220 лет со дня смерти Суворова: Молдова в жизни великого полководца и его потомков
Читайте также:
- Имя Потемкина для Молдовы значит многое (25.11.2019 19:14)
- Молдова в жизни князя Потемкина и его потомков (15.10.2019 09:31)
- Календарь: 22 сентября - Суворов одержал блистательную победу в битве при Рымнике (22.09.2024 11:00)
Ровно 220 лет назад не стало гениального русского полководца Александра Суворова.
Территория Молдавского княжества, бывшая в то время под османским гнетом, неоднократно становилась местом военных действий, в которых Суворов принимал самое непосредственное участие.
Фокшаны
В 1789 году шла русско-турецкая война. Суворову был дан 7-тысячный отряд для прикрытия левого берега реки Прут и поддержки в случае необходимости союзных австрийских войск. Вследствие медленного продвижения русской армии турецкие войска под командованием Юсуф-паши (30 тысяч человек) двинулись к Аджуду, во Вранчу, чтобы разбить австрийцев.
Командующий 18-тысячной дивизией принц Фридрих Иосия Кобургский обратился за помощью к Суворову, который, 17 (28) июля соединил свой отряд с австрийцами (пройдя за 26 часов 40 вёрст). В 3 часа утра 18 (29) июля объединённые войска под командованием Суворова выдвинулись к селению Фокшаны, где в результате 10-часового боя наголову разгромили турок, потери которых составили 1,6 тысячи человек и 12 орудий, потери русско-австрийских войск 400 человек.
Рымник
После победы при Фокшанах князь Григорий Потёмкин стянул основную часть русских войск к Бендерам. Между тем, 220-тысячная турецкая армия под командованием Юсуф-паши снова начала приближаться к Фокшанам, где стоял австрийский корпус. Османы предварительно послали один отряд на восток от Прута для дезорганизации русских войск. Принц Кобургский отправил записку Суворову всего с двумя словами: «Спасите нас!». На что Суворов ответил: «Иду!».
Пройдя 100 километров за 2,5 суток, Суворов соединился с австрийцами на виду у неприятеля. 11 (22) сентября 1789 года войска под командованием Суворова 25 тысяч человек незаметно форсировали реку Рымник и, несмотря на четырёхкратное преимущество турок, атаковали турецкие войска. Сражение при Рымнике продолжалось 12 часов и завершилось полным разгромом турецкой армии, которая потеряла до 20 тысяч человек убитыми.
Потери союзных войск составили 600 человек (400 австрийцев и 200 русских).
За победу в сражении при Рымнике указом римского императора Иосифа II от 13 (24) сентября 1789 года генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов возведён, с нисходящим его потомством, в графское Священной Римской империи достоинство, а Именным Высочайшим указом российской императрицы Екатерины II, от 6 (17) октября 1789 года возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство, с наименованием граф Суворов-Рымникский.
Измаил
В 1790 году Южная армия Потёмкина, одержав ряд побед, приблизилась к Измаилу, наиболее мощной крепости на левом берегу Дуная, укреплённой по последним требованиям крепостного искусства. Осада затянулась, и Потёмкин поручил дальнейшие действия Суворову, прибывшему в русский лагерь 2 (13) декабря 1790 года.
В течение восьми дней Александр Васильевич готовил войска к штурму, создав тренировочный лагерь — ров и вал по типу измаильского. Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости Мехмет-паше с требованием сдачи. После отказа 11 (22) декабря 1790 года русские войска штурмом взяли Измаил. Потери русских составили около 4 тысяч убитыми и 6 тысяч ранеными. Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Взятие Измаила явилось одним из решающих факторов победы в войне. 25 марта (5 апреля) 1791 года Суворов получил почётное звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка.
Молдавская суворовская топонимика
Известный советский и российский фольклорист, уроженец Молдовы (село Липканы) Виктор Михайлович Гацак (1933-2014) в своих работах приводит ряд интереснейших примеров народной памяти молдаван о Суворове. Гацак писал, что существует упоминание, сделанное в 1855 году, о "Суворовской могиле". Так "называется в народе до сих пор гора, господствующая над всею окрестностью, с которой Суворов разгромил крепость Бендеры".
Александр Иосифович Защук (1828-1905), русский генерал-майор, участник Севастопольской обороны, в начале 1860-х годов работал в Бессарабии, по итогам своей деятельности в наших краях издал солидное исследование в двух томах об истории, географии, экономике и промышленности Бессарабского края, за что был награждён чином капитана и солидной денежной суммой. О топонимике Бендер Защук писал: "… в семи верстах от города, на значительной возвышенности, виден курган, неизвестно почему носящий название Суворовского".
– Удивление автора вызвано, вероятно, тем, что Суворов воевал не у Бендер, а в другой части Бессарабии. Однако народ по-своему излагает события. Название "курган Суворова" сохраняется спустя сто лет после первых фиксаций. В этом убеждает нас и запись от 79-летнего жителя села Талмазы Г.Лукиана, сделанная в начале 30-х годов нашего (ХХ — ред.) столетия: "О курганах говорили родители наши, что они с той поры, когда была та большая битва, когда изгнали турок из Тигины", — писал Виктор Гацак.
По его словам, упомянутый Лукиан пояснил, что один из курганов у Тигины — курган Суворова ("луй Суворо"), человека, который "вел войско" и "это он побил турка".
Есть мнение, что название "курган Суворова" связано с тем, что в 1790 году в том месте у Бендер останавливались полки, которые шли к Суворову под Измаил. Курган служил русским войскам для наблюдения и передачи сигналов в Бендерскую крепость.
– Конечно, изложение явно "историзовано", но само существование предания подтверждается имеющимися свидетельствами, — полагает Гацак.
Он добавляет, что, согласно другому преданию, "с этого кургана Суворов управлял битвой против турецких янычар".
Фольклорист отмечает, что неподалеку от села Хаджимус на берегу Днестра, находится "родник Суворова", обложенный камнем "еще в ту пору".
– В этой же местности огромное одинокое дерево у дороги к селу Рэскэець, за селом Пуркарь, зовется "дубом Суворова". В рассказах о суворовском кургане, роднике, дубе, на наш взгляд, историческое и эстетическое начала как бы слиты воедино. В отдельных черточках и деталях словно проступает образ полководца, каким его себе рисовал народ. Легко ощутить, что это и художественная, а не просто историческая "информация", хоть она и не вылилась в цельное повествование, — заявляет исследователь.
Суворов в молдавском фольклоре
– В 1962 году фольклорная экспедиция Академии наук Молдавской ССР записала в селе Варница ряд преданий о взятии Суворовым крепости Бендеры. Известный писатель Григоре Ботезату опубликовал их. События в этих легендах словно суммируются, предания вбирают в себя отзвуки всех трех битв под Бендерами. Изображая победителем Суворова, а не Потемкина, молдавское предание отражает народное представление о том, что главным полководцем в войне с армиями султана был именно Суворов, — констатирует Виктор Гацак.
По его словам, тот факт, что записанные в 1962 году молдавские предания о взятии Бендер связывают победу с именем Суворова, объясняется стремлением расширить масштабы деятельности героя, что, кстати, ощущается и в произведениях русского фольклора, посвященных Суворову. Хотя, мы-то с вами знаем, что Александр Васильевич Бендерскую крепость не воевал.
– В одном из преданий ("Мовила луй Суворов", "Курган Суворова") показывается, как Суворов перехитрил врагов, засевших в крепости. Он заставил их поверить, что у русских намного больше войск, чем было на самом деле. Неприятель сложил оружие, — отмечает Гацак.
В предании, фрагменты которого приводит ученый, говорится: "Суворов остановился с войском у кургана со стороны Хаджимуса и наблюдал, что делает турок, потому что оттуда крепость была видна как на ладони".
– Суворов обдумывает, как овладеть крепостью. Но добавляется еще одно обстоятельство, усложняющее задачу: полководец желает обойтись без напрасных потерь. Решение, которое принимает Суворов, — неожиданное и поначалу непонятное. "Взял он и велел нескольким взводам шагать вокруг кургана. И так они шагали три дня и три ночи. Турки глядели и думали, что все подходит и подходит русская армия. На третий день турок страх разобрал, и они подняли белый флаг", — пересказывает легенду ученый.
Ведьма и Суворов
В селе Варница в прошлом веке было записано и другое предание, фантастического содержания. В легенде в сказочной форме описывается противостояние осман и русских под Бендерами в XVIII веке.
– В предании повествуется о том, что сила Бендерской крепости — не в укреплении, а в заступничестве злой колдуньи. В обоих версиях легенды злое существо называется русскими, лишь слегка видоизмененными словами, но на молдавский манер — "колдуня", "волшебницэ". Колдунья не дает войскам подступить к неприятельской крепости. "Она насылала на них туман, и не мог приблизиться никто ни к валам, ни к стенам — такую она силу имела". Колдунья обладает неуязвимостью — пуля не может убить ее. Долгое время с помощью ведьмы неприятельская крепость оставалась неприступной, — писал Виктор Гацак.
И тут, по его словам, на авансцену повествования вступает… Александр Васильевич Суворов. Он в этих условиях проявляет выдержку, не идет на штурм: "… не послал армию, чтобы турок ее изрубил, а принялся прикидывать, что делать".
– Суворов находит способ расправиться с колдуньей, наблюдая за крепостью с кургана возле села Гыска. В руках у Суворова ружье с необычным зарядом: "…сорвал с одежды золотые пуговицы, зарядил ими ружья со ствола". Когда, наконец, появляется колдунья, Суворов с первого выстрела убивает ее. Русские войска овладевают крепостью: "…выбили турок и погнали их вниз по долине", — цитирует Гацак старинную легенду.
Почему же народная память видоизменила исторические события, введя в повествование потусторонний персонаж? По свидетельству Гацака, известный молдавский писатель Григоре Ботезату соотносит фантастические элементы предания с фольклорной традицией и архаическими верованиями, отмечая в то же время специфическое переосмысление образа ведьмы как носительницы враждебной силы в предании о взятии Бендер. Ведьма как бы символизирует многовекового врага поработителя, получает исторические черты. Точнее, она обретает новую роль, выступая заодно с историческими врагами молдавского народа — османами.
Сын и внук
В 1877 году в считанных минутах езды от тогдашнего Кишинева тысячи русских солдат и сотни болгарских ополченцев услышали манифест императора об объявлении войны Турции. Документ зачитал епископ Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев). Это место, где состоялся парад перед отбытием на войну с османами, теперь находится в чете города, в микрорайоне Рышкановка. Там стоит обелиск во славу русского оружия и в память о тех, кто сокрушил многовекового врага России и Молдовы — Высокую Порту.
Все знают, что в результате той войны, закончившейся через год, Болгария получила статус автономного княжества в составе Османской империи, а Сербия, Черногория и Румыния благодаря российскому оружию и дипломатам из Петербурга обрели полную независимость от Порты. Россия же возвратила себе южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, воссоединив край, вырванный в далеком 1812 году из цепких лап осман.
– Но мало кто, кроме специалистов, знает, что в свите императора Александра II, тоже находившегося тогда, в апреле 1877 года, в Кишиневе и принимавшем упомянутый здесь парад, состоял 73-летний генерал от инфантерии Александр Аркадьевич Суворов, внук великого русского полководца Александра Васильевича Суворова-Рымникского. Потомок покорителя Измаила также принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, — рассказал корреспонденту Sputnik известный молдавский пушкинист Виктор Кушниренко.
В ходе последней русско-турецкой войны, в 1878 году, внук Суворова был награжден сербским орденом Таковского креста и даже румынским Железным крестом. Стоит отдать должное — в ту пору, когда Россия и Румыния были союзниками, Бухарест часто по достоинству оценивал воинские заслуги представителей дружественной армии.
Вскоре после смерти этого неординарного человека славный род Суворовых прервался. 31 января 1882 года внук великого Суворова умер и был похоронен в Троице-Сергиевской пустыни. Его сын Аркадий, к сожалению, оказался бездетным.
– Одна из самых ценных семейных реликвий этого прославленного рода, хранящихся ныне в Государственном мемориальном музее Суворова, тесно связана с событиями, происходившими в Молдове. Это клинок сабли погибшего при штурме турецкого коменданта Измаила сераскира Айдозлу Мегмета-паши, — рассказал Кушниренко.
По его словам, полосу металла, которую сжимал в руке командующий сил противника, поднесли А.В. Суворову после взятия неприступной крепости. Долгие годы этот клинок хранился в семье полководца. По желанию внука русского генералиссимуса на клинок насадили рукоять. Унаследовавший реликвию зять Суворова-внука Сергей Владимирович Козлов обновил рукоять, сделав ее из серебра с чернью кубачинской работы. На обеих сторонах клинка по черненому полю были нанесены золоченые орнаменты и надписи славянской вязью – "Сей клинок принадлежал генерал-аншефу гр. А. В. Суворову Рымникскому и взят 11 декабря в Измаиле у Сераскира Айдозлу Магемета паши. Подарен в 1872 году генерал-адъютантом Светл. (светлейшим – ред.) князем Италийским гр. Суворовым Рымникским зятю своему поручику Л. Г. (лейб-гвардии – ред.) Конного полка С. В. Козлову". В музее этот экспонат числится как дар Николая II. На самом же деле именно Козлов передал клинок к открытию музея, но сделал это через императора.
Александр Аркадьевич Суворов, современник Пушкина, был младше его на пять лет. Родился он 1(13) июня 1804 года.
– Его отцу Аркадию Александровичу Суворову (родился 15 (27) августа 1784 года) было всего 15 лет, когда прославленный родитель взял его с собой в Итало-швейцарский поход. В ходе этой кампании сын великого полководца показал себя храбрым в самых опасных сражениях. В 1807 году он уже командовал 9-й пехотной дивизией, расквартированной на Украине. В 1807-1811 годах участвовал в войнах с Францией, Австрией, Турцией. Генерал-лейтенант А. А. Суворов трагически погиб в наших краях 13 апреля 1811 года. При переправе через реку Рымник он отдал жизнь, спасая солдата, тонувшего в ледяной воде. Его жена Елена Александровна Нарышкина осталась одна с четырьмя детьми на руках. Дело отца и своего прославленного деда продолжил старший сын – Александр Аркадьевич Суворов, — рассказал Виктор Кушниренко.
Суворова-внука арестовали по делу декабристов, но вскоре освободили как не участвовавшего в восстании. Сохранились слова Николая I: "Не хочу верить, чтобы внук Суворова был злоумышленник".
– Однако Александра Аркадьевича вместе со многими бывшими членами тайных обществ отправили на Кавказ. Там он сумел отличиться. В ходе персидской кампании был произведен в поручики, награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом и золотой шпагой с надписью "За храбрость", — подчеркнул Кушниренко.
С 1828 года Александр Аркадьевич Суворов – флигель-адъютант Николая I. Он постоянно находился при особе императора, в том числе и в период его пребывания в Бессарабии в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
В той войне с османами внук великого Суворова участвовал в сражении под Шумлой, в осаде Варны, во взятии крепости Исакча, в сражении при Буланлыке. Он принимал капитуляцию крепости Мачин. За боевые заслуги в тот период Суворов-внук был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом св. Анны 2-й степени. Некоторые подробности своего участия в той войне он опубликовал в 1871 году в журнале "Русская старина".
Подготовил Александр Москалев
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова