В споре Культуры и Культа победил Культ: история одного театра и одной церквушки
Читайте также:
- Свято-Георгиевская церковь в Кишиневе была построена по инициативе болгарских переселенцев (15.03.2020 22:21)
- Сретенская церковь в Кишиневе была возведена при Духовном мужском училище (08.03.2020 19:25)
- Мазаракиевская церковь – самое старое строение и храм Кишинева (20.09.2024 12:05)
В самом центре Кишинева на пересечении улиц Александри и Александру чел Бун расположена Харлампиевская церковь, или Церковь Святого Мученика Харлампия (Biserica Sfântul Mucenic Haralambie).
Когда-то эта улица зазывалась Золотая. В XIX веке здесь располагались богатые особняки купцов, самые известные питейные заведения и кондитерские для респектабельных горожан. Золотая улица являлась крайней улицей старого города и своей широтой поражала воображение жителей тогдашнего Кишинева, все население которого размещалось в 2199 домах, а из них лишь 33 были каменными.
План улицы Золотая разработал областной архитектор и землемер Михаил Озмидов при участии петербургского градостроителя В.И.Гесте. Чтобы сохранить функциональность сложившихся в старом городе путей, ее не стали делать идеально прямой. А Золотой ее назвали, возможно, потому, что там появилась первая ювелирная лавка, после чего улица сразу стала торговой и стремительно развивалась в этом направлении.
В 1836 году купец Харлампий возвел между Михайловской (Эминеску) и Купеческой (В. Александри) церковь в честь своего святого – Мученика Харлампия. Кстати, на том месте прежде стояла более старая, 1812 года, церковь, а при ней было кладбище, о котором даже упоминалось в «Протоколах и журналах Бессарабской Ученой Архивной Комиссии» с 23 августа 1898 года по конец 1899 года.
В 30-40-х годах XIX века улицу переименовали в Сфынтул Хараламбие, и это название она носила до 1933 года. К началу ХХ века Харлампиевская улица была очень оживленной. Тут появились банки, была гостиница, ходила конка, позже – трамвай. В 1933 году улица была переименована в честь дня 27 марта 1918 г. – дня, когда депутаты «Sfatul Ţării» проголосовали за объединение с Румынией. В 1944 году улица снова была переименована, теперь уже в честь крупнейшего политического деятеля Молдавского княжества Штефана чел Маре.
Что касается самой церкви, то ничего особенного в ней нет, хотя она и является памятником архитектуры. Построена она была в традиционном для того времени неоклассическом стиле по типичному для Российской империи проекту. В плане – крест. Купол храма расположен на широком круглом барабане с арочными окнами. Внешние стены украшены пилястрами и другими архитектурными элементами.
Церковь сильно пострадала во время землетрясения, и когда в 1977 году ее восстановили, то сначала хотели передать клубу «Кому за 30». Управление треста «Монолитстрой», на балансе которого находилось это здание, сочло правильным передать его театру-студии «Данко», основу первой труппы театра составляла агитбригада «Строитель». Своими руками данковцы перестроили «под театр» внутреннее пространство церквушки. Ими была устроена небольшая сцена и маленький уютный зал примерно на сто мест.
Театр «Данко» пользовался огромной любовью кишиневцев. В отличие от других столичных театров, там ставились спектакли, которые не вписывались в официальную репертуарную доктрину. «Данко» был своеобразным экспериментальным театром, чем привлекал интеллигенцию и молодежь города.
Сцена из спектакля "12 стульев"
Спектакль "Эдит Пиаф", в главной роли - О.Корелова.
А еще сюда мог прийти любой человек, который когда-либо мечтал или мечтает стать актером, поскольку здесь не было конкурса. В театре-студии были три возрастные группы: детская, подростковая и взрослая. И родители стали приводить сюда подростков. 14 – 16 лет. Что интересно – в студии царила железная дисциплина, требования самые жесткие, без поблажек и оговорок, а подростки, часто самые непослушные и избалованные, считали большой честью попасть сюда.
Сцена из спектакля "Король умирает" (Э.Ионеско)
С приходом нового режиссера в конце 80-х театр сменил название на новое – театр-лаборатория «БОСХ». С началом нового этапа в жизни республики – приходом независимости – у театра возникли неожиданные проблемы. В 1990 году в Молдове появилась должность Министр Культуры и Культов, и именно тогда Культура была принесена в жертву Культу. Здание храма было возвращено церкви, а места для любимого и востребованного жителями столицы театра так и не нашлось, и театр распался.
Сейчас об этом уникальном театре помнят немногие – изредка на форумах любителей Кишинева появляются воспоминания о тех временах и фотографии актеров и сцен из спектаклей театра «Данко». А еще есть фильм «Афиша», снятый в 1986 году режиссером Арнольдом Бродичанским, широкому зрителю практически неизвестный. Он позволяет окунуться в атмосферу театра того времени, вспомнить лица любимых актеров.
Видео locals.md
Подготовила Галина Малышева
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова