Молдова Пятница, 22 ноября

Сороки – цыганская столица Молдовы

Есть на севере Молдовы живописный городок с богатой историей и необыкновенной природой.

Старинный молдавский город Сороки расположен в глубокой долине на правом берегу реки Днестр на севере Молдовы. В этом месте Днестр меняет направление течения, а также расположены пороги, где в старину формировались переправы. Первое документальное упоминание о Сороках датируется 1499 годом, когда был заключен молдавско-польский мир, на подписании которого присутствовал и «Косте, сорокский пыркалаб».

сороки2.jpg

Единого мнения по поводу происхождения топонима «Сорока» нет. По одной из легенд, назван он так в честь первой жительницы этих земель – Сорки, Сорицы. Иногда название города связывают с названием птиц, которых здесь водилось в огромном множестве. Есть версия, что название города произошло от слова «срок» (soroc) – срок на повинность, которую в Средневековье обязаны были нести крестьяне. Иногда этимологию этого слова относят к славянскому числительному «сорок» – столько лет мужчины проводили на военной службе.

Когда на месте Сороки появилось поселение, никто уже точно не скажет, но в 13-14 веках здесь находилась генуэзская фактория Ольхиония – дальний «филиал» Белгорода-Днестровского. Генуэзцы были в хороших отношениях с Золотой Ордой и имели в ней десятки факторий.

вид1.jpg

Предполагается, что покинули они эти места с образованием Молдавского княжества. Деревянную Сиротскую крепость у переправы на Днестре основал в 1499 году молдавский господарь Штефан чел Маре – вместе с Хотином и Белгородом. Он назвал эту крепость «Сиротской» (Сараки). Почему, теперь уже не узнать, может потому, что при ней селились беженцы?

Сорокская крепость самая старая из сохранившихся в Молдове

Существует красивая легенда о крепости, которую  долгое время осаждала армия татар. В ожидании помощи, бойцы без пищи и воды сильно ослабли и потеряли надежду. Неожиданно вдали появилась аисты, они несли в клювах гроздья винограда. Поравнявшись с крепостью, птицы стали бросать внутрь ягоды. Это придало сил и подняло моральный дух защитников крепости, и те героически отбили атаки захватчиков. С тех пор аист символизирует удачу, в том числе и молдавских виноделов, а Сорокская крепость – неуязвимость.

крепость3.jpg

В средние века Сорокская крепость была частью большой оборонительной системы молдавского княжества и входила в состав так называемого каменного пояса, защищавшего границы на Днестре, Дунае и на севере княжества. Изначально она была квадратной и деревянной, однако из-за частых набегов кочевых племен ее пришлось укреплять. Было решено возвести каменный форт с концентрической системой обороны.

05. Сорока (1).jpg

Князь Петру Рареш пригласил опытных строителей из Трансильвании и Быстрицы, которые в 1543-46 годах воплотили сооружение в камне, придав круглую форму самой крепости и четырём башням, что отвечало самым необходимым требованиям стандартов обороны и предотвращало разрушение стен артиллерийским огнём. Внутренняя структура крепости – трёхуровневая. Пятая башня, с входными воротами, осталась прямоугольной. Крепость  разделена на два уровня: нижний – ворота и верхний – часовня, украшенная фресками. В каждой их башен располагалось по шесть пушек, что позволяла стрелять по одной цели из нескольких орудий.

крепость.jpg

Сорокская крепость была самым мощным укрепленным пунктом на рубежах, где велась борьба с поляками и татарами. Летописи повествуют о множестве сражений, происходивших у ее стен. Через Сороки обычно проходили казаки во время своих грабительских набегов в Молдову, а также турецкая армия, которая вела войны с Речью Посполитой. Подробнее о Сорокской крепости можно прочесть здесь.

Сороки получили статус города в 1835 году

В годы русско-турецкой войны Сороки потеряли свою военную значимость. В связи с этим город перешел в частное пользование Султаны Морузи, супруги будущего гражданского губернатора Бессарабии (1812–1813) Скарлата Стурзы. Они продали населенный пункт за 45 тысяч золотых своему зятю Николаю Росетти-Розновану, в собственности которого было несколько сел близ Сорок. Через некоторое время Сороки перешли к ключеру Николаю Черкезу. В 1835 году Сороки получили статус города и стали центром одноименного уезда, а в 1848 году собственник продал Сороки вместе с селом Застынка государственному казначейству за 100 000 рублей со сроком выплаты в 10 лет.

Soroca-01.jpg

Изображение Сорокской крепости можно увидеть на бумажных купюрах с номиналом в двадцать леев, а также на задней стороне молдавского удостоверения личности.

В конце XIX века Сороки расширились, первые здания появились на пересечении дорог в направлении Бельц и Атак, где организовывались известные еженедельные ярмарки по продаже лошадей. В городе открылись технико-аграрный лицей, новая больница, спиртовой и пивоваренный заводы, церковь Св. Феодора Стратилата с новым православным кладбищем и пр.

Soroca-02.jpg

В 1932 году новая часть города, расположенная на берегу Днестра, была затоплена. Начались работы по строительству защитного вала, а также по возведению нового собора, которые так и не были доведены до конца. В 1944 году в Сороках временно разместилось правительство и другие органы управления МССР, занявшие здания бывшей земской управы, женской гимназии и др.

А в 1986 году Сорокам в целях охраны культурного наследия присвоен статус исторического города.

Сороки это знаменитая цыганская столица Молдовы

Город Сороки делится на две части – холм (Цыганская горка) и низина. В нижней части города живут молдаване, а на холме – цыгане.

цыгане.jpg

Как Сороки стали «цыганской столицей», теперь уже не узнать. Сами цыгане рассказывают, что эти земли им даровал сам Штефан III. Во время очередного похода он увидел, что его армия слишком плохо вооружена, но вооружить её лучше не имел возможности. И тут на помощь пришли цыгане: во-первых, они такие же православные, как и господарь, а во-вторых – прекрасные кузнецы. В его ставку съехались цыгане со всей Бессарабии, и наковали его солдатам доспехов и сабель. В благодарность Штефан даровал цыганам эту землю. Не исключено, что они и были теми самыми «сиротами», от которых якобы пошло название крепости – Сираки.

дом3.jpg

Как бы то ни было, цыгане действительно живут здесь с XIII века – испокон веков здесь стояло цыганское село. С некоторого времени здесь стали селиться самые уважаемые из них. А в 80-е – 90-е годы прошлого века в Сороках началось массовое строительство легендарных цыганских домов. Следует отметить, что цыгане в Сороках живут богато – здесь не встретишь лошадей и кибиток, у каждой семьи огромный частный дом.

сороки.jpg

Каких только причуд архитектуры здесь не увидишь! В одной постройке можно встретить и барокко, и рококо, и золотые купола, и вычурные колонны, и резные балконы. Здесь имеются даже копии американского Капитолия и Большого театра. Среди архитектурных изысков – древнегреческие боги, фигура правосудия, различные религиозные символы. Один из домов украшен копией шпиля Адмиралтейства, купол другого напоминает мечеть, а на крыше третьего возвышается четверка огромных железных коней.

дом.jpg

Большинство домов представляют собой недостроенные трех-четырех этажные здания. Но большая их часть заколочена и необитаема. Сами же владельцы домов, вернее, та малая часть их семей, что постоянно обитает в Сороках, как правило, ютятся в маленьких флигелях-пристройках.

Главная особенность здешнего зодчества – вечное стремление переплюнуть своего соседа. Если уж поднимаешь дом, то он обязательно должен быть хоть на пару кирпичей выше, чем у соседа. Идеи для своих домов цыгане находят за границей, куда мужская часть табора отправляется на заработки. Пока мужчины отсутствуют, за порядком на горке следят женщины.

дом4.jpg

Однако сейчас сорокские цыгане не столь богаты, чтобы закончить дорогостоящее строительство. Да и сами они не спешат их достраивать, во-первых, по причине отсутствия денег, во-вторых, потому что завершенный дом облагается налогом.

В настоящее время здесь проживает порядка 2, 5 тысяч цыган, а до войны насчитывалось всего 90. Несколько раз в году население Цыганской горки увеличивается почти втрое – на Всемирный День Цыган – 8 апреля, на Пасху, Рождество и Новый год. На эти праздники цыгане возвращаются домой со всего мира, чтобы отдохнуть, повидаться с родственниками и друзьями.

Поскольку жизнь нынче непростая, а туристов в Сороках достаточно много, местное население активно этим пользуется. Приезжих, зашедших на Цыганскую горку, местные жители и накормят, и сказками развлекут, и устроят фотосессию, естественно, не бесплатно. А вот раньше забредать сюда было крайне небезопасно.

Еще одним поражающим воображение здешним объектом является цыганское кладбище с вычурными надгробьями и целыми мемориальными комплексами из мрамора и полированного гранита с богатым декором и портретными изображениями цыганских родов.

кладбище.jpg

Одному из туристов как-то довелось наблюдать процесс подготовки могилы для новопреставленной цыганки. Это действо он описывает так: «Представьте, могильную яму снизу доверху старательно облицовывают мраморной плитой, вырезают в стене камин, устанавливают в центре ложе-кресло, стол и даже делают бар в нише с напитками. Зачем? Родственник усопшей прокомментировал эти приготовления так: «Чтобы было хорошо и красиво».

Недалеко от крепости находится ущелье Бекир со скальными кельями IX века

вид4.jpg

В окрестностях Сорок есть места, названные в честь гайдука Бекира – национального героя сказаний и легенд, который грабил богачей и раздавал добро бедным. Одной из самых живописных природных достопримечательностей является Бекирова гора – на ней расположен мемориальный комплекс «Бадя Миор».

Мемориальный комплекс «Бадя Миор» был построен по инициативе молдавского писателя Иона Друцэ в память о всех разрушенных памятниках молдавской культуры. Его открытие состоялось 27 марта 2004 году.

свеча.jpg

Много лет назад Ион Друцэ написал новеллу «Бадя Миор», в которой изложил своё представление об авторе народной легенды «Миорица». Главный герой в этой легенде – пастух, который со временем становится правителем своей страны, как царь Давид у евреев. В этой легенде еще много аналогий с древнееврейским эпосом. Но главное – пастух ставит свечу Господу Богу и просит его сохранить народ, его обычаи и культуру. Эта свеча и названа в легенде «Свечой благодарения». Место для установки памятника писатель выбирал сам и остановился на Сорокской степи – месте, где сам родился и которое и воспевал в своем творчестве.

часовня.jpg

Украшением комплекса является часовня, известная как Свеча благодарения, высотой 29,5 метров. Венчающее свечу металлическое кольцо действительно напоминает пламя, особенно хорошо это видно вечером, после включения искусственной подсветки. Свет от нее в ночное время достигает Атак и Каменки, а с вершины холма открывается вид неописуемой красоты. К мемориальному комплексу ведет длинная извилистая лестница. Чтобы попасть на вершину горы,  придется пройти 613 ступеней.

soroc04.jpg

В самой башне расположена небольшая часовня с иконостасом. Здесь хранится около десяти икон – святая Троица, Матрона, Иисус Христос. Настоящее сокровище – это лик пресвятой Богородицы с младенцем. Икона написана маслом около 200 лет назад. Часовне ее подарили цыгане.

часовня3.jpg

Под свечой среди крупных известняковых глыб возвышается большой деревянный крест.

Со смотровой площадки открывается великолепный вид на Днестр и окрестности и виден мост гайдука Бекира. В архитектурном плане Бекиров мост не представляет собой ничего особенного. Он получил печальную известность в годы Второй мировой войны – именно здесь немцы расстреливали пойманных партизан и мирных жителей.

бекиров-мост.jpg

На склоне Бекировой горы находится вход в пещеру, которая служила убежищем для гайдука. А у подножия горы пролегает Бекиров яр – природный памятник Молдовы.

Несколько столетий назад эта гора стала местом пребывания монаха-отшельника. Прямо в скале он выдолбил себе келью, а по воскресеньям спускался к местным жителям для чтения проповедей.

бекиров яр.jpg

Исторический музей

О цыганах в Сороках говорят не только их колоритные дома, но и предметы быта. Некоторые из них сегодня хранятся в местном историческом музее. В настоящее время здесь хранится порядка 28 тысяч экспонатов, у каждого своя история. Можно увидеть деревянные ведра, в которых носили воду в начале 20 века.

музей.jpg

Все емкости для жидкости и пищи были сделаны из прочной древесины, что значительно прибавляло им вес. Так, ковш для воды весил примерно два килограмма. Размеры кухонной утвари тоже поражают. Так, старинное сито представляет собой деревянный круг диаметром в метр. Его вручную обтягивали толстой кожей.

музей1.jpg

Также в историческом музее Сорок можно увидеть деревянные грабли и плуг, которыми вспахивали поля. В XIX веке из дерева делали практически все - ульи для пасек, дверные замки и даже комбайны. Керамические дуршлаги, кузнечные меха, гребни для овечьей шерсти – лишь малая часть того, что хранится в музее. Всем этим жители Сорок пользовались еще сто лет назад. Свои комнаты они украшали расписными коврами. Мастерицы расшивали ковер яркими орнаментами и наделяли глубоким смыслом. Ковры вешали на стены и передавали по наследству. Местные жители бережно хранят свою историю, экспонаты приносят в музей сами.

В Сороках сохранились здания девятнадцатого столетия

В центре города находится Собор Успения Божьей Матери (1840–1842), построенный на средства Костаке Черкеза по проекту, разработанному в 1832 году Антуаном Вайсманном. Храм неоклассическом стиле построен в форме креста. В 1878 году перед входом в церковь соорудили трехуровневую колокольню.

Дмитриевская церковь.jpgСамая старая в Сороках и самая дальняя от центра - Дмитриевская церковь (1814- 827гг.)

Еще один исторический памятник – резиденция земской уездной управы, построенная в 70-х годах XIX века. За работами надзирал архитектор А. И. Бернардацци – вероятно, он являлся разработчиком проекта. Двухэтажное здание украшают башня с часами, монументальная лестница с несколькими пролетами. Председатель уездного собрания Т. А. Алейников и его сын А. Т. Алейников приложили свои усилия к обустройству города. Т. А. Алейников был зятем последнего владельца Сорок Николая Черкеза, он основал такие учреждения, как женская гимназия, уездная больница и пр.

штефан.jpgНа главной площади установлен памятник Штефану чел Маре

парк.jpg

Сорокскую крепость окружает небольшой парк с абстракциями. Еще одной достопримечательностью, которой гордятся жители Сорок, является фонтан, расположенный в центре городского парка.

городской-фонтан.jpg

Он хоть и небольшой, но очень симпатичный и изящный. Диаметр бассейна едва превышает десять метров. На его дне установлены мраморные блоки абстрактной формы, которые очень красиво взаимодействуют со струями воды. На удобных скамейках вокруг фонтана всегда много туристов, которые обычно бросают в него монетки, чтобы вернуться в этот удивительный город.

Подготовила Галина Малышева 



Новости на Блoкнoт-Молдова
СорокикрепостьцыганеБекирова гора
2
0