Молдова Четверг, 25 апреля

Возведение дома правительства потребовало сноса многоэтажки и гастронома в Кишиневе

Даже скупые на похвалу иностранцы отмечали «человечность» скульптуры Маркса и Энгельса у дома правительства.

Монументальное здание правительства Молдовы, расположенное в историческом центре Кишинева, известно каждому жителю столицы. Здесь утверждаются важные законопроекты, а рядом со строением проводятся самые масштабные мероприятия, парады, концерты, протесты и политические митинги. «Блокнот Молдовы» раскрыл секреты строительства здания правительства, которое было воздвигнуто на месте штаб-квартиры бывшей Митрополии Молдовы.

Ошибка строительства обошлась государству в 240 тысяч рублей

Здание Центрального комитета партии Молдавии открыли 6 августа 1976 года. Строительство здания парламента обошлось в 6 миллионов рублей. Оно возводилось под строгим надзором первого секретаря ЦК КП Молдавии.

В 1971 году «Молдгипрострой», головной республиканский проектный институт по застройке городов, объявил внутренний конкурс на разработку проекта административного здания ЦК КПМ. После разных перипетий объект достался Александру Николаевичу Черданцеву, который в то время возглавлял отдел генпланов в институте «Молдгипрострой». Дата ввода здания в эксплуатацию была известна еще до начала проектирования: 7 августа 1976 года. Проектирование началось в 1972 году и длилось два года.

После утверждения общей концепции бригады начали рыть котлован. Архитекторы тем временем разрабатывали интерьеры. Но когда на планерку приехал первый секретарь ЦК КПМ Иван Бодюл, он заявил, что здание, поднятое до первого этажа, строится неправильно, да и уличный шум будет сильно мешать. По его распоряжению здание передвинули на 34 метра в глубину квартала. Ради этого пришлось снести трехэтажный жилой дом и гастроном. Подвальный этаж пришлось засыпать, а с ним и 240 тысяч рублей. Виновником ситуации назвали директора «Молдгипростроя», которого лишили должности.

При возведении партийного здания применяли самые прогрессивные методы строительства. Центральную часть здания с пилонами выполняли в скользящей опалубке, для боковых крыльев использовали переставную опалубку. С тыльной стороны здания, выходившей на Фонтанный переулок, шел каркас. Таким образом, в сооружении одного здания применяли три вида строительства. Материалы использовали только советского производства. Из заграничных разрешались только те, что не производили предприятия Советского Союза.

2.jpg

Иван Бодюл лично контролировал все этапы строительства

Всё как у Брежнева

Самая тяжелая работа по интерьеру проходила в зале заседаний Бюро ЦК КПМ. Одних проектов пришлось сделать 13 вариантов. При оформлении зала заседания Бюро пришлось восстанавливать в памяти принципы демократического централизма, ленинского понимания единоначалия и прочих премудростей. Всё это должно было учитываться при проектировании зала заседания Бюро, где за большим столом собиралась вся верхушка республиканской партии.

Расстановка кресел, столов, трибун – всё должно было лучами сходиться к месту, где сидел первый секретарь ЦК КПМ. По его правую руку садились самые близкие соратники по партии, слева – партийцы эшелоном ниже. Дальше места «близости» к лидеру разделялись по мере убывания. Имелись места и для штрафников, которые не могли находиться в равном положении с присутствующими на заседании Бюро. Все должны были сидеть согласно «предписания». И это расположение сотрудники партаппарата со стажем знали назубок. Существовали специальные руководства внутреннего пользования, в которых расписывались все мелочи внутрипартийной иерархии: где в кабинете должен висеть портрет, какой должен стоять бюст, когда можно одевать темный, а когда светлый костюм, кто и где должен сидеть.

Каждый элемент интерьера, в том числе и мебель, делался в единственном экземпляре. Поначалу кабинет Бодюла украшала мебель, оставшаяся еще от Леонида Брежнева. Особенно красив был массивный стол. Когда Иван Иванович переехал в новый кабинет, обставленный по новым эскизам, старая обстановка перекочевала в музей истории Компартии Молдавии. Там в одном из залов размещался рабочий кабинет Леонида Ильича в период его пребывания на посту первого секретаря ЦК КП МССР.

Бодюлу изготовили красивые кресла, обтянув их кожей, но чиновник приказал перекрасил их, как у Брежнева, в голубой цвет. Разработав и утвердив рисунок паркета для кабинета первого секретаря, его поехали заказывать на Гуцульщину. А там выяснилось, что из-за малых объемов, да с эксклюзивной разработкой и сроками, заказ обойдется слишком дорого. Мастера предложили взять готовый паркет. Его изготовили для кабинета первого секретаря ЦК КП Украины, и от большой партии осталось ровно столько, сколько было нужно. Гуцулы заверили, что первые секретари двух соседних республик вряд ли узнают о том, что у них одинаковые рисунки паркета.

3.jpg

Здание правительства, 80-е годы

Все, кто имел отношение к схемам телефонной связи, давали подписку о неразглашении

Кабинеты секретарей отделывали дорогими породами дерева - наталийским орехом или красным деревом. В кабинете Бодюла, по его желанию, пришлось пробить отдельную дверь из его кабинета, чтобы он мог выходить, минуя приемную. У первого и второго секретаря существовала прямая связь с Кремлем и главами союзных ведомств. В подоконнике кабинета первого сделали нишу, ее усилили арматурой, поместили ящик весом около 400 кг – прямую коммутаторную связь, под которой находился кроссовый узел – центр коммутации телефонной распределительной сети. Здание пронизывала сеть сложнейших коммуникаций, о назначении которых приходилось только догадываться. Все, кто имел отношение к схемам их прокладки, давали подписку о неразглашении.

Кабинеты секретарей имели место для отдыха и туалетную комнату. Ивану Ивановичу поставили еще и ванную. Потом он захотел, чтобы установили также биде, но злополучная чаша не вмещалась. По его просьбе ванную комнату выложили керамической плиткой и сантехникой голубого цвета.

Бодюл хотел покрыть здание ЦК КПМ красной крышей. На доводы автора проекта Александра Черданцева, который с кипой книг и фотографий убеждал, что административное здание не годится для такого решения, первый отвечал: «Весь Париж - под красной крышей, а вы не можете сделать!». Больших трудов Александру Николаевичу стоило отстоять свое решение.

Архитекторы с самого начала предложили изготовить козырек цвета анодированного алюминия. Но первому металлический цвет не понравился, и он предложил козырек покрасить. «Сделайте его вот такого цвета», - произнес Иван Иванович и ткнул рукой в небо. Строители исполнили приказание. В полдень Иван Иванович появился на объекте и отругал рабочих за то, что цвет не соответствует его вкусам. Козырек столько раз перекрашивали, пытаясь угнаться за меняющимися красками неба, что пришлось всё покрыть белой краской.

4.jpg

5.jpg

Комиссия рассмотрела 13 вариантов проекта интерьеров 

Вместо трех миллионов - шесть

Стоимость здания ЦК КПМ, как и всех объектов республиканского значения, не должна была превышать трех миллионов рублей. После разных переделок стоимость строительства сильно возросла - 3 миллиона выделили на строительство и столько же на оформление интерьеров. 6 августа 1976 года открыли здание Центрального комитета партии Молдавии. К памятной дате выпустили три огромных альбома ручной работы «Они строили ЦК» с пояснительными тестами. Для этого фотографировали пахнущие краской кабинеты, залы заседаний, коридоры, холлы и, конечно, участников строительства. Одно издание отправили лично Брежневу, второе осталось у Ивана Бодюла, третье – в ЦК КПМ.

Создание проекта памятника перед зданием ЦК КПМ было поручено член-корреспонденту Академии художеств СССР Лазарю Исааковичу Дубиновскому. Скульптора сразу озадачили, что предстоит изобразить отцов диалектического и исторического материализма. Дубиновский кропотливо искал ход, как перевести монументальность памятника в камерность, иначе скульптура на фоне огромного здания терялась. Сложность творческой задачи также возрастала из-за внешних данных двух философов - Карл Маркс ростом был намного ниже, чем Энгельс, и Лазарь Исаакович придумал, как увязать все эти «нестыковки». Он посадил друзей на лавочку. Высокий Энгельс склонился, слушая друга, а Маркса, чтобы он выглядел солиднее, автор несколько распрямил. Так Дубиновский подчеркнули величие одного и заретушировал рост другого.

Столица Молдавской республики вместо помпезного партийного монумента получила портрет двух друзей, которые сидят на лавочке и беседуют. Даже скупые на похвалу иностранцы отмечали «человечность» скульптуры. Отлили ее из особого плотного сплава – бабита, потом ее покрыли листами меди, которые собирались и сваривались по кускам. Скульптуру обивали специальными резиновыми молотками, вручную дорабатывали, пока металл не заполнял все выемки и выпуклости без погрешностей.

За разработку проекта административного здания ЦК КПМ главный архитектор проекта Александр Черданцев получил звание заслуженного архитектора МССР. Почетного титула он удостоился вторым в Молдавии, первым получил архитектор Семен Давидович Фридлин, спроектировавший Дом правительства.

1.jpg

"Человечная" скульптура Маркса и Энгельса

                                                                                                                                 Евгений Соколов
Новости на Блoкнoт-Молдова
правительствопремьер-министрпротест
0
0