Молдова Воскресенье, 08 сентября

Собор Божественного Провидения – духовный центр кишиневских католиков

Старые улочки Кишинева буквально дышат историей, и значимое место в ней занимает Кафедральный собор Божественного Провидения – духовный центр Кишинёвской римско-католической епархии.

Costel_1.jpg

Кафедральный собор Божественного Провидения расположен в самом центре Кишинева по улице Митрополит Дософтей, 85. Именно здесь находится кафедра епископа, а в прилегающей к собору часовне хранится икона Святой Девы Марии, Матери доброго совета – покровительницы епархии. В начале XIX-го века на этом месте находилась часовня, посвященная Божественному Провидению, которая была возведена на пожертвования прихожан. Несмотря на небольшие размеры и простой внешний вид часовни, ее интерьер поражал прихожан своей красотой – многочисленные иконы, витиеватая лепка на стенах, три алтаря, красивейшая ризница.

собор1.jpg

Но уже через 10 лет часовня перестала вмещать всех прихожан, и было принято решение о строительстве церкви. Однако средств для начала работ было недостаточно, поэтому было подано ходатайство о выделении государственной помощи, на что царь Николай I выделил 20 000 рублей.

Проект Кафедрального римско-католического собора в Кишинёве был разработан в столице Российской империи Санкт-Петербурге. В его разработке принял участие архитектор, скульптор, профессор архитектуры Академии изобразительных искусств Санкт-Петербурга Иосиф И. Шарлеман. Его архитектура была реализована в духе позднего неоклассицизма в соответствии с модой, существовавшей в то время в России, находившейся под влиянием архитектуры итальянского Возрождения. В июле 1838 года проект храма был одобрен Советом путей сообщения и публичных зданий, и в 1840-м году был рекомендован для выполнения в Кишинёве. Смету и объяснительную записку составил архитектор города Кишинёв Лукой К. Заушкевичем.

костел1.jpg

До 1811 года католического прихода в Кишиневе не существовало

Об этом свидетельствует переписка австрийского консула с Молдо-Влахийским экзархом митрополитом Молдавским Гавриилом Бэнулеску-Бодони, относящаяся к периоду с 20 июля по 18 сентября 1811 года. В своих письмах австрийский консул, по просьбе кишиневских католиков, ходатайствует о разрешении экзарха, в юрисдикции которого находились православная Бессарабия, на выделение в городе земли под католическое кладбище. Тогда Владыка Гавриил отказался удовлетворить ходатайство консула, мотивируя свой отказ отсутствием в Кишиневе католического прихода.

Это было время послевоенной неустроенности жизни в Бессарабии, эмиграции части населения за Прут и большого наплыва стихийных переселенцев, что, несомненно, отражалось и на деятельности церковных учреждений. В 1814 году в связи с переселением колонистов католического исповедания и созданием в Буджаке католической колонии Красна, в ней был создан приход. Католики проживали по всей территории Бессарабии достаточно некомпактно, на севере существовал древний приход Хотин, на юге – колония Красна. Стремление к упорядоченности и удобству окормления паствы требовало учредить приход в центре области.

Уже в 1817 году на плане города, выполненном областным землемером и архитектором М. С. Озмидовым (1782-1826), среди других показано место действовавшего католического кладбища, что говорит о существовании католической общины в городе. Согласно архивным источникам, католический священник в городе появился в 1815 году. Это было обусловлено рядом причин, и прежде всего, заботой епископа Мацкевича о своих верующих. Для пастырского служения в Кишиневе был назначен отец Станислав Виницкий, прослуживший здесь по 1817 год. Потребность в пастыре была велика – в городе размещался военный гарнизон и войска, прибывали переселенцы и чиновники, среди которых были католики, требующие окормления. Необходимость в присутствии священника определялась также и порядком принятия клятвы и присяги при поступлении на государственную службу, в судах и войсках. Они принимались священниками по вероисповедному признаку.

Приход очень быстро развивался, чему способствовало изменение статуса города и особое внимание к его развитию. В начале ХIХ века по настоянию митрополита Г.Бэнулеску-Бодони Кишинев становится административным, а со временем политическим и коммерческим центром Бессарабии. Развитие ремесленного, мануфактурного производства и торговли в короткий срок увеличили количество населения. Преследуя определенные геополитические планы на Балканах, Россия энергично благоустраивала пограничную Бессарабию, интенсивно заселяла ее. Переселившемуся населению предоставлялись налоговые и иные льготы. Все торговые льготы распространялись и на иностранных купцов, приписанных к Кишиневу и другим городам области. Уже к 1861 году столица области из бывшего небольшого владения православных монастырей превратилась в город, входивший в число крупных центров России.

Количество горожан росло за счет стихийных переселенцев. Это была пестрая смесь Востока и Запада, с преобладанием Востока на первых порах. Надписи на уличных вывесках были на французском, польском, русском, немецком и армянском языках.

- В гостинице, где мы остановились, я встретил польскую надпись, торговец, как и у нас, был еврей, нанятый извозчик оказался родом из Вильно, хозяин дома носил итальянскую фамилию, - описывает Кишинев известный польский писатель и историк Иосиф Крашевский, посетивший город в августе 1843 года.

Строительство римско-католического собора было сопряжено с многочисленными трудностями

Первым и самым главным препятствием было отсутствие средств на строительство – прихожане в большинстве своем были люди несостоятельные. В 1834 году для этих целей удалось собрать только 2 000 руб. Тогда приходским строительным комитетом было подано ходатайство о государственной помощи в строительстве. Однако для выделения средств необходимо было получить высочайшее разрешение царя Николая I.

Кроме того возведению храма препятствовали многочисленные бюрократические проволочки. Только подготовительный период занял пять лет - с 1834 по 1839 годы. Прежде всего, необходимо было решить вопрос финансирования, а также разработать и утвердить проект, смету, собрать необходимые документы и получить разрешение на строительство. Письма, ходатайства, различные документы надолго задерживались в различных департаментах. Переписка с инстанциями занимала очень много времени.

К марту 1836 года были собраны и оформлены необходимые документы, а также получено согласие на строительство от главы Православной Церкви в Бессарабии архиепископа Кишиневского и Хотинского Димитрия (Сулимы). Владыка Димитрий дал согласие на постройку римско-католической церкви, но при условии, что она не будет находиться вблизи православных церквей. При этом он указал, что «… в Кишиневе с давних времен существует римская церковь и римского исповедания лиц во всем городе и окрестных местах, относящихся к здешнему ксендзу, имеется немало».

Участок, выделенный католическому приходу, находился в центральной части города, где по замыслу властей должны были возводиться самые красивые здания. Это и стало одной из причин, по которой губернатор согласился выделить ссуду на строительство. Сохранился черновик письма, в котором он отмечает, что «… католической церкви в Кишиневе вовсе не имеется, и богослужения проводятся в одном тесном и ветхом обнесенным плетневым забором доме, не токмо, не имеющем данного храму Божьему приличия, но и даже безобразящем лучшую часть города».

В 1838 г. генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии князь М. Воронцов лично доставил в Санкт-Петербург Императорскому Комитету Министров проект плана, смету на строительство храма и свои предложения о выделении средств. Император Николай I проект одобрил и велел выделить приходу на строительство церкви 20 тыс. рублей ассигнациями из 10 %-ного областного капитала – 10 тыс. руб. безвозмездно, а остальные в виде займа. 

Сразу приступить к строительству не удалось – сначала пришлось переделывать смету, а после долго искали подрядчика. Только в феврале 1840 года комитет заключил договор о подряде с кишиневским купцом третьей гильдии Ильей Новиковым. Трудности на торгах с подрядчиками возникли в связи с тем, что в смете материалы были заложены по низким ценам, и такое строительство брать в подряд было невыгодно. Торги по подряду проводились три раза (как это нам знакомо!). Огромной проблемой стало отсутствие в Бессарабии высокопрофессиональных мастеров, знакомых со спецификой работ. Приходилось приглашать мастеров из Подольской губернии или пользоваться услугами тех иностранных мастеров, которые оказались в это время в Кишиневе.

История строительства храма подробно описана в работе «Кишиневский римско-католический приход "Божественного Провидения" в первой половине XIX века» Нели Сагановой.

Возведение католического храма от закладки до освящения длилось три года

Строительство греко-католического храма в Кишиневе началось 15 мая 1840 года, а его освящение состоялось по 6 мая 1843 г (по старому стилю). Епископское освящение (консакрация) храма в то время не было осуществлено в связи со смертью в 1842 году епископа Б. Мацкевича, благоволившего бессарабским приходам и управляющего епархией с 1809 года. Для благословения (бенедикаты) храма Каменецкой консисторией был назначен летичевский декан, отец Брзожовский.

oldchisinau.com-a012.JPG

Торжество освящения происходило в назначенный срок 6 мая (по старому стилю) 1843 года. Поскольку не было органа, торжество сопровождалось игрой военного оркестра егерского полка, на что музыканты получили разрешение дивизионного командира генерал-лейтенанта де Витте. В этот же день для гостей и знатных прихожан был дан обед в помещении дворянского клуба. Угощение для остальных прихожан было организовано во дворе церкви на следующий день.

Построенный храм в плане представлял вытянутое прямоугольное здание. Внутреннее пространство храма было расчленено на три нефа двумя продольными рядами колонн, по шесть в каждом. Средний неф со сводчатым деревянным потолком, возвышающийся по отношению боковых нефов, завершался полукруглой алтарной абсидой. Предназначенная для главного алтаря абсида была украшена каменными арками, пилястрами, с капителями ионического ордера и двумя высокими окнами, где предполагалось разместить витражи. В абсиде по бокам алтаря были построены две комнаты. В одной располагалась ризница, в другой хранились церковные принадлежности, а при входе в храм над дверями были сооружены хоры, огороженные перилами с выточенными из дерева фигурными балясинами.

собор5.jpg
Первоначально главный алтарь был деревянный с каменным престолом, пресбитерий был окружен деревянной балюстрадой со ступенями, ведущими к престолу. На нем – табернакль для хранения Святых Тайн и крест черного дерева с серебряной с позолотой фигурой распятого Христа. В главном алтаре находилась большая коронованная икона Божьей Матери с Младенцем Иисусом на руках. В боковых нефах были сооружены алтари и престолы деревянные. В церкви было множество икон, скульптуры воскресшего Христа и четырех ангелов.


В советское время собор был закрыт

Постановление Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о закрытии римско-католического собора в Кишиневе было принято 14 октября 1963 года, однако сообщать об этом верующим кишиневские власти опасались. Только в 1964 году они насильственным путем заставили верующих покинуть его. А в сентябре 1964 года церковь была отдана на нужды школы № 56, построенной на территории принадлежавшей приходу Божественного Провидения. Там она была превращена в актовый зал, а приходу для служения литургий выделили часовню на армянском кладбище.

Позже в здании церкви размещались студия звукозаписи и склад кинематографической студии «Молдова-фильм», а в 1988 году началось переоборудование костела под поэтический театр. И только в июле 1989 года, после многочисленных обращений к центральным властям СССР, Красному Кресту и ООН, здание церкви был возвращено приходу и верующим.

собор2.jpg

Духовный центр молдавских католиков в наши дни

Собор Божественного провидения в Кишиневе относится к памятникам архитектуры национального значения. В 2002 здесь начался капитальный ремонт. Здание было практически восстановлено заново, и сейчас оно имеет свой традиционный вид с некоторыми необходимыми изменениями. Сегодня это очень красивое, современное здание, поражающее своей архитектурой и красотой.

1435217_original.jpg

Комплекс храма включает в себя немало построек, но выглядит настолько воздушным и компактным, что горожане проходят мимо и часто не отмечают, что это величественный Костёл. Напротив него, на этой же улочке находится полуразрушенное здание бывшей католической школы, построенной в 1901 году.

школа.JPG

С 2007 года собор украшают витражи и мозаика, изготовленные итальянскими мастерами. Если смотреть с разных сторон помещения можно увидеть  разные детали сюжета. В углу каждого произведения, как встарь, поставлено клеймо мастера. Мозаикой выложены образы Христа, Девы Марии, 12 апостолов, а также Штефана чел Маре, которого папа Сикст IV назвал «атлетом христианской веры».

- Образ Штефана чел Маре - это отсылка к званию, присвоенному ему после победы на Высоком мосту в 1475 году - званию «христова атлета», защитника христианства. Также это показатель, что католичество - часть истории молдавского народа, истории этой земли, - подчеркнул священник Петру Чобану.

витраж.JPG

витраж1.JPG

витраж3.jpg

Внутри церкви находится великолепный орган фирмы Friedrich Fleiter Orgelbau. Именно здесь проходили концерты органной музыки, когда кишиневский Органный зал был на реконструкции. Для обслуживания этого органа каждый год приезжает его автор и проверяет свое детище, если нужно – настраивает.

орган1.JPG

На входе в собор установлена фигура святого Антония с корзинкой. Именно туда прихожане традиционно кладут еду для нуждающихся – это традиция, которой насчитывается уже много веков. Каждый человек, если он голоден, может взять еды у святого Антония Падуанского.

собор8.JPG

Католическая епархия и Мальтийский орден в Молдове сегодня ведут большую благотворительную деятельность. Их усилиями созданы организация «Каритас Молдова» (Caritas Moldova), комплекс стадионов для футбола и баскетбола, летние бесплатные лагеря для детей, которые принимают около 300 детей за сезон. Орден салезианцев Дон Боско создал организацию «Regina paces» и два детских дома. В их центре (centrul Don Bosco) регулярно проходят спортивные мероприятия для подростков.

1429387_original.jpg

Всего в Молдове в настоящее время действуют 20 католических храмов, три из которых находятся в Кишиневе.

Подготовила Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
костелкатоликиистория
0
0