить, если хочешь, – можно, но только по поводу, не просто так, чтобы можно было и работать, - говорит старик.
Местная церковь Покрова Пресвятой Богородицы является местом культурной и религиозной жизни села и в то же время выступает социальной сетью, объединяющей прихожан. На территории церкви женщины носят юбки. Они, по традиции, не завязывают узел на платке.
Мужчины носят длинные рубахи темных цветов. Основным отличием от обычных православных христиан является то, что крестятся они двумя перстами. В православные праздники церковь посещают не только пожилые люди, но и молодежь, и дети. К 60-ти годам мужчины отпускают бороду.
Жители высоко чтут семейные ценности, уважают стариков, с добротой относятся друг к другу и к гостям. Вместо «здравствуйте», говорят «добрый день! или «добрый вечер!». Еще в Покровке имеются свои традиции чаепития – очень старые и церемониальные. Главный подарок невесте – самовар. Любой стол начинается с самовара, то есть в Покровке чай – это первое блюдо, начинающее обед или ужин, а не завершающее трапезу.
Жизнь этого маленького села вращается вокруг земли
Покровка – единственное село в Молдове, из которого не эмигрировал никто из жителей (единственная семья, уехавшая на заработки в Италию, - не в счет). Молодые люди, которые уезжают на учебу, после ее окончания возвращаются домой. Вступают в брак здесь только с односельчанами, а у каждого домохозяйства есть своя плантация малины, сливовый и яблоневый сады.
- То, что молодежь уезжает за границу – проблема всего молдавского общества. У них здесь нет поддержки. Но у нас молодежь старается помогать старикам и привить своим детям любовь к труду, - рассказывают местные жители. - В других селах молодежь хочет жить беззаботно и красиво, особенно под воздействие телевизора. Но жизнь – не простая штука и вот это просто. Надо жить, а для этого надо работать, иначе ничего не достигнешь.
Молодым влюбленным запрещено жить вдвоем, если они не обвенчаны. Если они пренебрегают этим правилом, то рискуют не быть принятыми в церкви. Свадебная церемония длится два и проходит по старым традициям: утром, как положено – идут в церковь. Потом отправляются к невесте, которая обязательно собирает всех подруг – еще одна старая традиция. Затем венчание в церкви, из которой все отправляются в дом жениха, где и празднуют свадьбу. Начинается праздник в час дня. Жених с невестой и сваты празднуют в одной комнате, женщины – во второй, а мужчины – в третьей. Свадьбы всегда празднуются в воскресенье, и первый танец принадлежит жениху с невестой. Потом в продолжение брачной церемонии молодожены со сватами несколько раз выходят и к гостям, и к танцующим.
Традиционные блюда, подаваемые на свадьбе - борщ, лапша и мясо с солеными огурцами. Готовить лапшу к свадьбе – еще одна исконная покровская традиция. Лапшу, как здесь говорят, катают в доме невесты, причем сваха и крестная приходит со своей каталкой – тоже традиция. Брак должен быть одобрен «советом мудрецов» села. У покровских староверов считается, что родство по вере сильнее кровного родства. Если у парня и девушки из разных семей одни крестные, их потомки не могут создавать семьи до седьмого колена. А кровные родственники – до четвертого.
- У нас в селе есть совет стариков. Хотим ли мы, чтобы вернулись прежние времена? Нет, мы хотим, чтобы наши дети слушали нас так же, как мы слушали своих родителей. Если раньше говорили: «нельзя», значит, дети знали, что нельзя. А сегодня не так. Те, у кого есть деньги, никого не слушают. Раньше у нас в селе никто не курил, а сегодня молодежь курит, не выполняет запретов, - рассказала одна из пожилых женщин.
Дом для жениха родители начинают строить, как только он входит в подростковый возраст. А вот обустроить его должна невеста. После рождения детей женщина в течение 40 дней не имеет права входить в церковь, потому что считается нечистой. Новорожденному даются два имени: первое, данное при крещении, второе – для официальных документов. Древняя традиция, благодаря которой детей зачищают от злых сил. В семье мужчина – глава, он должен учить, советовать и ни в коем случае не ругаться со своей женой или бить ее. Семья для липован свята, а разводы и аборты – редкие случаи, считающиеся великими грехами. На протяжении всей истории села таких случаев упоминается всего несколько.
- К сожалению, развитие информационных технологий помимо плюсов, несет и минусы. Если раньше люди собирались вместе и ходили в кино или на танцы, то сегодня почти у всех есть интернет. Но, являясь более информированными с внешней стороны, люди становятся беднее духовно, мало общаются, теряют уважение к старшим. Это проблема всего общества, - отметил местный примар Иван Рыльский.
В Покровке чтут память погибших в Великой Отечественной войне
Прямо от церкви начинается кладбище. Ближе к самой церкви похоронен батюшка, чуть далее – простые жители. О некоторых захоронениях напоминают лишь холмики, многие могилы не огорожены.
В 1918 году жители Покровки основали село Старая Добружа, куда перебрались 127 семей – 250 человек. А в 1919 — Егоровку – лишившись еще 13 семей – 40 человек. В 1919 году часть жителей Покровки приняла участие в Хотинском восстании, в ответ на это румынские каратели расстреляли 14 человек – каждого десятого взрослого мужчину села.
Когда фашисты пришли в Покровку, многие жители ушли в лес к партизанам. В августе 1944 году Покровка была освобождена Красной армией. Местные жители поддержали приход советских войск – 119 человек вступили в ряды РККА, 9 из них погибли, 6 были ранено. На площади в центре Покровки установлен памятник советским солдатам, погибшим при освобождении села.
Еще в Покровке есть небольшой музей – он расположен в холле местного лицея. Здесь представлены элементы национального костюма и предметы обихода.
Обязательный предмет женского костюма – платок. Его используют как на кухне, так и в церкви без него не обойтись. Еще каждая женщина у староверов должна иметь подручник, маленькую подушечку. Во время молитвы у женщин должна быть обязательно покрыта голова. А подручник кладется под колени во время молитвы.
Для посещения церкви у мужчин сложился свой тип одежды: шляпа, подпоясанная рубаха-косоворотка и темный плащ.
А еще здесь каждую неделю топят русскую баню, а главное блюдо стола – мясо с огурцами. А вот мужской обычай отращивать бороды сразу после свадьбы сейчас уже в прошлом. В то же время такая традиция, как клаки – когда мужчины приходят на два часа, чтобы помочь со стройкой или ремонтом – класть стены, месить раствор , до сих пор существует.
Как это ни удивительно, но старинное старообрядческое село Покровка вполне вписалось в новые экономические условия, и даже может служить примером для остальных сельских жителей Молдовы того, как можно успешно и эффективно хозяйствовать в условиях современной экономики. Оказывается, что и дома можно жить хорошо, если трудиться и любить свою землю.
Подготовила Галина Малышева
Новости на Блoкнoт-Молдова