Молдова Пятница, 29 марта

Архитектор Войцеховский – один из тех, благодаря кому был возрожден Кишинев

Выдающийся архитектор Молдовы, заслуженный деятель искусств, доктор архитектуры, профессор Валентин Александрович Войцеховский оставил более чем заметный след в истории Кишинева и других городов республики.

Поляк по происхождению Валентин Войцеховский, наряду с Робертом Курцем и Валентином Меднеком, был третьим в знаменитой команде «КУМЕВО» выдающихся бессарабских зодчих, выпускников Бухарестского архитектурного института, внесших неоценимый вклад в реконструкцию и строительство Кишинева и других городов Молдовы. Творческая судьба Войцеховского сложилась вполне удачно, несмотря на такое «пятно на биографии», как полученное в Румынии образование.

Voytsehovskiy_1.jpg

Жилые и общественные здания, возведенные по проектам Войцеховского, можно без преувеличения отнести лучшим памятникам молдавской архитектуры и национального зодчества, ставшим основными акцентами в застройке Кишинева, Сорок, Бельц. Причем, несмотря на трудное послевоенное время, ему удалось воплотить в жизнь свои лучшие проекты, создать вокруг себя необыкновенную творческую атмосферу и воспитать целую плеяду учеников.

Свой первый проект Войцеховский воплотил в жизнь еще в период ученичества

Родился Валентин Войцеховский 30 ноября 1909 года в Минске, в бедной семье служащих. В 1910 году его семья переехала в Бессарабскую губернию в город Сорока. Здесь с 1916 по 1927 годы будущий зодчий учился в гимназии, а после ее окончания два года работал учителем начальной школы в селе Курешница Сорокского уезда.

В 1929 году Валентин Войцеховский поступил в Бухарестскую Академию архитектуры. На третьем курсе он получил задание произвести обмеры и зарисовки старинного архитектурного памятника, и в качестве объекта для работы выбрал Сорокскую крепость. Уже зрелым архитектором он вернулся к ее исследованию в своей диссертации. Следует отметить, что изучением памятников средневековой Молдовы Войцеховский занимался всю свою жизнь.

Voytsehovskiy_9.jpg

Из-за сложного материального положения, во время учебы ему приходилось много работать в качестве чертежника, а затем и помощника архитектора. Вместе со своим учителем, известным румынским архитектором Октавом Дойческу, Войцеховский запроектировал Выставочный павильон Румынии в Нью-Йорке, разработал конкурсный проект Центральной площади в Бухаресте. Он также участвовал в разработке проектов жилых домов и особняков в столице Румынии – некоторые, построенные еще в конце 30-х годов, из них до сих пор украшают улицы румынской столицы.

Первым осуществленным Войцеховским значительным проектом была средняя школа в родном городе Сорока, построенная за три года до окончания им Архитектурной Академии.

По завершении учебы, Валентин Войцеховский вернулся в Бессарабию – это было в 1938 году. Он приступил к работе в качестве архитектора Бельцкой епархии Русской православной церкви, где занимался реставрацией культовых строений. В этот период им были построены баптистерий церкви Св. Константина и Елены в Бельцах и здание для священнослужителей в монастыре Рудь.

Монастырь Рудь (3).jpg

Не исключено, что именно в этот период формировался своеобразный архитектурный стиль мастера, выработались собственные строительные приемы и определились пути его самовыражения.

С 1939 по 1940 годы Валентин Войцеховский работал в Кишиневе, в областном техническом отделе. А затем, до 1941 года - архитектором в Отделе капитального строительства Наркомпроса МССР. Войну Войцеховский с семьей провел в эвакуации в Казахстане, где преподавал рисование и черчение в средней школе. А в апреле 1944 года он вернулся в Молдову, где и прошел самый плодотворный период его творческой, а после и научной и педагогической деятельности.

Войцеховский активно участвовал в восстановлении Кишинева

В 50-60-х годах в столице республики была проведена реконструкция ряда общественных зданий, неоценимый вклад в которую внес архитектор В. Войцеховский. При его непосредственном участии были восстановлены разрушенные во время войны здания на центральной улице Кишинева, представляющие собой архитектурную ценность.

В 1951 году по проекту Войцеховского было реконструировано здание Благородного собрания, построенное в 70-х годах XIX века.

Войцеховский.jpg

При перестройке Благородного собрания архитектор, несмотря на имеющуюся конфигурацию фундаментов, сумел изменить планировку здания. Фактически на этом мете было возведено новое строение, основой композиции которого стал большой зрительный зал на 950 мест – здесь сейчас располагается кинотеатр «Патрия». На втором этаже здания разместились балконы главного кинозала, малый кинозал на 98 мест и концертный зал. В комплекс кинотеатра также входили буфет, административные и служебные помещения.

патрия.jpg

В основу нового проекта была положена тенденция сохранения визуального образа и высоты прежнего здания, а также зрительная связь с соседствующими постройками. В экстерьере и интерьере здания кинотеатра были использованы орнаментальные украшения и декоративные лепные элементы.

Особо хочется отметить реконструкцию здания цирка по ул. 25-го Октября (ныне ул. Митрополит Варлаам), в котором разместилась Молдавская Государственная филармония, с залом, рассчитанным на 1000 мест, выполненную в 1960-1962 годах.

filarmoniya3.jpg

В этом старом невзрачном здании произошли просто колоссальные трансформации – были устранены несущие металлические колонны, поддерживающие купол и ухудшающие видимость в большом зале. За счет выносного шестиколонного портика главного входа, внешний объем здания получил лаконичную и, в то же время, торжественную трактовку. Новыми архитектурными средствами были достигнуты камерность и уютность зала, характерные для филармонических помещений. Основной зал отличает прекрасная видимость и отличная акустика.

filarmoniya1.jpg

Предложенное Воцеховским проектное решение в буквальном смысле спасло архитектурно-художественный облик строения, расположенного в самом центре города.

Войцеховский внес значимый вклад в застройку центральной улицы Кишинева

Совместно с архитектором П. Борисовым в 1952 году Войцеховским было построено здание Министерства пищевой промышленности (позже – здание Экономического суда, Апелляционной и Регистрационной палат, а ныне – Генеральной прокуратуры).

Voytsehovskiy_7.jpg

Монументальность строения, расположенного по адресу бульвар Штефан чел Маре, 73, улицами Армянская и Болгарская, имеет симметричный план с коридорной системой распределения служебных помещений. Архитектурно-художественный облик строения отличается чёткой пространственной композицией и монументальностью объемов, которые подчеркивает возвышающаяся над основным объемом административного корпуса ажурная лоджия, выразительно выступающая над главным входом.

прокуратура.jpg

В отделке фасада, наряду с традиционным для этой местности камнем – котельцом, была применена обожженная цветная керамика. В архитектуре здания прослеживается стремление зодчего использовать национальные архитектурные традиции: резьбу по камню и мотивы народного декоративного творчества.

прокуратура1.jpg

Авторы тщательно прорабатывали все детали и элементы, находя идеальные пропорции сочетания керамики с котельцовой кладкой в обрамлениях окон и капителях колонн. Эстетическому восприятию архитектуры здания способствует тактично выбранная цветовая гамма.

Сейчас это здание украшает мемориальная доска, установленная Валентину Александровичу Войцеховскому.

Voytsehovskiy_8.jpg

Примененные при строительстве этого здания профессиональные находки автор неоднократно использовал в других своих проектах. В частности, их можно проследить на  жилых домах, возведенных вдоль центральной магистрали города (ныне бульвара Штефан чел Маре).

Voytsehovskiy_4.jpg

Учитывая значимость и парадный характер фасадов, а также необходимость размещения в первых этажах предприятий торговли, в них были встроены большие входные порталы, крупномасштабные проёмы витрин и лоджии в три уровня. Законченность композиции зданий придали карнизы, керамические элементы в межоконных проёмах пятого этажа и изящные розетки, характерные для архитектурного стиля 50-х годов.

Еще одним значимым детищем бессарабского зодчего стало здание центрального универмага, впоследствии Детский мир, выходящего на главную площадь Кишинева (ныне здесь расположен торговый центр «Gemenii»).
Универмаг.jpg

Оно было построено в 1961 году с применением классического объемно-пространственного решения и грамотным использованием местных строительных материалов.
универмаг3.jpg

В середине 1950-х годов в Кишиневе были завершены основные работы по благоустройству Центрального парка культуры и отдыха. На территории ЦПКО располагалась Выставка достижений народного хозяйства.

Войцеховский1.jpgГлавный павильон было поручено разработать архитектору В. Войцеховскому.

По его проекту были также построены учебные корпуса Медицинского института (1956-1962 гг.). Именно благодаря Войцеховскому приобрели свой нынешний вид столичные сектора Ботаника и Рышкановка, появились Московский проспект и бульвар Дачия – это были наиболее крупные градостроительные работы архитектора, кардинально изменившие столицу Молдовы. 

Следует заметить, что Валентину Войцеховскому всегда удавалось найти грамотное решение, будь то разработка генерального плана города, проектирование или реставрация здания, что свидетельствует о высочайшем профессионализме мастера, прекрасно сочетавшим его с новаторскими идеями, свойственными тому времени, и следованием национальным традициям. Главный принцип, которым архитектор руководствовался в своих работах, особенно касающихся реконструкций зданий, было бережное отношение к традициям и памятникам архитектуры.

Ученый и педагог

Валентин Войцеховский не ограничивался только архитектурным проектированием, совмещая его с реставрацией, научной и исследовательской деятельностью и преподаванием.

Как ученый Войцеховский внес неоценимый вклад в науку родного края. Он один из первых провел фундаментальное исследование памятников крепостной и культовой молдавской архитектуры, определил и сформулировал присущие ей характерные черты и национальные особенности. Им была выработана общая схема развития зодчества Молдовы, а проведенные исследования позволили восполнить многие пробелы в истории молдавской культуры.

soroca.jpgСорокская крепость

Свою педагогическую деятельность Валентин Войцеховский начал в 1964 году в Кишиневском политехническом институте. В 1965 по инициативе В. Смирнова и В. Войцеховского состоялся первый набор на архитектурное отделение. Практически на пустом месте были организованы новые кафедры, начата подготовка учебных программ и подбор преподавательского состава.

Voytsehovskiy_2.jpg

Результатом этих усилий стало создание нового архитектурно - строительного  факультета при Кишиневском политехническом институте, где проходили профессиональную подготовку специалисты-архитекторы. На протяжении почти пятнадцати лет В. Войцеховский преподавал в институте – сначала в должности преподавателя, затем заведующего кафедрой, а после и декана строительного факультета.

Валентин Александрович Войцеховский умел создать вокруг себя атмосферу творчества, заразить своей увлеченностью коллег и студентов. Он читал лекции по  истории архитектуры, проводил занятия по архитектурному проектированию, руководил дипломным проектированием, участвовал со студентами в археологических раскопках.

Войцеховский2.jpg

- Тем, кому довелось слушать выступления или лекции Валентина Александровича, очень повезло. Материал распределялся очень четко. Речь была насыщена конкретностью и логичностью излагаемого материала. Теоретическая часть неизменно иллюстрировалась таблицами, схемами  и рисунками, выполненными самим лектором. Прекрасно владея рисунком, он предоставил нам  всю графическую галерею памятников архитектуры всех времён и народов. Делал это он с таким мастерством и воодушевлением, будто он сам впервые открывал для себя теорию и эти изображения.

Читая любую лекцию, профессор Войцеховский всегда проводил параллели и сравнения, приводил яркий запоминающийся  пример из истории архитектуры, расставляя, как бы, нужный акцент. Не упускал возможности привести пример из своей практики или сослаться на свой авторитет. Темы, которые он раскрывал своим студентам, были преломлены через собственный спектр, а жизненный опыт и положение позволяли ему вещать легко и непринуждённо. Его лекции привлекали слушателей своей  информативностью и способствовали  более глубокому проникновению студентов в тайны будущей специальности. Эта профессиональная увлеченность заражала слушателей и молодых педагогов, - пишет  Г.Н. Босенко, выпускник архитектурного факультета Кишиневского политехнического института.

Умер Валентин Войцеховский 11 мая 1977 года в Кишинёве. Он был похоронен на польском кладбище (ул. Валя Трандафирилор, 11). В постперестроечное время с памятника Войцеховскому были варварски сорваны и украдены бронзовые рельефы - такая вот дань памяти замечательному зодчему и человеку.

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
ВойцеховскийархитекторКишинев
0
0