Молдова Воскресенье, 22 декабря
Политика, 05.04.2016 10:48

Проханов: Додон борется не за власть, а за реализацию проекта независимой, нейтральной Молдовы

Проханов: Додон борется не за власть, а за реализацию проекта независимой, нейтральной Молдовы

В минувшие выходные Молдову посетил известный советский и российский политический деятель, писатель, сценарист, публицист, журналист, общественный деятель Александр Проханов. Он принял участие в открытии в нашей республике филиала Изборского клуба и стал активным участником международной конференции «Молдова и Россия: общая история, общие ценности, общее видение будущего». Своим видением отношений Молдовы и России, тем, какой лидер должен стоять у руля нашей страны и куда идет РМ деятель поделился в программе «1+1» на телеканале Accent TV. Публикуем наиболее интересные фрагменты беседы. 

О рецепте для Молдовы

Я бы хотел, чтобы в Молдове появился лидер, который ощутил бы свое появление в политике как огромную задачу по сбережению молдавского государства и народа. Вот такой лидер, одержимый этой идеей жертвенности и спасения, предложит молдавскому народу и геополитический, и экономический проект, и политические технологии. Не технологии рождают такого отважного лидера, а он порождает всей своей сущностью эти технологии. Молдавия находится на трагическом перекрестке. Если румынский пылесос всосет в себя Молдову, говорить о молдавском народе придется только в прошлом. И уникальная возможность создания здесь неповторимого молдавского государства, в котором будет множество культур, векторов, языков, потенциалов, которые были бы объединены, исчезнет. Это будет трагично.

О том, почему Молдова должна стать федерацией

Я считаю, что это единственный способ соединить то, что распалось. Как соединить Приднестровье с оставшейся Молдовой? Танками? Если у Молдовы есть танковая армия и 100 тысяч молдаван, готовых умирать на берегах Днестра, может быть и так. Но мне кажется, что этот путь уже испробован, и нужны другие начала. Более того – если сейчас приднестровцам скажешь о федерализации, они отвергнут это. Они говорят о своей независимости. Но это потому что Молдова контролируется Западом. Если Молдова изменит, хотя бы отчасти, вектор своих устремлений и согласится с тем, что она часть православного мира, думаю, что приднестровские политики изменят свои представления. Если Молдова откажется от вхождения в Румынию или в европейский или натовский контекст, у приднестровских политиков исчезнет ряд опасений. Федерализация возможна в том случае, если сама Молдова перестанет быть плацдармом для западной или американской экспансии.

О том, какой представляется Молдова в России

Молдова, на мой взгляд, это строящийся, очень интенсивный, во многом загадочный для меня национальный субъект. Сегодняшнее строительство Молдовы – драматично. Мне трудно говорить, какой я вижу Молдову, но мне кажется, что Молдова становится зоной национальных интересов России. Мне кажется, что идея федерализации, идея единой Молдовы, в которой есть и гагаузы, и Приднестровье, но все это вместе взятое не уходит в НАТО, не становится плацдармом, - это желанный вариант.

О Европейском союзе и стремлении Молдовы вступить в ЕС

Евросоюз – этот попытка создать европейскую империю. Молдова стремится вступить в эту империю. Можно, конечно, назвать ее хоть «домом отдыха», но она все равно будет империей.

О том, ждут ли Молдову в Евразийском союзе

Евразийский союз пока теоретический, во многом концепт, который, слава Богу, закреплен юридически. Это политическая, но еще пока не экономическая реальность. Уверен, что сегодняшняя русская остановка в развитии – временная, и скоро мы осуществим долгожданный рывок. Поэтому когда мы говорим о вхождении Молдовы в евразийский контекст, мы, конечно же, говорим не о сегодняшнем дне.

О европейской альтернативе для Молдовы

Альтернативой является вхождение Молдовы в Европейский союз? Ради Бога. Ведь Европейский союз – это «райское место». Здесь нет эмигрантов, нет взрывов, абсолютная гармония, нет однополых браков, совокуплений с собаками. Тогда, конечно, Молдове нужно идти в Европу, которая демонстрирует вершину человеческих представлений. Но Европа вся заминирована, она находится на грани фашизации. Она кипит, и мой прогноз, что рано или поздно, но скорее рано, Европа продемонстрирует миру созвездие новых фашистских государств. И туда стремится Молдова со своей хрупкой, еще не сформировавшейся национальной идеей, со своим малочисленным народом, со своей отсутствующей экономикой. Куда она идет? Она ложится под танки европейской истории. Россия или евразийский мир – тоже не сладость, тоже не санаторий. Но Россия всегда очень бережно относилась к народам, которые входили в этот огромный контекст. 

Об ответственности России за Молдову 

Сближение Молдовы с Россией – и есть увеличение ответственности, которая Россия будет нести за Молдову. 

Об Игоре Додоне 

Я два дня общаюсь с Игорем Николаевичем Додоном. С Ворониным я очень мало общался – я просто надел на запястье часы, которые он мне подарил после выступления. А с Додоном я общаюсь и в Москве, и теперь. И мне его и политические, и моральные представления очень нравятся, они мне близки. Мне нравится этот тип политика – очень организованный, устремленный в политическое делание, очень концентрированный, который свое политическое делание превращает в стратегию и философию. Он борется на за власть, а за реализацию своего проекта. А проект его – независимая, нейтральная Молдова,  с включением тех ее элементов, которые или отпали, или готовы отпасть, для этого необходима идея федерализации. Он прекрасно понимает идею православия, которой дышит молдавский народ, он абсолютно понимает драму и величие нашей российской государственности и истории. В нем нет этого чудовищного навязанного антисоветизма, и он абсолютный молдаванин. Я бы хотел, что ему сопутствовала удача. Я бы хотел, чтобы именно Додон был единым кандидатом. Общаясь с ним, я почувствовал, что он бы не был жестоким правителем и диктатором, хотя, конечно, здесь придется наводить порядок.

О роли России в урегулировании приднестровского конфликта 

Роль России в том, что за все эти годы мы не сдали Приднестровье. Этот крохотный плацдарм русского присутствия мы сберегли. А это, как заноза в глазу у Запада. Приднестровье является залогом возврата к потерянным возможностям. 


Новости на Блoкнoт-Молдова
0
0