Молдова Четверг, 28 ноября

Губернаторский дом и пивная стали «родителями» знаменитого столичного театра

На месте Национального театра оперы и балета возвышался губернаторский дом, который не выдержал бомбежек.

После заявления спикера парламента Андриана Канду, что он не считает памятниками монументы и здания, построенные во времена СССР, редакция «Блокнота Молдовы» не только проследила историю этих объектов в столице, но и выяснила, какую роль они играют в жизни горожан. Если говорить о культурном наследии, то театр оперы и балета является настоящей жемчужиной, породившей немало мировых знаменитостей.

Губернаторский дом для самых важных персон

Квартал, который сейчас занят исключительно зданием Национального театра оперы и балета «Мария Биешу», раньше выглядел как и большинство других старых кварталов города - он был застроен жилыми домами. Но это место Кишинёва особенно выделялось - его можно было назвать правительственным центром Бессарабии, поскольку в этом квартале был расположен Губернаторский дом - здание, служившее бессарабским губернаторам резиденцией и местом работы.

На месте здания главного культурного центра страны в 1823 - 1825 годах красовался величественный особняк коллежского асессора Егора Кирилловича Варфоломея и его жены Марьи Дмитриевны. Супруги имели положение в свете, жили открытым домом и отличались радушным гостеприимством. Ссыльный поэт Александр Пушкин и его ближайшие приятели в Кишиневе являлись постоянными посетителями этого дома. Обанкротившись, Егора Кириллович продал дорогую недвижимость и переехал в другой свой дом, поскромнее, расположенный на нынешней улице Колумна. Новые владельцы особняка стали сдавать его бессарабским губернаторам.

Бессарабский губернатор Сергей Дмитриевич Урусов (1903-1904 гг.) в своих «Записках» дал краткое описание дома и очень живо рассказал о том, как в нём происходили приёмы посетителей: «Казенного дома для губернатора в городе не было, и он снимал, за 6 000 руб. в год, старый, очень симпатичный дворянский дом, комнат в 15, в котором жил Император Александр II во время восточной войны. При доме был порядочный сад и флигель, в котором помещалась губернаторская канцелярия… Прием просителей в Кишиневе - обряд в Великороссии неизвестный. Приемная моя обыкновенно наполнялась раза три-четыре в день так, что мне приходилось выходить к просителям через каждый час. Они говорили чуть не на десяти разных языках, из которых мне были знакомы не более двух. Великороссы, малороссы, поляки, евреи, турки, греки, армяне, болгары, немцы-колонисты, швейцарцы из села Шабо, какие-то гагаузы и, наконец, в огромном количестве, молдаване - совершенно ошеломляли меня первое время. Молдаване стояли на коленях, держа на головах прошения, и потихоньку бормотали свои просьбы, глядя в землю; евреи и, особенно, еврейки жестикулировали и наседали так, что приходилось от них пятиться. Всякий подававший прошение желал объясниться еще и на словах. Я обыкновенно давал каждому высказаться и затем отпускал его, для чего специально выучил несколько молдавских слов».

6.jpg

Губернаторский дом был предназначен и для приема граждан

Вместо питейного заведения - культурное

В 1917 году ситуация в Империи и в Бессарабии кардинально изменилась. Бурные события затронули и это здание. Бывший Губернаторский дом был занят Комитетом молдавских солдат и стал называться «Дворцом Свободы». В межвоенный период при румынской администрации здание не утратило своего значения, и в нём стала располагаться военная комендатура Бессарабии. 

Бывший Губернаторский дом не пережил вторую мировую войну. Всё, что от него сохранилось - это несколько старых деревьев из его сада.

В 50-х годах на месте будущего Театра оперы и балета стояла большая доска "Они позорят наш город". Регулярно на этой витрине появлялись выполненные рукой мастера карикатуры на местных стиляг, с которыми боролась советская общественность. Молодежь всего Кишинева прибегала посмотреть, кто попался на этот раз. 

Потом "доску позора" снесли, и на ее месте таинственным образом возникло питейное заведение "Фокушор". Место приносило его владельцу такой доход, что, находясь перед самым носом партийных и советских бонз, его в упор не замечала милиция. Там были вкуснейшие мититеи, их порция стоила 73 копейки и подавались они на зубчатых тарелочках из металлической фольги. А кружка пива стоила 25 копеек. В этом месте всегда стояли очереди. Снесли забегаловку только перед самым открытием театра.

"Предком" Национального театра оперы и балета был Молдавский театр оперы, балета и драмы имени Александра Пушкина, выросший из Молдавского музыкально-драматического театра, который находился в здании нынешнего Национального театра имени Михая Еминеску. Первый оперный спектакль "Грозован" композитора Давида Гершфельда кишиневская публика увидела в 1956 году, а через год в городе состоялась премьера балета "Бахчисарайский фонтан" по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина. В 1957 году оперная и балетная труппы театра выделились в самостоятельный коллектив, получив нынешнее название. А в 1980 году специально для них на карте столицы появилось здание Национального театра оперы и балета на 1200 мест.

Здание театра с архитектурной точки зрения индивидуальностью не обладает. Это типовой проект, который переработали с учетом местных особенностей, несколько обогатив его декоративными элементами: фризом, украшенным чеканкой, столбами прямоугольного сечения и другое. Строение решено в простых объемах, объединенных центральным блоком зрительного зала и фойе, имеющего пропорции близкие к квадрату. Главный вход со стороны проспекта Ленина подчеркнут широкой парадной лестницей. Со стороны главного фасада и боковых сторон здание обрамляют столбы прямоугольного сечения, поддерживающие массивный фриз, украшенный чеканкой. Фойе решено в двух уровнях. В отделке фасада здания и его интерьера применены мрамор, гранит, металл, касауцкий камень. Для благоустройства прилегающей территории использованы газоны, мозаичные площадки и дорожки, сооружены фонтаны.

22.jpg

Знаменитый "Фокушор" до начала строительства театра оперы и балета

5.jpg

В советские времена люди часто посещали театры

Мария Биешу привозила на родную землю мировых знаменитостей

Ранние 60-е годы положили начало новому периоду в жизни театра. В труппу пришло новое поколение, в котором ведущее место принадлежало юной выпускнице местной консерватории Марии Биешу. С того самого времени до настоящего момента, вопреки естественной динамике смены поколений, театр живет, объединенный мощным даром этой выдающейся певицы.

Дебют на оперной сцене знаменитой Марии Биешу состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Пуччини. «Лучшая Чио-Чио-сан мира» всегда активно участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы, приглашая в Кишинев известных артистов. Так, 3 декабря 1964 года на сцене столичного оперного театра выступил Муслим Магомаев. В первый день яркая, искрящаяся весельем музыка «Севильского цирюльника» как нельзя лучше соответствовала темпераменту Магомаева. На следующий вечер Муслим Магомаев пел в опере Пуччини «Тоска». Он создать образ, прямо противоположный предыдущему. Скарпиа - один из самых сложных персонажей в итальянском оперном искусстве.

В 1988 году столицу посетил известный балетмейстер Борис Эйфман - наш соотечественник, который вырос и учился в Кишиневе, и первые шаги в хореографии сделал на сцене национального Театра оперы и балета. После этого выступления Эйфман вернулся сюда только спустя 30 лет, и как художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра привез кишиневцам постановку «Братьев Карамазовых».

7.jpg

Мария Биешу и Муслим Магомаев, 1962 год

Уголовные дела и незаконные парковки

Впрочем, со зданиями такого масштаба часто связаны не только культурные новости, но и скандалы. Театр оперы и балеты не стал исключением. Вот уже несколько лет тысячи квадратных метров сооружения сдаются в аренду, но раньше выручаемые деньги не контролировались. Итогом управления Валерией Шекан, ставленницы министра культуры Бориса Фокши, стало возбуждение уголовного дела по факту финансовых нарушений, которые были выявлены в учреждении. По данным правоохранительных органов театру был нанесен ущерб на 1,5 млн леев.

В апреле этого года, разрабатывая городские проекты, местные власти предложили проект для парковок в самом центре столицы, в весьма неожиданном месте - в сквере Театра оперы и балета. Однако, борясь с проблемой автомобилистов, примэрия грубо нарушает права остальных жителей Кишинева. Сквер Театра оперы и балета - одно из мест, где собираются горожане, гуляют с детьми, наслаждаются приятной прохладной, которую дарят фонтаны в жаркие летние дни. У кишиневцев пытаются отобрать очередное место прогулок и встреч. Горожане подписали петицию о том, что они против строительства парковки в этом месте.

Ну и громкой новостью уходящей недели стало известие о гибели сотрудника театра на рабочем месте. Тело 70-летнего мужчины обнаружили в оркестровой яме. Пенсионер работал инженером по технике безопасности. 

Будем надеяться, что история Театра оперы и балета больше не будет связана с криминалом и скандалами. Тем более, что все силы сотрудников направлены на проведение очередного Международного фестиваля звезд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», на котором горожане увидят не только молдавские таланты, но и зарубежных знаменитостей.

15.jpg

Лучшая Чио-чио-сан в мире Мария Биешу

                                                                                                              Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
ШаляпинБиешуТеатр оперы и балета Кишинев
0
0