Молдова Четверг, 25 апреля

4 февраля 1993 - Лучинский совершает предпоследний шаг на карьерной лестнице

Дальше - уже в президенты.

После того, как 2-го февраля 1993-го года в отставку подало прорумынское руководство парламента, свято место пустовало недолго - уже через два дня парламентское большинство проголосовало за фигуру Петра Лучинского в качестве его преемника. Опытный функционер, Лучинский, в отличие от своих предшественников, гораздо лучше представлял себе, что такое государственный аппарат и как приводить его в работу.

Кроме того, наконец-то можно было быть уверенным - время "походов на Гагаузию" и боевых действий в Приднестровье не вернется, с приходом Лучинского истерия в обществе стала постепенно спадать, более того - бумеранг насилия, запущенный националистами из Народного Фронта, теперь все чаще стал бить по ним. Идея румынизации отвергалась все чаще, но если раньше человека, усомнившегося в том, что он румын, могли, что называется, "затюкать", то в 1993-м году все начало поворачиваться вспять - теперь можно было "отхватить" уже по обратной причине.

При Лучинском парламент наконец-то ратифицировал соглашение о вступлении в СНГ - именно против этого наиболее активно выступал предыдущий председатель парламента Мошану. Это случилось в августе, а в конце ноября наконец-то удалось выпустить и собственную валюту - молдавский лей.

Но эти робкие успехи, конечно же, не могли затмить те процессы, которые происходили и при Лучинском (и остановить их было не по силам не только ему, но и кому бы там ни было на пост-советском пространстве) - бешеное падение уровня жизни, банкротство промышленных предприятий, безграничный рост цен.

- У нас теперь у власти три бывших коммунистических деятеля. Посмотрим, как они справятся. Шансы почти нулевые, - писал в те времена парламентский бюллетень "Сфатул Цэрии" (позже закрытый).

snegur.jpg

Зато пришел в себя Снегур - в 1993-м году было видно, что он с трудом переваривает то, что вся вина за войну в Приднестровье, за военные и дипломатические неудачи переложена на него, а те, кто подталкивал его к войне, принялись винить президента в неудачных действиях. Снегур набрасывался на сторонников унионизма, обвиняя их в антигосударственной деятельности, а фигуру Лучинского в качестве нового председателя парламента воспринял чуть ли не как мессию:

- Наконец-то мы можем разговаривать на одном языке с президентом парламента и с премьером, - радовался в мае 1993-го Снегур.

Но и националисты не остались в долгу - они развернули кампанию против Снегура, в частности, в феврале 1993-го в газете Tara появилась целая серия публикаций на тему "комбинаций" вокруг известного в те времена объекта - отеля Сеабеко.

Разумеется, в публикациях постоянно упоминались пресловутый "русский след" и некие деньги КГБ - тема, можно сказать, вечная. Сейчас этой темой является пресловутый "Ландромат", тогда в ходу были менее изощренные мотивы и нарративы. Этот скандал еще будет преследовать Снегура и после того, как он сложит с себя полномочия президента.

Автор: Дан Дудка

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова
Петр ЛучинскийМирча Снегур
0
2