Молдова Пятница, 04 октября

Ботаника – дачный поселок кишиневской знати

Ботаника является «визитной карточкой» города.

Среди местных Ботаника неофициально делится на четыре микрорайона – Верхняя и Нижняя Ботаника, Мунчешты и Аэропорт.

Decebal_-11.jpg

Свое название сектор получил от бывшего ботанического сада

Трудно поверить, но еще сто лет назад Ботаника была одним из самых живописных загородных предместий Кишинева, куда состоятельные горожане приезжали в выходные на моцион и прочие оздоровительные процедуры. Заселение этой местности началось в 40-х годах 19 века вокруг открытой в 1842 году первой в Российской империи школе виноградарей-виноделов. При учебном заведении был небольшой поселок, где жили преподаватели и обслуживающий персонал. Школа виноградарей-виноделов готовила кадры для винзавода «Романешты», получившего название в честь царской семьи Романовых. В 1890 году она была реорганизована в Бессарабское училище виноделия, в 1929 году – стала называться Училищем виноградарства, а в 1963 году – Училищем виноградарства и виноделия.

Ботанический сад.jpg

Здесь же в районе современной Дмитровской церкви размещался первый дендрарий, называемый в те времена «Английским садом». Однако у местных жителей больше прижилось название «Ботанический сад», от которого и пошло название местности – «Ботаника».

Церковь_Святого_Дмитрия_Кишинёв.jpgЦерковь Святого Дмитрия

Ботанический сад простирался вплоть до улицы Виноделия (позже ул. Старого, а ныне – ул. Сармизеджетуса) и придавал особую привлекательность этой местности. Многие представители кишиневской знати имели здесь загородные виллы. Малоэтажная застройка преобладала в этом районе вплоть до конца 50-х годов 20 века.

С тех пор название укоренилось в повседневном использовании и, когда было упразднено бывшее административно-территориальное деление столицы, сектор получил свое старое историческое название - Ботаника.

Микрорайон Ботаника был заложен в соответствии с генпланом

В 1945 – 1947 годах была утверждена генеральная схема реконструкции Кишинёва, в разработке которой участвовал архитектор Алексей Щусев. Она предусматривала восстановление старых и строительство новых домов, административных и общественных зданий, создание промышленных зон, новых магистралей, площадей и зелёных массивов. По этому плану проспект Ленина (ныне бульвар Штефан чел Маре) сохранил значение центральной магистрали и соединился через бульвары Негруци и Гагарина с привокзальной площадью. Тогда же были определены основные районы новой застройки – Рышкановка, Ботаника, Буюканы. Предусматривалось также создание зон отдыха, а также кольца зеленых насаждений вокруг города.

вид на Чуфлю со стороны Долины Роз.jpgВид на Чуфлю со стороны Долины роз

В 1948 году по проекту архитектора Л. Чуприна при консультации А. Щусева было построено нынешнее здание железнодорожного вокзала. В 60-х годах здесь, в юго-восточной части города, согласно утвержденному генплану началось строительство крупного жилого микрорайона, ограниченного по периметру Долиной роз, Долиной Крестов (Валя Кручий), улицей Гренобля и железной дорогой. В него вошли несколько районов и пригородов Кишинева, в частности Фрумушика, Мунчешты, Галата, Фулгулешть и Малина Маре. В настоящее время в состав сектора Ботаника входят также город Сынжера и село Бачой.

Первое строительство на Ботанике велось вдоль старой Бачойской дороги (ныне бул. Дечебал), которая была проложена еще в конце 19 века.

Decebal_-7.jpgБачойская дорога

Когда-то здесь росли сады и виноградники, располагались дома отдыха и санатории, а сейчас бульвар Дечебал является одной из главных осевых улиц Ботаники – он пересекает микрорайон с севера на юг, соединяя его с железнодорожным вокзалом, а через бульвар Гагарина – и с центром города.

Decebal_-24.jpgДворец Железнодорожников - начало бул. Дечебал

После войны, когда началась застройка этого района, Бачойская дорога была переименована в улицу Львовскую, а с конца 1960-х годов – в улицу Тимошенко, в честь маршала СССР С.К. Тимошенко. В 1989 года улица становится бульваром и получает имя Дечебала – последнего правителя, полководца и верховного жреца Дакии.

Первой начала застраиваться Нижняя Ботаника – возводились в основном типовые блочные трех-пятиэтажки, которые после стали называть «хрущобами».

Ботаника1.jpg

Но в то время получить в них квартиру было большим счастьем. Излишеств в архитектуре этих построек не допускалось. Рассказывают, что когда в ноябре 1965 года новоселам сдали последние дома между улицами Роз и Зелинского, строительные достижения показали Ивану Ивановичу Бодюлу - первому секретарю компартии Молдавии. Особенно жутко блочный новострой смотрелся из центра Кишинева. И Бодюл придумал, как решить эту проблему. Он отдал приказ «построить вдоль улицы Роз приличные дома, чтобы закрыть этот балаган.

Decebal_-9.jpg

Так на улице Роз и появились «приличные дома». Речь идет о котельцовых пятиэтажках с шикарными, по тем меркам, квартирами – с широкими балконами, раздельными санузлами и кухнями 8 кв.м. Квартиры в них давали заслуженным людям,
родственникам руководителей партии и республики. Что интересно, но и в наши дни они практически не потеряли свой презентабельный вид, а квартиры в них по-прежнему пользуются спросом благодаря своей надежности и удачному расположению в самом центре Ботаники.

Decebal_-29.jpg

С 1966 года началось строительство 9-этажных крупнопанельных и монолитных домов.

Вот что рассказывает о том времени архитектор Алла Кириченко, которая проектировала Ботанику, дорогу в столичный аэропорт, виадук и кишиневский цирк.

- Проблем было много, не было даже подосновы, геодезической съемки! Ходили по местам будущего строительства, нас местные всегда встречали с вилами у ворот, потому что знали, если приходим мы, то потом их домишки снесут. Вот Скулянка, например. До круга, где находится пединститут, шли, а дальше была деревня с грунтовыми дорогами. Мы там заблудились, в какое-то болото попали. А Ботаника... От вокзала была построена туберкулезная больница, стояли церковь и завод. Все остальное — частная застройка. Была улица Львовская, которая шла в сторону Костюжен и с двух сторон была застроена частными домишками. Мунчешты, вообще, были тихим кошмаром. Это были грунтовая, ужасная, узкая дорога, постоянно виляющая. Когда начали работать с генпланом, стали вырисовываться районы города. Это было семь районов — Центр, Рышкановка, Ботаника, Чеканы, Боюканы, Скулянка, Телецентр. Кишинев, как и Рим, расположен на семи холмах, но у нас, по сравнению с Римом, есть преимущество – между холмами у нас почти везде есть лесонасаждения, лощины. Получалось, что у нас каждый район имел свою зону отдыха, - рассказывает Алла Кириченко.

Однако город строился. Первый общественный центр Ботаники был заложен в месте пересечения с улицей Тимошенко: здесь был разбит парк «Долина роз», построены широкоформатный кинотеатр «Искра», ресторан «Дойна», появились кафе и магазины продовольственных и промышленных товаров.

Искра1970.jpg

Кинотеатр «Искра» был построен в начале 1970-х годов в честь 100-летия со дня рождения Ленина. Сначала здесь крутили только советские ленты, а позже – американские и индийские. Площадь перед кинотеатром украшал фонтан, возле которого после просмотра фильма и посещения буфета любили сидеть местные жители. Сейчас кинотеатр полностью потерял первоначальный вид и превратился в ужасающий долгострой, уродующий это место. А вот фонтан не так давно построили новый, отгородив его от стройки высоким забором.

Парк «Долина Роз»

Жемчужиной Ботаники по праву считается Долина Роз. Когда-то всю эту территорию занимали плантации казанлыкской розы и маленький маслоэкстракционный завод. В 50-х годах кишинёвских школьников часто привлекали туда для сбора лепестков чайной розы и шалфея и даже платили целых 40 копеек за килограмм. Но в начале 70-х годов производство почему-то свернули.

Согласно справочнику 1984 года, парк «Парк культуры и отдыха имени В. И. Ленина» был заложен в 1968 году на территории естественного зеленого массива площадью в 145 гектаров и плантации роз. Однако именно розы дали настоящее название парку – «Долина роз» или просто «долинка».

Decebal_-18.jpg

В центре парка расположены три озера, которые на самом деле представляют собой каскад из трех прудов, образованный земляными дамбами, перегораживавшими в конце 60-х ручей. Позже дамбы были укреплены и забетонированы, а озера очищены от ила и обустроены

В парке произрастали около 50 видов деревьев и кустарников – дуб черешчатый, ель колючая, белая акация, береза, софора японская и др. Центральная часть парка была предназначена для тихого отдыха. Здесь появились эстрада на 1000 мест, городок аттракционов с колесом обозрения, детская площадка, концертно-танцевальный зал «Современник». Также была обустроена спортивная зона, павильон игровых автоматов, пляжи, рестораны «Дойна» и «Бечул векь», кафе, кордодром, на котором проводились республиканские и всесоюзные соревнования.

Trandafirilor_2.jpg

С начала 70-х годов в парке начал создаваться музей садово-парковой скульптуры, где были выставлены работы мастеров Молдавии, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении, Таджикистана.

Время индустриального расцвета Ботаники пришлось на 80-е годы

ворота.jpeg

80-е годы - время индустриального расцвета Ботаники. Во-первых, по инициативе тогдашнего руководителя Советской Молдавии Ивана Бодюла здесь был построен мост, связавший проспект мира с центром города. По тем временам строительство виадука обошлось республике в солидные деньги – миллиард рублей. Чуть позже были возведены так называемые «Ворота города» - фирменный знак Кишинева на въезде в город со стороны аэропорта.

Ozero 1981.jpg

Целый квартал по бул. Дечебал, начиная с пересечения с ул. Зелинского в советское время занимали промышленные предприятия – заводы «Микропровод», «Счетмаш» и «Сигнал».

В частности, завод «Счетмаш» (ныне акционерное общество Sigma) был создан в январе 1963 года на базе лаборатории по разработке вычислительной техники Научно-исследовательского института электротехнической промышленности. Тогда он носил название завод «Луч» и специализировался на производстве аналого-вычислительных машин. В период своего существования предприятие неоднократно меняло свое название: 1972 год – Завод счетных машин имени «50-летия СССР», Производственное объединение «Счетмаш», Производственное объединение «Сигма».

сигма.jpg

Сейчас корпуса этих предприятий частично снесены, частично перестроены под торговые и офисные центры. А о существовании подобного промышленного производства в Молдове можно только вспоминать.

Проспект Мира соединил центр города с аэропортом

О том, как возникла идея строительства проспекта, соединяющего аэропорт с центром Кишинева, рассказала в одном из интервью известный столичный архитектор Алла Кириченко.

- Мне поручили делать район Ботаника. Я положила на шестиметровый стол съемку, склеенную, огромную такую «синьку», взяла большую рейсшину и увидела, что на карту попал аэропорт. И так как я всегда была недовольна, что приезжаешь в столицу и едешь по этой вот Мунчештской, лошади дорогу уступаешь, все затапливает в непогоду, думаю: «А дай, я сейчас соединю аэропорт с городом через Ботанику!» И так рейсшинку приложила туда, примерно определила линию. Это у нас условно называлась улица Аэропортная, сейчас это главная улица Ботаники – проспект Мира назывался, сейчас бульвар Дачия. Вопреки Муншчетской это должна была быть широкая улица! И улицу мы решили делать широкую. Потом, после того, как она выстроилась, приехал Косыгин и сказал: «Что вы себе позволяете?! В Москве таких проспектов нет!» Но у нас уже был готов ответ. Дело в том, что в сейсмической зоне полагалось иметь такие магистрали, чтобы в случае сильного землетрясения можно было проехать, поставить палатки, организовать медпункты... Мы ответили, что сделали это специально, и Косыгин с нами согласился. Нам разрешили... Что касается виадука. По генплану полагалась связь районов с центром города. Но дело в том, что все эти лощины — оползневые, там грунты, на которых нельзя ничего строить, их нельзя нагружать. Решили, что Ботанику нельзя делать насыпями, нет уверенности, что это не сползет. И я предложила сделать мосты. Трассу я пробила, соединили по Искре (Букурешть) и сделали два виадука, - рассказывает архитектор.

пр-т мира.jpg

А в конце 1980-х на проспекте Мира со стороны аэропорта был возведен жилой комплекс «Ворота города». Этот комплекс из четырех высотных жилых домов в 22 этажа с «перемычками» - одно из самых узнаваемых строений в Кишиневе – настоящая визитная карточка города. Особенно впечатляюще он выглядит ночью, когда въезжаешь в столицу со стороны аэропорта.

ворота1.jpeg

На сегодняшний день, благодаря заложенной во время застройки инфраструктуре, Ботаника считается одним из самых комфортных для жизни микрорайонов столицы. Здесь имеются и зоны отдыха, и широкая сеть магазинов и кафе, школы, детсады, медицинские учреждения, в том числе Центр матери и ребенка, а также расположен столичный зоопарк. И с транспортом в микрорайоне дела обстоят совсем неплохо – общественный транспорт связывает его со всеми остальными микрорайонами и центром города, а с некоторых пор даже в аэропорт можно спокойно добраться на троллейбусе.

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
БотаникаКишиневгенпланзастройка
5
0