Село Кобань – самое древнее на территории современной Молдовы
Читайте также:
- Пещера «Сюрпризная»: Попробуй спуститься в бездну… (17.11.2019 15:00)
- Уникальные места Молдовы: северные Толтры у села Тринка (29.11.2018 20:00)
- Удивительные места Молдовы: Долина ста холмов (23.11.2018 11:04)
У подножья толтового рифа Стынка Маре расположилось самое старое село Молдовы.
Село Кобань Глодянского р-на расположено в 17 км восточнее города Глодяны и в 204 км от Кишинева. Согласно легенде, современное название села происходит от словосочетания «cu bani» (что означает, «с деньгами»). Со временем название Кубань преобразовалось в нынешнее – Кобань.
Официально село Кобань считается основанным в 1702 году. Однако известно, что основали его жители другого села – Зубреуць, переименованного затем в Василеуций де Жос, первое упоминание о котором относится к 1429 году (а по некоторым данным даже к 1374 году). Жители Зубреуць покинули старое место жительства из-за того, что оно примыкало к реке Прут и часто затапливалось во время паводков.
Новое поселение местные жители заложили в двух километрах от Прута, на правом берегу речушки Каменка, у подножья толтровой скалы, именуемой Стынка Маре (Большая скала). Эта скала, высота которой составляет около 70-80 метров, усеяна множеством древнейших пещер, существовавших с давних времен. Одна из таких пещер расположена на другой стороне рифа, у села Бутешть. Как оказалось, это древняя неолитическая пещера, насчитывающая десятки тысяч лет. Она служила местом стоянки неолитического человека. Пещера разбита на несколько камер, имеет несколько входов-выходов. К сожалению, она пострадала во время одного из землетрясений, и часть ее помещений сейчас недоступны. Из пещеры открываются удивительные виды на село, дорогу, долину реки Каменки.
По данным переписи 2004 года, в селе Кобань проживали 2609 человек: 49,14 % – мужчины, 50,86 % – женщины. По этническому составу – 99 % жителей села составляют молдаване.
Толтовый риф Стынка Маре является самым южным в Молдове
К югу от села Кобань, располагается толтровый риф Стынка Маре (Большая скала). Это самый южный геологический памятник в коралловой гряде Среднего Прута, сформированной 15 миллионов лет назад и протянувшейся от северной границы республики на юго-запад до побережья Прута. Именно в припрутских областях Бричанского, Рышканского, Единецкого и Глодянского районов осталось больше всего толтров, служащих оригинальным и неповторимым украшением севера Молдовы.
Толтровая гряда у села Кобань состоит из трех частей. Та часть, что раскинулась непосредственно над селом и над долиной реки Каменка, и называется, собственно, Стынка Маре (Большой скалой). Часть скалы была взорвана, когда здесь велась промышленная добыча ценного известняка. Лишь в 1988 году усилиями жителей села и экологов была прекращена всякая производственная деятельность на этой заповедной территории. Толтровый риф Стынка Маре наиболее высокий из других в этой гряде – его высота составляет примерно 70-80 м. Скала испещрена множеством пещер. В этом районе производились многочисленные раскопки, в результате которых были найдены следы редких и ныне исчезнувших видов животных и птиц, а также артефакты трипольско-кукутенской культуры.
Сама же Большая скала имеет 1000 метров в длину, 100 метров в ширину и относительную высоту порядка 40 метров. Она является продолжением толтровой гряды, тянущейся на несколько км вдоль русла Каменки. Здесь необыкновенно живописные места. От правого берега Каменки и до Прута раскинулась удивительно красивая низменность, местами затопленная и покрытая множеством плавней, озер, бочагов, на которых кормятся и гнездятся многочисленные пернатые обитатели – цапли, аисты, лебеди, дикие утки и другие птицы.
Еще одна часть массива толтровой гряды находится в некотором отдалении от села Кобань. С трех сторон ее омывают воды реки Каменка, создавая совершенно неповторимый пейзаж, больше напоминающий средневековую крепость, окруженную водными рвами. Пойменная часть реки заросла камышом и это тоже придает пейзажу дополнительную прелесть. С вершины массива открываются впечатляющие виды: ровная до горизонта зелено-серебристая равнина, высокие пирамидальные тополя вдоль дорог, пасущиеся стада, квадраты полей и разбросанные там и здесь обломки толтровых скал.
Толтровый риф Стынка Маре в селе Кобань давно облюбовали местные скалолазы. Высота скалолазного участка – 25 м, что является идеальной высотой для данного вида спорта. Порода и микрорельеф скал очень напоминают Крым. Поэтому здесь почти круглый год можно наблюдать карабкающихся по отвесным скалам альпинистов.
С этими местами связано множество мифов и легенд
От села Кобань к селу Бутешть тянется еще одна гряда, которая носит название Бутештский риф. Длина этого рифа более двух километров и он тоже является памятником природы. Бутештский риф пронизывают многочисленные пещеры и гроты. В них найдены были кости лошадей, зубров, саблезубых тигров, львов, носорогов, мамонтов, пещерных медведей. Также здесь встречаются остатки материальной культуры раннего палеолита, что говорит о том, что люди здесь селились еще в каменном веке. Возможно, на определенном этапе первобытный человек жил бок о бок с пещерным медведем, спасаясь от суровых длительных морозов.
Согласно одной из легенд, жил в этих местах некий Нягу. Земли у него было мало, семья еле-еле сводила концы с концами и, чтобы прокормить шестерых своих детей, он держал отару овец. Поэтому в селе очень удивились, когда Нягу нанял себе в помощники незнакомого чабана. Жил этот чабан постоянно в гроте рифа, рядом с отарой. А еду ему носила самая старшая из детей Нягу – 11-летняя Анка. Она часто видела, как к их чабану приходил другой чабан, и они подолгу рассматривали какую-то выгоревшую карту.
Как то раз, года девочка несла ему еду, пошел сильный дождь. Анка спряталась в ближайшем укрытии и вдруг услышала мужские голоса. В гроте пережидали непогоду два монаха, беседуя на незнакомом девочке языке. О встрече в скалах Анка рассказала чабану, от чего тот сильно встревожился. Вечером чабан спустился в село. Монахи заночевали в доме Нягу, рассказав ему, что идут из Киево-Печерской лавры в новый монастырь.
А ночью дом загорелся. Нягу и его чабан едва успели вытащить детей. А крепко выпившие перед сном монахи даже проснуться не успели, так и сгорели. Вскоре после этого чабан уехал на свою родину, в Литву. После этого по селу пошли слухи, что настоящее имя этого чабана – Свидригайло, и что он брат умершего литовского короля. Ему пришлось бежать от захватившего престол соперника, который занялся устранением других претендентов. И монахи, которые останавливались тогда у Нягу, были на самом деле переодетыми посланцами короля, прибывшими в село с целью убить Свидригайло. Спустя какое-то время Свидригайло сумел вернуть себе трон и стал королем. Анку, спасшую ему жизнь, он взял во дворец и выдал замуж за своего племянника. А Нягу очень разбогател и стал самым богатым овцеводом в крае.
Подготовила Галина Малышева
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd
- все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова