Молдова Суббота, 27 апреля

Центр Кишинева – местность между нищетой и богатством

Согласно историческим хроникам, Кишинев был основан в 1436 году – тогда это было небольшое поселение, расположенное на правом берегу реки Бык.

Эти земли неоднократно переходили из рук в руки, и даже некогда находились в собственности монастырей. После войны 1812 года Кишинёв получает статус города – тогда его население составляло все семь тысяч человек. К 1818 году, когда Кишинев становится административным центром (столицей) Бессарабского региона, его население достигло 18 тысяч человек.

центр1.jpeg

После этого на месте сельскохозяйственных угодий и пастбищ начинается закладка городских кварталов – будущего сектора Центр (Чентру) молдавской столицы. И если до 1812-го года город располагался в границах современных улиц Албишоара, Заикина, Александру чел Бун и Измаильской, то после присоединения к Российской Империи начался стремительный рост Кишинева: его границы расширились до улицы Садовой (Матеевича) на юг, до М. Витязул на запад и до железнодорожного вокзала на восток.

Примерно в то время и начал формироваться облик центральной части Кишинева – были выделены участки для городского парка, сквера Кафедрального собора и Центрального рынка. В 1813 году монастырь Галата выделил городу участок под строительство Митрополии и Духовной семинарии. В городском саду, открытом в 1818 году, появились первые увеселительные заведения – казино и «Зелёный трактир» («Hanul verde»).

центр.jpg

Тогда же на улицах Александру чел Бун (бывшая Золотая, Хараламбие, Штефан чел Маре) и Колумна (бывш. Каушанская, Николаевская, Фрунзе) появляются первые особняки местных помещиков.

Улица Колумна одна из старейших в Кишиневе

Улица Колумна (бывш. Каушанская, Николаевская, Фрунзе) в XIX веке была одной из самых важных в городе. По своей значимости она превосходила даже центральную улицу города – Александровскую (ныне – проспект Штефана чел Маре). До 1899 года улица носила название Каушанская. Именно на этой улице предпочитала строить свои дома местная знать. Здесь были выстроены дома Тудора Крупенского (№ 100), Варфоломея (№ 92), Замфира Ралли, Драгановой и другие частные особняки. Интенсивная застройка улицы продолжилась и во второй половине XIX века. В 1854 году было построено городское имение семьи Катаржи (дом №106), а в 1893 году был возведен дом Андриановой (дом №110).

Columna_21.jpg

Columna_22.jpg

В начале XX века по улице Колумна были проложены рельсы конно-железной дороги, по которым в 1913 году был запущен электрический трамвай. Тогда же, в 1913 году, поблизости от Скулянской рогатки, на пересечении нынешних улиц Колумна и Михай Витязул, был построен комплекс зданий городского трамвайного депо (дом №169). Трамвайное депо является официально признанным памятником архитектуры Кишинёва.

Columna_36.jpg

Columna_20.jpg

В 1899 году улица Каушанская была переименована в улицу Николаевскую – в честь российского императора Николая I Романова. Именно он указом от 2 августа 1834 года утвердил первый Генеральный план застройки Кишинева.

Главный проспект Кишинева был когда-то его южной окраиной

Улица Миллионная, ныне главная улица Кишинева – бульвар Штефана чел Маре, первоначально была дорогой вдоль военного лагеря русской армии, с 1789 года располагавшегося вблизи границ старого города. Первым зданием, построенным на нынешнем бульваре Штефан чел Маре, была духовная семинария, основанная в 1813 году митрополитом Кишиневским и Хотинским Гавриилом Бэнулеску-Бодони.

mitropolia-09.jpg

Для неё было выбрано место на тогдашней окраине Кишинёва, которое стало известным как Сады Митрополии. С тех пор город сильно вырос и сейчас это самый его центр – место, где расположено здание правительства Молдовы.

Kishinev_seminary.jpg

- Митрополия основана в 1815 году преосвященным митрополитом Гавриилом на пустом месте и ныне состоит из следующих зданий: посреди большого двора, обнесенного каменною стеною, митрополитский дом, длиною 27 и шириною 8 сажень; при нем домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Засим следует с восточной стороны

1) дом для викарного епископа на саженях длины и ширины;

2) флигель для помощников и псаломщиков;

3) амбар для съестных припасов братии, с погребом;

4) флигель для духовника и крестовых иеромонахов и иеродьяконов;

5) корпус для типографии с потребными кельями для управляющего типографиею и работников, подле него флигель для братской трапезы, кухня и хлебная с кельями для поваров и хлебников; близ них черный двор, где находятся конюшни, два каретных сарая и два небольших флигеля, один для переплетной, а другой для разных мастеровых.

С северной стороны:

1) флигель, в котором помещается в разных удалениях дикастерия со своей канцелярией и архивом, казначейство, экономическое правление и эконом со своим помощником письмоводителем.

В том же ряду отдельно:
2) амбар для съестных припасов и другой собственно для митрополитского стола, с погребом, а далее к северо-западу кухня и хлебная архиерейская.

Все сии строения каменные, иные с деревянной, некоторые с черепичной крышей. Сверх сих строений благодетельный Екзарх предполагает выстроить близ митрополии особенный двор с гостиницею для постоя священно- и церковнослужителей, приезжающих в город по каким-либо делам… Кроме того, учреждается при митрополии больница и выстроятся бани, - говорится в альманахе Павла Свиньна «Описание Бессарабской Губернии» (1816 г.).

Кишинёвская семинария сыграла значительную роль в развитии культуры и просвещения в Бессарабии. Помимо богословских дисциплин в ней преподавали грамматику, поэзию, риторику, логику, философию, географию, историю и математику. Обязательным было изучение нескольких языков – греческого, латыни, русского и молдавского, а немецкий и французский языки преподавались факультативно.

mitropolia-014.jpg

В 1816 году при духовной семинарии был открыт пансион для детей привилегированных классов, ставший первой попыткой организации светского среднего образования в Бессарабии. Большинство учащихся пансиона посещали только первые классы, после чего поступали на различные гражданские службы. Многие ученики пансиона при семинарии позднее стали учителями. Однако после открытия в Кишиневе в 1833 году областной гимназии, духовная семинария стала постепенно терять своё значение, превращаясь в замкнутое духовное учебное заведение.

Бернардацци – главный архитектор провинциального бессарабского города на окраине Российской империи

Александр Бернардацци – сын известного архитектора Джузеппе (Иосифа) Бернардацци, который вместе со своими братьями Джованни и Винченцо участвовал в строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он прибыл в Кишинев в 1850 году в возрасте 19 лет и был определен на младшую техническую должность в Бессарабскую областную строительную и дорожную комиссию. А уже в 1856 году 25-летний Александр Бернардацци назначается городовым (так называли в те времена) архитектором Кишинева. Здесь Александр Иосифович завоевал всеобщее признание и симпатии как специалист и общественный деятель. Здания, построенные им в центре города, по своему стилю, форме, качеству и градостроительному значению являют собой образец передового европейского зодчества. Тем самым А. И. Бернардацци задал планку профессионального уровня зодчества, с учетом которого должно было осуществляться дальнейшее строительство города.

Дадиани.jpg

1 декабря 1875 года Кишиневская городская дума единогласно избирает его почетным гражданином города. Это событие было приурочено к 25-летию деятельности архитектора. А всего Александр Бернардацци почти 30 лет прослужил Городовым архитектором Кишинева. Здесь им было возведено более 30 построек: пожарная каланча (1860), женская гимназия Дадиани (1865), школа лютеранского прихода (1873), церковная капелла при женской гимназии (1875), здание клуба (1878), Греческая церковь (1878), здание  Юго-Западной железной дороги (совместно с архитектором Г. Ф. Лонским, 1887), здание городской Думы (1887), здание окружного суда (1889), Армянская церковь (1891) корпуса Костюженской психиатрической больницы (1903). В настоящее время все здания работы зодчего в Кишинёве взяты под охрану государства.

дума.jpg

Генплан Щусева предусматривал исправление всех прежних недостатков города

Во время Великой Отечественной войны центр Кишинева был сильно разрушен. Разработанный Щусевым план реконструкции предусматривал исправление всех прежних недостатков города и сооружение новых зданий на месте разрушенных. Преобразование Кишинева по генплану Щусева коснулось в большей мере верхней части города, где жили привилегированные сословия. Здесь были построены крепкие и красивые дома, замощены улицы, посажены деревья вдоль тротуаров.

Центр Кишинева. Вид с самолета 1947г.jpgЦентр Кишинева 1947 год

В то же время в нижней части города, где в основном ютилась беднота, так и оставались старые одноэтажные неопрятные домики. Река Бык была мелководна, и город постоянно испытывал недостаток воды. В то же время в Кишиневе практически не было промышленности, кроме нескольких небольших заводов.

генплан.jpgВид на центральную площадь. Генплан. А. Щусев

В соответствии с генпланом Щусева в Кишиневе были построены новый вокзал, русский драмтеатр, восстановлены электростанция, консерватория и множество жилых домов. Восстановлен и расширен ряд фабрик и заводов города. Проектом предусматривалось постройка ряда общественных зданий и создание архитектурных ансамблей. На месте старого базара предполагалась площадь Победы, от которой в сторону будущей Рышкановки будут направлены три лучеобразных улицы. Русло реки Бык должно было быть исправлено и углублено, а в нижней части города должен был появиться маленький речной порт.

Для Щусева было важно сохранить национальное своеобразие молдавской архитектуры. Приступая к разработке проекта реконструкции Кишинева, он тщательно изучал город, делал наброски – в зарисовках зодчего часто встречаются Кишинев и его пригороды, которые он делал для себя, для памяти. В них фиксировались случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности и отдельные сооружения.

Вид с Инзовой горы Кишинев. А. Щусев..jpgВид на Кишинев с Инзовой горы. А. Щусев

- Каждый, кому выпало счастье принимать участие в восстановлении такого большого города, должен ценить эту работу, как действительно замечательную. За общей планировкой города идет планировка его центра, после центра идут архитектура, идут детали. Я считаю счастьем для каждого из молдавских архитекторов участвовать в этой работе по восстановлению всей республики. Работы здесь, по крайней мере, на 15-20 лет. Значит, лучшая часть жизни человека будет посвящена этой работе. От этой работы нельзя отказываться, ею надо гордиться, - заявил Алексей Щусев на собрании членов Союза советских архитекторов в Кишиневе 5 октября 1947 года.

Щусев был убежден, что архитектор должен быть творцом. Он отмечал, что в архитектуре Кишинева просматриваются два направления: одно – классическое, принесенное русскими зодчими, но со специфическими молдавскими чертами. Второе – народный молдавский фольклор. И здесь также имеется интереснейшее наследие. Все эти элементы, по его мнению, должны были отразиться в советской молдавской архитектуре. Щусев призывал молодых молдавских архитекторов работать просто, используя местные материалы и традиционные формы. (из книги К.Н. Афанасьев «А.В. Щусев»)

План Щусева с целым рядом изменений и упрощений из соображений экономии воплотили его ученики и соратники – бессарабские архитекторы Роберт Курц, Валентин Меднек и Валентин Войцеховский

Сенная Площадь – место с богатой историей

Вплоть до 1950-х годов этот участок протяженностью в два квартала, расположенный в центральной части Кишинева в районе нынешних улиц Измаильская и Бендерская, представлял собой поле, где заготавливалось сено – отсюда и пошло ее название. На снимках конца XIX века запечатлены стога сена на фоне Тюремного Замка – нынешней городской тюрьмы №13.

Сенная площадь. Конец 19 века.jpg

Осенью и зимой, когда трава не росла, и сено не заготавливали, на Сенной Площади обустраивались различные рынки. В голодное военное время Площадь была полностью засажена картофелем. И вплоть до 1950-х годов это место оставалось незастроенным пустырем.

Рынок на Сенной площади.jpg

Застройка Сенной площади началась уже после Великой Отечественной войны. Сначала в ее верхней части по улице Бендерской между улицами Когэлничану и Бернардацци появилось нынешнее здание комиссариата полиции и церковь 54 пехотного Минского Полка.

А уже в 1951 году на ней был выстроен Республиканский Стадион - самый большой и главный в Советской Молдавии.

стадион.jpg

Летом 2007 года, под предлогом реконструкции, стадион начали сносить, и сейчас на этом месте вновь, как и в начале прошлого века, находится заросший кустарником огромный пустырь, на который положило глаз посольство США.

стадион1.jpg

Армянское кладбище и Мемориал «Вечность»

Армянское (Центральное) кладбище является одним из крупнейших и самых известных кладбищ в Кишиневе. Здесь находятся захоронения многих известных деятелей истории и культуры Молдавии, Российской империи, Румынии и СССР. Название «Армянское» получило из-за того, что на него выходит улица Армянская – напоминание о некогда знаменитом Армянском подворье, которое привлекало кишиневскую знать балами и приемами, а простых горожан – лавками, ремесленными мастерскими и харчевнями.

Всесвятское православное кладбище Кишинева было создано в 1811 году. В середине XIX века на территории кладбища была построена церковь Всех Святых. Самое старое захоронение здесь датируется 1825 годом. В создании кладбища принимал участие Александр Бернардацци. Занимает площадь около 10 га.

армянское кладбище.jpg

В советское время площадь кладбища была сокращена, на месте бывших захоронений в 1958 году был построен кинотеатр «40 лет ВЛКСМ» («Гаудеамус»). Более тридцати лет кладбище было закрыто для захоронений, пока в 2010 году власти не приняли решение о предоставлении здесь мест для захоронения выдающихся людей по решению примара. С тех пор старинные захоронения стали варварски уничтожать, расчищая площади для новых «достойных» личностей.

армянское кладбище1.jpg

В юго-восточной части кладбища расположено Воинское мемориальное кладбище — место захоронения советских воинов и гражданских лиц, героически погибших в годы Великой Отечественной войны. А рядом с ним находится Мемориал воинской славы «Вечность» («Eternitate») – один из самых впечатляющих монументальных комплексов столицы, возведенный в память воинов, павших в боях за освобождение Кишинева от фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.

Мемориал был создан по проекту скульпторов А. Майко и И. Понятовского и архитектора А. Минаева. Его открытие состоялось 9 мая 1975 года, в день празднования 30-летней годовщины Победы. В центральной части мемориала находится величественная 25-метровая пирамида из красного камня. Пять лучей пирамиды представляют собой стилизованные изображения винтовок. У основания пирамиды горит Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на старом воинском кладбище.

memorial-chisinau.jpg

Вдоль северо-западной стороны мемориала расположено 6 каменных стел, на которых высечены композиции, символизирующие несколько этапов войны с её начала до дня Победы. У подножия стел, вдоль аллеи, установлено 155 мраморных плит с именами погибших воинов.

Свое нынешнее название сектор Центр получил в 1991 году

Как административно-территориальная единица в составе города Кишинев сектор Центр появился в 1941 году. Тогда он носил название Ленинский район, а в его состав входили сельские советы Ботаника, Мелешты и Скиноаса. 25 июня 1991 года решением № 11/77 Исполкома городского совета народных депутатов Кишинева на карте города появилась новая административно-территориальная единица, не включающая Ботанику, которой было присвоено название сектор Центр (Чентру).

В настоящее время площадь сектора составляет около 4 тысяч га. Он охватывает микрорайоны Валя-Дическу, Малая Малина, Мелестиу, Скиноаса, Фрумоаса, Хруска и город Кодру.

Одна из основных магистралей сектора Центр – улица Василе Александри. Она была проложена еще в начале 1830-х годов и связывала центр города с Ганчештской заставой, откуда начиналась Рениская (Ганчештская) дорога, ведущая в южные районы Бессарабии. Естественно, на этой улице начали поселяться, в основном, купцы. Именно поэтому в 1834 году улица была названа Купеческой, в то время на ней находилось множество различных магазинов и торговых складов.

Alecsandri_4.jpg

Свое начало улица Василе Александри берет от Хынчештского шоссе. В XIX веке это была окраина города – здесь находилась Ганчештская рогатка, следы которой были уничтожены в 1944 году. На её месте возникла площадь, на которой была конечная остановка одной из городских трамвайных линий. Рядом разместился городской рынок. Именно на этой площади в 1957 году по проекту В. Войцеховского был построен кинотеатр «40 лет ВЛКСМ», затем переименованный в «Гаудеамус». А накануне празднования 500-летия Кишинёва, в 1966 году, перед кинотеатром установили памятник, символизирующий борьбу за власть Советов в Молдавии (авторы – скульпторы А.Майко, И.Понятовский, Л.Фитов).

Alecsandri_5.jpg

Если идти по улице Василе Александри в сторону города, то можно увидеть целый ряд зданий старой постройки с характерными для того времени элементами. Ближе к бульвару Штефан чел Маре появляются более массивные четырех-пяти этажные здания, восстановленные и построенные в послевоенное время, каждое из которых заслуживает особого внимания и более подробного рассказа.

Alecsandri_9.jpg

Сейчас город ушел далеко за Ганчештскую рогатку. На Малой Малине и вдоль улицы Миорица появился целый комплекс современных медицинских учреждений, выросли кварталы многоэтажной жилой застройки. А в некогда далекий от центра города поселок Кодру, куда курсировал первый в городе регулярный автобусный маршрут, планируется запустить современные троллейбусы на автономном ходу.

Город стремительно меняет свой облик. В то же время очень хочется пожелать современным молдавским архитекторам придерживаться высокой планки, заданной выдающимися российскими и бессарабскими зодчими, творившими в Кишиневе.

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
ЦентрКишиневархитекторгенплан
0
0