Молдова Суббота, 20 апреля

Памятник Котовскому в Кишиневе – одна из лучших конных статуй Европы

Памятник бессарабскому Робин Гуду в Кишиневе справедливо считается городской достопримечательностью.

котовский7.jpg

Памятник Котовскому мог появиться в Кишиневе еще в 1940 году

Изначально памятник Котовскому хотели воздвигнуть в самом центре Кишинева на месте памятника Фердинанду I. В журнале «Огонёк» (№27 за 1940 год) об этом прямо так и говорится, и фотография соответствующая имеется.

Огонек 1940-27-7 - КОТОВСКИЙ.jpg

Затем был проект 1947 года работы скульптора Льва Муравина и архитектора И. Каракиса.

Kotovsky.JPG

Другой проект памятника Котовскому, по-видимому, также для Кишинева был выполнен Муравиным и Лысенко.

Kotovsky 2.JPG

В итоге в жизнь был воплощен проект работы творческого коллектива в составе И. Г. Першудчева и А. И. Посядо, молдавских скульпторов, заслуженных деятелей искусств Молдавской республики Л. И. Дубиновского и К. Д. Китайки и главного архитектора Кишинева Наумова.

Котовский6.jpg

- Памятник герою гражданской войны, прославленному руководителю бессарабских партизан Г.И.Котовскому, достигает двенадцати метров в высоту. Вес бронзовой скульптуры около двадцати тонн, одна только сабля весит 95 килограммов! Постамент, сооруженный из красного полированного гранита, обрамлен высеченным из гранита венком. Вокруг памятника был разбит сквер. Широкие ступени подводят зрителя к архитектурному сооружению. Котовский одной рукой сдерживает горячего коня, другую руку отвел немного назад, как бы приготовляясь к приветственному жесту. Перед зрителем легендарный советский полководец, вышедший из народных недр, с простой, открытой душой и несгибаемой волей, - так описывает монумент скульптор В. Цигаль.

1954 митинг _открытие памятника Котовскому.jpg1954 г. митинг на открытии памятника Котовскому

Памятник Григорию Ивановичу Котовскому был установлен в 1954 году на площади Котовского (ныне площадь К. Негруцци) в 36-ю годовщину Советской армии. Это был один из первых монументальных памятников в послевоенной Молдавии. На массивном пьедестале из красного гранита установлена пятиметровая бронзовая конная статуя. На лицевой стороне постамента расположен бронзовый щит, на котором выбито «Котовский Григорий Иванович. 1881-1925».

табличка.jpg

По мнению специалистов, кишиневский Котовский – одна из лучших конных статуй, а конь под легендарным комбригом в прошлом веке вошел в тройку самых лучших в Европе.

Редкое архивное фото 1960 года было опубликовано на страницах сообщества OldChisinau в Facebook. На снимке показана панорама будущего проспекта Негруцци, где только начинается его массовая застройка многоэтажными зданиями. На заднем плане монумента – ныне давно исчезнувший старый район Гуцулевка с одноэтажной застройкой.

памятник2.jpg

Запечатлеть в бронзе «красного Робин Гуда» поручили Лазарю Дубиновкому

Памятник Ленину с центральной площади столицы, сидящие на скамеечке перед зданием парламента Маркса и Энгельса, памятники «Героям-комсомольцам», «Воинам освободителям» и «Молодежи Молдавии», композиция «Котовский» в Хынчештах, символ Бельц «Стрымба лемне» и многое другое – все это Дубиновский. Его работы украшают многие города бывшего СССР, они есть в Русском музее и в знаменитой Третьяковке.

Дубиновский.jpg

Родился Лазарь Дубиновский 1 мая 1910 года в селе Албинец, недалеко от Фалешт, в скромной семье учителя. Отец, рано разглядевший неординарные способности сына, в 7-летнем возрасте отправил его в художественную школу в Бельцы. Через некоторое время слава о бессарабском вундеркинде долетела до Бухареста, и в 15 лет по приглашению тамошних профессоров Дубиновский уезжает учиться в знаменитую Академию изящных искусств. После её окончания блестящего выпускника направляют в Париж, где ему вызвался покровительствовать сам друг и ученик гениального Родена – Антуан Бурдель. В 1930 году, отклонив ряд выгодных предложений в Европе, Дубиновский вернулся в родные Бельцы, где устроился учителем рисования в гимназию.

Рассказывают, что, войдя в начале июля 1941-го в Бельцы, германские войска и их румынские союзники настойчиво разыскивали среди местного населения человека по фамилии Дубиновский, который в своих работах имел дерзость высмеивать королевский режим Гогенцоллернов. Но тщетно – молодой художник еще в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. В 1943 под Сталинградом его тяжело ранило, после чего его демобилизовали.

памятник3.jpg

После войны Дубиновский перебрался в Кишинев, где возглавил государственное Управление изобразительных искусств. В 1953 году Дубиновского вдруг срочно вызывают в Москву для работы над монументальной статуей Сталина для Волго-Донского канала. По возвращении Дубиновского ждет не менее почетный госзаказ – запечатлеть в бронзе «красного Робин Гуда» – Григория Ивановича Котовского.

Конь под Котовским – дело рук русского скульптора-анималиста Анатолия Посядо

Следует заметить, что конь под Котовским, действительно уникальный и неправильный. Он – дело рук выдающегося российского скульптора-анималиста Анатолия Посядо. Как выдающийся специалист по созданию конных памятников, он стоял в одном ряду с прославленными мастерами монументальной и станковой пластики П.К. Клодтом и Е.А. Лансере.

Посядо.jpg

Анатолий Иванович Посядо родился 22 сентября 1908 года в Калуге в семье военного. Творческий путь Анатолия Ивановича уникален тем, что в профессию он вошел поздно, в 30-летнем возрасте, и сразу же проявил себя как сложившийся мастер. В 1937 году он поступил в Московский государственный художественный институт. Учителями стали такие выдающиеся русские мастера, как В.Н. Домогацкий, Л.В. Шервуд и А.Т. Матвеев. Они дали начинающему скульптору основу всей его творческой биографии. С самого начала у молодого мастера заметили особый талант в изображении лошадей, а в 1945 году Посядо защитил диплом, представив статую Александра Невского на коне. В творческую группу по созданию памятника Г.И. Котовского в Кишиневе Анатолий Иванович вошел по итогам Всесоюзного конкурса.

В работе над памятником участвовал советский портретист Константин Китайка

Константин Демьянович Китайка родился в 1914 году в крестьянской семье в городе Кусары Азербайджанской ССР. Детство будущего художника прошло в молдавском селе Подоймица. Образование получил в Московском художественном институте, где он занимался живописью в мастерской профессора П.Д. Покаржевского. В 1942 году молодой художник получил диплом и сразу же ушел на фронт, прошел всю войну до самой Победы и вернулся кавалером боевых наград.

Китайка.jpg

Интерес к военной теме у Китайки проявился задолго до Великой Отечественной войны, во многих своих ранних работах, художник изображал солдат Красной Армии, защищающих свою Родину. Находясь на фронте, художник не бросал творческую деятельность, он делал зарисовки и этюды для своих будущих работ, а в боевых операциях он черпал вдохновение. С 1943 года и до самой смерти, Константин Демьянович Китайка работал художником в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Большое внимание в своем послевоенном творчестве Китайка уделял историко-революционной теме. Она нашла развитие в его работах , посвященных выдающемуся полководцу гражданской войны Г.И. Котовскому.

Портрет Котовского. Художник К.Д. Китайка. 1948 год..jpgПортрет Котовского. Художник К.Д. Китайка. 1948 год.

Неповторимый образ легендарного комбрига воссоздан художником в картине «Котовский в бою», а также в ряде портретных композиций. Одна из работ Китайки, посвященных Г.И. Котовскому, – конный монумент в Кишиневе.

Иноходец под Котовским – шутка скульпторов

Конь под легендарным комбригом – одна из шуток скульпторов. Следует заметить, что это иноходец, а комбриг на таких не ездил: в армию иноходцев не брали – слишком дороги и из строя выбиваются. Один из выдающихся скульпторов-анималистов Анатолий Посядо превосходно знал повадки животных и уж точно умел отличить боевого скакуна от иноходца. Рассказывают, что на открытии памятника Котовскому С.М Буденный, не стесняясь, матерился, требуя восстановить историческую правду. Но изменить что-либо было нереально – вмешался закон всемирного тяготения. Оказывается, посадить массивного комбрига на обычного боевого коня было практически невозможно, а иноходец, который как бы еще не успел полностью шагнуть, прочно стоит на трех точках опоры.

памятник 5.JPG

- Действительно, немногие кишиневцы знают, что наш знаменитый земляк, скульптор Лазарь Дубиновский, автор памятника Григорию Котовскому, был большим шутником (как, впрочем, и его коллеги-соавторы – Константин Китайка и Анатолий Посядо). И что в их общей работе есть изюминки, которые спешащий по своим делам прохожий не заметит, а вдумчивый и неторопливый зритель оценит по достоинству. Памятник Котовскому, кроме того, что вошел еще в прошлом веке в тройку лучших конных статуй Европы, давно стал одним из символов молдавской столицы. Но вот сидит красный командир не на боевом коне, как положено ему по статусу, а на иноходце. Таких лошадей в русскую армию не брали. Слишком уж они дорогие, недаром арабские шейхи предпочитали именно их для парадных выездов. (Иноходь, кстати, это особая «походка» лошади, при которой она переставляет ноги не по диагонали, как должно быть, а односторонне – одновременно правые и одновременно левые. Это очень красиво смотрится, и всадника совсем не трясет). В работе над памятником принимал участие русский скульптор Анатолий Посядо. Конь под Котовским – его рук дело. Один из немногочисленных в СССР скульпторов-анималистов превосходно знал повадки животных и уж точно умел отличить боевого скакуна от иноходца. К тому же, работая над скульптурой, он часто приезжал в нашу конно-спортивную школу и советовался с опытными тренерами. А поди ж ты – сделал по-своему. Разгадка этой загадки проста. Она кроется в инженерных расчетах. Если проще, боевой конь под Котовским превратился в иноходца, чтобы удержать на себе массу бронзового героя. И оттого под памятником можно назначать свидания и просто посидеть отдохнуть, - пишет Юлия Семенова (Юдович).

Памятник Котовскому и память о легендарном комбриге в наши дни

Эпоха русской революции породила массу ярких личностей, героев своего времени. Одни из них остались в истории, имена других со временем стали забываться. Но мало кто может стать в один ряд с Григорием Ивановичем Котовским, человеком, чья жизнь окутана легендами не менее, чем жизнь лихого лучника Робин Гуда. Собственно, «бессарабский Робин Гуд» - это одно из прозвищ Котовского.

86.jpg

Котовского называли защитником обездоленных, люди слагали о нем легенды и очень уважали. Он был символом справедливости своего времени и, как не пытаются сейчас стереть его имя со страниц истории, остается этим символом до сих пор. Легендарный красный комбриг сыграл одну из ключевых ролей в создании Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики. Более того, идея ее создания принадлежала именно Григорию Ивановичу, убежденному, что молдавский народ заслуживает права на самоопределение.

котовский5.jpg

Котовский погиб 6 августа 1925 года – легендарного комбрига застрелил бывший адъютант Мишки Япончика Мейер Зайдер, когда тот отдыхал с семьей на черноморском побережье в поселке Чабанка в 30 км от Одессы. Хоронили Григория Котовского торжественно, с участием высших чинов Красной Армии. Местом похорон стал поселок Бирзула, райцентр входившей в состав Украины Молдавской АССР.

мавзолей1.jpg

Г.И. Котовский удостоился особой чести – для него был построен мавзолей. Мало кому известно, что в СССР было построено всего три мавзолея - мавзолей Пирогова в Винницкой области, мавзолей Ленина в Москве и мавзолей легендарного комбрига Григория Котовского.

В специально оборудованном помещении на небольшой глубине был установлен стеклянный саркофаг, в котором при определённой температуре и влажности сохранялось тело Котовского. Рядом с саркофагом, на атласных подушечках хранились три ордена Красного Знамени. А чуть поодаль, на специальном постаменте находилось почетное революционное оружие – инкрустированная кавалерийская шашка. А в 1935 году город Подольск под Одессой переименовали в Котовск.

мавзолей.jpg

В 1941 году, когда румынские войска заняли Котовск, саркофаг Котовского был разбит, а над его останками надругались захватчики. Тело героя Гражданской войны выбросили в ров с расстрелянными евреями, при этом, как гласит легенда, румынский офицер отсек шашкой его голову. Три ордена Боевого Красного Знамени и почетное революционное оружие были вывезены в Бухарест, где бесследно исчезли. Останки своего лидера вырыли и сохранили железнодорожные рабочие, среди которых было немало ветеранов его корпуса. После освобождения от фашистов тело комбрига положили в простой гроб и отнесли в уцелевшую погребальную камеру мавзолея. В 1965-м году мемориальный комплекс был восстановлен, правда, в несколько уменьшенном виде.

На волне декоммунизации в Украине городу Котовску вернули историческое название Подольск, а в отношении мавзолея неоднократно озвучивались планы сноса. В 2016 году депутаты Подольска приняли решение похоронить Григория Котовского на местном кладбище.

котовский8.jpg

Зато памятник Котовскому в Кишиневе удалось отстоять, несмотря на все попытки так называемых «проевропейцев» сравнять его с землей, как случилось с другими свидетельствами нашей недавней истории. Следует отметить, что даже спустя почти 100 лет после смерти Атаман Ада - так называл себя сам Котовский - все еще не дает спокойно спать отдельным личностям, которые периодически поливают его грязью.

И все же память о бессарабском Робин Гуде продолжает жить в народе. В октябре 2018 года группа энтузиастов даже установила современную подсветку и привела в порядок территорию вокруг памятника. Тогда же в Кишинев приезжала внучка легендарного комбрига Мария Григорьевна Котовская, а самому легендарному комбригу Григорию Ивановичу Котовскому было присвоено звание почетного гражданина города Хынчешты. 

Подготовила Галина Малышева 





Новости на Блoкнoт-Молдова
КотовскийпамятникДубиновскийлегенда
2
0