Молдова Пятница, 19 апреля
В мире, 24.10.2018 11:14

По следам трагедии в Керчи: может ли такое повториться в Молдове?

Трагедия в Керченском технологическом техникуме не только поражает, но и заставляет задуматься – в безопасном ли обществе мы живем, есть ли вероятность подобного у нас в стране?

Эксперты неутешительны в выводах, считая, что это вопрос времени.

- Спецслужбы нашей страны не готовы признать тот факт, что они были бы бессильны что-либо предпринять в такой ситуации, - рассказал журналисту «Блокнот Молдовы» авторитетный источник по безопасности, консультирующий по этим вопросам отечественные и западные корпорации, однако пожелавший остаться анонимным.

Как обстоят дела в мире?

Отметим, примерно около 40% граждан США владеют огнестрельным оружием или проживают в семьях, где есть оружие. В итоге статистика убийств с применением огнестрельного оружия в США одна из худших в мире. Об этом сообщает Русская служба BBC.

По данным Генерального инспектората полиции, в стране огнестрельным оружием владеют около 60 тыс. человек, то есть менее 2% населения – разница колоссальна.

В России оружием легально владеют около 4 с половиной миллионов россиян – чуть более 3% граждан.

Такое может случиться в Молдове?

Эксперт полагает, что это лишь вопрос времени. Если вооруженный психопат ворвется, к примеру, в супермаркет или места высокого скопления граждан, это будет катастрофа невероятных масштабов. Да, там есть охранники, но они – пустое место. Никто из этих охранников не проходил специальной подготовки, хотя бы элементарные курсы, и, неудивительным будет, если они же первые и побегут. Получается, даже баллончик с лаком для волос может оказаться полезнее этих ребят.

Плохо и то, что у нас люди даже не знают, как надо себя вести в критических ситуациях. Люди орут, поддаются панике и бегут, куда глаза глядят, сметая и затаптывая всех на своем пути. Это неудивительно – их никто не информирует, что нужно делать в таких случаях.

Какие-то зачаточные программы в рамках проектов по борьбе с терроризмом все же есть, но они больше для «галочки», чтобы оправдать освоение бюджетов. На деле – ноль.В Молдове даже в министерства можно проникнуть с любым оружием – было бы желание.

- К примеру, на входе в министерство труда и социальной защиты сидит бабушка в стеклянной коробке и смотрит сериалы в телефоне. Вот что она сделает, если мимо пройдет вооруженный до зубов стрелок? Наорет и потребует вытереть ноги? – рассказывает эксперт.

Зачем в учреждениях стоит охранник у входа? Пугать пенсионеров и приезжих из села. Это муляж, который можно вывести из игры обычным баллончиком с нервнопаралитическим газом. Который, в свою очередь, есть в свободной продаже.

В Молдове вопросы обращения с оружием, его регистрации, регламентируются законом «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения» от 8 июня 2012 года.

Согласно закону, оружие выдается лицам, достигшим 21-летнего возраста. Лица должны пройти курс теоретического и практического обучения владению огнестрельным оружием, организованный аккредитованным в данной области юридическим лицом. Но есть ряд и других условий, серьезно устанавливающих требования к лицам, желающим владеть оружием – они регламентированы статьей 7 нормативного акта.

В керченской трагедии виновато государство?

- Ни в коем случае я бы не винил Россию в произошедшей в Керчи трагедии. Надо быть просто реалистом и принять тот факт, что в этой стране контролируется очень многое. Простые граждане даже не догадываются, что предпринимают российские спецслужбы для предотвращения всяких таких ситуаций. Скорее всего, сработал генератор случайностей. Можно проверить миллион граждан, и пропустить одного. А этот один и будет тем психом, доставшим оружие, который всех ненавидит и готов убивать, - отмечает эксперт в интервью нашему изданию.

Даже самая безопасная страна не застрахована от наличия в них психически нездоровых граждан. Пример тому – Брейвик, который абсолютно спокойно подорвал государственное здание в центре города, а потом также спокойно проехал на общественном транспорте с двумя сумками полными оружия, доехал до точки назначения, убив несколько десятков детей. И его ни разу никто не остановил, хотя потом по камерам проследили, что он несколько раз шел мимо полицейских.

Или, еще лучший пример – убийца и маньяк Чикатило. Уж на что СССР было тоталитарным государством, с жесточайшим контролем оружия, психического состояния граждан, с разветвленной системой слежки и одной из лучших криминальных служб мира, и гонялись за преступником несколько лет. 

И уж меньше всего ожидают, что на такое способен школьник или студент, как это произошло в Керчи. Спустя всего несколько дней, кажется в Омске, провели наглядный эксперимент – ребята заходили в ВУЗы и несли в рюкзаках муляжи автоматов и взрывных устройств, и их ни разу не остановила и не обыскала охрана. Просто потому что все ожидают угрозу извне, а не от своих.

А керченский стрелок еще и учился в этом колледже, то есть, его знали в лицо, он ходил на занятия ежедневно, пересекался с учителями и студентами, здоровался, говорил с ними, ел в одной столовке и сидел за соседней партой. Однозначно «свой», даже если необщительный одиночка.

Что же нужно предпринять, когда угрозой может стать любой знакомый?

Грамотный специалист по безопасности скажет, что нужно, в первую очередь, работать на упреждение.

Многие вспоминают времена СССР как тоталитарное государство за железным занавесом. Но забывают упомянуть, что любой участковый милиционер поименно знал всех хулиганов на районе, общался с ними, пытался вовлечь в общественную жизнь. Точно понимал, кто просто хулиган по дурости, а кто – реальный псих. И за последними был особый присмотр, вплоть до бесед с родственниками и соседями.

Работали детские комнаты милиции, специалисты по делам несовершеннолетних. Были целые всесоюзные программы, разработанные детскими психологами, и в большинстве случаев даже трудные дети становились порядочными гражданами и вливались в социум.

Еще 20 лет назад даже в фильмах убийство человека было чем-то из ряда вон выходящим, зрители ахали всем залом в такие моменты. Сейчас даже в самом заурядном боевике людей убивают пачками, и моральный порог почти стерт. Что говорить о подростке, который наиболее влияем и уязвим психологически? Он тоже хочет быть крут, и чтоб его все уважали и боялись. Образ парня с оружием – лучший, в его понимании, и наиболее устрашающий.

Как правоохранительные органы могут повлиять на ситуацию

Эксперт слабо оценил систему превентивной работы компетентных структур. Правоохранительные органы, к сожалению, уже не могут ничего. Детских комнат милиций давно нет, локализованной работы с детьми не проводит никто, и даже комиссий по делам совершеннолетних не стало.

Функции по работе с трудными детьми переданы в Дирекцию по защите прав детей, которая является просто красиво звучащей вывеской, и ничем более. На деле они никто, и вся их работа сводится к нулю. Можно, конечно, сидеть в кабинетах и важно надувать щеки, размахивая дипломом психолога перед всеми проходящими мимо окошка, но это ничего не решит.

Раньше работник правоохранительных органов, прознавший об издевательствах ребенка над животными, искал этого ребенка, шел к нему домой, и проводил целый комплекс работ, выясняя, по какой причине такое случилось. И делал для себя пометку, психопатия или еще какая-либо аномалия. 

Сейчас максимум проведут пару бесед с детским психологом и все, поставили галочку в документе, поздравили друг друга, получили очередной грант на развитие массы никому ненужных и бесполезных для общества проектов.

В целом, образ работника правоохранительных органов потерял свою значимость в глазах рядового гражданина. После проведенной реформы стало непонятно, кто и чем занимается. Можно звонить на этот единый номер 112 сколько угодно, но они отреагируют только в случае крайне критической ситуации.

К примеру, если сосед шизофреник и он кидается бить кого-то сковородной по голове, экстренная служба 112 перенаправит в скорую, а скорая перенаправит обратно – в полицию. Ощущение, что реформа создала идеальную футбольную команду. Поэтому, правоохранительные органы, на данный момент, бессильны перед чем бы то ни было.

Насколько реально появление стрелка в Молдове?

Специалист полагает, что более чем реально. 

- Похоже, нашим правоохранительным органам просто везет, что до сих пор ничего подобного не случалось. Легко можно себе представить образ брошенного уехавшими на работы в Европу родителями и затравленного социумом подростка, который хочет отомстить окружающему миру за не сложившуюся жизнь успешного парня. Или, наоборот, это может быть юноша из респектабельной семьи, которому все дозволено и все прощается. Он находит в интернете инструкцию по изготовлению взрывного устройства в домашних условиях, либо крадет у родственников охотничье ружье и патроны к нему. Все, стрелок готов, - рассуждает он.

К слову, это ведь необязательно может быть подросток. Есть масса взрослых психопатов, в специальных учреждениях содержат только тех, кто максимально агрессивен и не способен себя контролировать. Остальных, у которых пассивные формы психопатий, отпускают домой, рискуя жизнями и здоровьем окружающих.

А сколько психов не выявлено? Достаточно проанализировать характер и возрастающее количество преступлений – издевательства над собственными семьями, изнасилования женщин и детей, убийства с последующим расчленением, и так далее. Если и это не настораживает наши доблестные правоохранительные органы, то непонятно, что должно случиться, чтобы они, наконец, прозрели.

Насколько эффективны наши службы реагирования при ликвидации последствий каких-то масштабных трагедий?

- Они вообще неэффективны, и взрыв в многоэтажке на Московском проспекте может послужить наглядным примером.

Нет смысла обсуждать поведение представителей органов власти, которые убегали от камер мобильных телефонов во время проведения онлайн трансляций, вместо того, чтобы честно сказать – люди, мы с таким еще не сталкивались и не знаем, как и что нужно делать, но постараемся минимизировать последствия для всех. Это было бы честно, и это было бы важно в глазах граждан. Рядовые жители города тоже были растеряны и не знали, что делать, но молниеносно сплотились, отреагировали, и оказали всю посильную помощи и пострадавшим, и всем, кто работал на месте ликвидации взрыва. Единственные из органов реагирования, которые показали себя на высоте, это спасатели, - отмечает специалист.

При том уровне технического оснащения и средств, которыми они обладают на момент, и при том, что у них отсутствует опыт работы на такой высоте, ребята просто молодцы. И потому что приехали на место трагедии за минуты, и потому что решали вопросы на ходу. Не ждали, когда подвезут современную технику и инструменты, которых просто нет.

Взрыв на Рышкановке - это первый тревожный звоночек для властей. Пора бы задуматься об усовершенствовании технической базы спасателей и рядовых полицейских. 

Что же делать рядовому гражданину, чтобы обезопасить себя от трагедии, подобной в Керчи?

Обезопасить себя от такого невозможно, но можно минимизировать ущерб. В первую очередь, нужно быть информированным. В интернете есть не только социальные сети и фильмы. Там, точно также, можно найти подробные инструкции по поведению, если попадаешь в ситуацию, подобной в колледже Керчи. Во-вторых, любить своих детей и не оставлять их один на один с миром, который довольно жесток. Надо быть реалистом и признать это.

Напомним, массовое убийство в Керчи произошло 17 октября.

 

 

Новости на Блoкнoт-Молдова
Керченская трагедияоружиестрелокмассовое убийство
0
0