Рекомендации психолога – «дети карантина», коронавирус, изоляция и удаленное обучение
Читайте также:
- Мэр Кишинева выразил соболезнования семьям погибших в ДТП (18.05.2020 14:11)
- Примэрия Кишинева нуждается в профессионалах - есть желающие? (18.05.2020 13:41)
- Богдан Цырдя: Шор помог Плахотнюку с кражей миллиарда, кольцо сжимается (18.05.2020 12:38)
Сейчас родители должны быть особенно внимательны.
Несколько недель изоляции, отсутствие живого общения с друзьями и переход на удаленное обучение повергли детей в состояние глубокого стресса.
Как должны вести себя взрослые, чего ожидать в ближайшее время, и чем можно помочь ребенку – на все эти вопросы ответила психолог Светлана Сандлер в беседе с журналистом «Блокнот Молдовы».
БМ: С точки зрения психолога, как сказался карантин и удаленное обучение на детях? Ведь до сегодняшнего дня ни у кого не было такого опыта – ни у нас, ни у наших родителей, ни у наших детей.
Светлана Сандлер: Мы, конечно, переживаем уникальную ситуацию, ведь это самая массовая и длительная самоизоляция в нашей истории. Она оказывает своё негативное влияние как на физическое и психическое здоровье детей, так и в целом на здоровый образ жизни.
Детям, особенно младшего школьного возраста, сложно адаптироваться к условиям жизни в самоизоляции, так как детский мозг ещё не умеет «видеть» рационально и ему ничего не понятно. Он толком не понимает ничего про завтра, он живет исключительно здесь и сейчас, наше успокоительное «потом все будет» его никак не оптимизирует.
Удаленное обучение, конечно, лучше, чем отсутствие обучения, и в условиях чрезвычайного положения цифровые технологии позволяют повышать эффективность связи и обмена информацией.
Но родителям следует знать, что оцифровывание жизни детей влечёт за собой ряд рисков для благополучия самих детей.
БМ: Какие риски именно и какие последствия для детей они могут иметь в будущем?
Светлана Сандлер: Сегодня активно изучается влияние цифрового мира на формирование мозга ребёнка и диагнозы цифрозависимость, цифровое слабоумие, цифровой аутизм и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)- ставятся все чаще и чаще.
Есть результаты исследований влияния экранного времени на физическое и психологическое здоровье детей и подростков - данные о том, что повышение экранного времени на 2 часа приводит к снижению физической активности на 30 минут. Дети все чаще жалуются на боль в голове или в шее, ногах, спине.
Также чрезмерное экранное время откладывает момент засыпания, сокращает время сна и ухудшает его качество, увеличивая тем самым риск тревожных и депрессивных расстройств.
В то же время цифровые технологии могут быть небезопасны и нести угрозы частной жизни (кибербуллинг, неправомерное использование персональных данных).
В цифровой формат перемещается агрессия из школы. У меня был опыт работы с подростками с суицидальными настроениями, ведь кибербуллинг по сравнению с обычной травлей усиливает риск, так как слова и изображения, размещенные онлайн, сложно удалить.
БМ: Родители могут как-то облегчить детям пребывание дома в эти сложные времена?
Светлана Сандлер: Могут - и себе, и детям! В первую очередь, надо снизить степень драматизации. Это наши дети, и не должно быть никакой проблемы в том, чтобы провести с собственными детьми несколько месяцев.
Да, никто не был готов к такому экстренному переходу на дистанционное обучение. От детей это требует больших усилий, а родителям бывает сложно объяснить, мотивировать и контролировать этот процесс. Я рекомендую отнестись к этому без фанатизма, дети «просядут» в учебе - это естественно, и ничего страшного в этом нет.
Не требуйте, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Пусть они просто слушают уроки и выполняют какую-то часть из того, что задает учитель, и этого будет достаточно. У них потом будет время повторить пройденный материал. Просто переживите этот период со своими детьми без истерик и ссор.
Сегодня главным становится позаботиться о физическом и психологическом здоровье детей, и нового ничего не придумали: режим дня, зарядка, прогулки на свежем воздухе, занятие творчеством, чтение книг и, конечно же, хорошее детское кино.
Мне кажется, что сейчас самое подходящее время перестроить саму парадигму детско-родительских отношений, говорить со своими взрослеющими детьми о правилах жизни, и о том, что какие-то правила жизни придется перестроить.
Сейчас есть прекрасная возможность поговорить с ребёнком о том, что вам тоже бывает трудно, особенно если вы работаете, и в семье есть маленькие дети. Согласитесь, что в подавляющем большинстве семей у детей нет обязанностей по дому, потому что они реально были заняты: школа, музыкальная или художественная школа, репетиторы и прочее.
Сегодня имеет смысл побеседовать о том, что нагрузка выросла, особенно если вам нужно работать. Это взрослый партнерский разговор о том, что вы не можете больше делать все самостоятельно, нуждаетесь в их помощи, и рассчитываете на их поддержку.
Возможно, это именно это сейчас важнее для ваших отношений с ребёнком, чем выполненные на отлично уроки.
БМ: А если ребенок еще не готов к такой правде? Как нужно говорить с ним, чтобы он слышал и понимал?
Светлана Сандлер: Если вы хотите вырастить счастливого ребёнка и хотите, чтобы он был человеком, самостоятельным, активным, уверенным в себе, чутким и внимательным к близким, и обладал чувством собственного достоинства, то уж точно говорить с ним надо без насилия и унижения.
Всегда доброжелательно, понимая, что психологический мир ребенка устроен так, что в наших словах, в нашем отношении и в наших реакциях, как в зеркале, он видит то, какой он «на самом деле». Именно это знание о себе формирует его самооценку. И не забывайте говорить своим детям, что вы любите их!
Когда ребенок рождается, именно эта безусловная любовь матери помогает ему правильно развиваться, увеличивая свой интеллектуальный, социальный и физический потенциал, так необходимый ему во взрослой жизни.
Оценивая поступок ребёнка, никогда не давайте негативную оценку личности ребёнка. В самом деле, если ребёнок плохо написал, например, диктант, значит ли это, что он - дурак?! Нет, даже очень умный человек может сделать ошибку. Не забывайте сказать ребёнку: я люблю тебя, даже когда сержусь на тебя...
Ребёнок не может справиться с вашим заданием, а вы требуете результата? Вы разочарованы и раздражены? Не забывайте сказать ребёнку: из всех детей на Земле, я бы выбрала только тебя...
Замечательно сказал известный психолог Эрик Фромм: «Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Поэтому не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас, а воспитывайте себя, и ваш взрослеющий спорщик перестанет быть трудным. Берегите себя и своих близких!
Беседовала: Отилия Липчану
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова