Молдова Воскресенье, 01 декабря

Армяне оставили значительный след в истории Молдовы и Кишинева

Армяне переселились  в Молдову давно – начиная с XIV века, хотя некоторые утверждают, что и еще раньше.

На территории Молдовы армяне поселились еще в средние века

Согласно данным историков, армяне на территории исторической Молдовы появились задолго до образования государственности и были одними из первых основателей молдавских средневековых городов. В период средневековья господари специально приглашали армянские семьи и предоставляли им льготы, чтобы поощрить торговлю. А в 1401 году в Сучаве была открыта армянская епархия – грамоту об открытии вручил епископу Оганесу молдавский господарь Александру чел Бун.

армянская церковь1.jpg

Господарь Штефан чел Маре продолжил политику покровительства армянам – он наделил их торговыми привилегиями и всячески приветствовал миграцию крымских армян в Молдову после завоевания полуострова турками. Армяне также составляли значительную часть войска Штефана чел Маре во время его военных походов против турок. Причем таможенными пошлинами в это время ведал армянин Симкан, которого в 1498 году сменил на этом посту армянский купец из Аккермана Калиян.

Историк Эдуард Алхазов утверждает, что «один из господарей Молдовы Ион Водэ чел Кумплит (1572-1574) был по происхождению армянин».

- Дмитрий Кантемир в своей работе «Описание Молдовы» отмечал, что Ион Водэ-Армянул был высокообразованный человек, знал несколько языков и страстно стремился к свободе своего народа. Господарем он был всего два года, но успел прославиться тем, что пытался укрепить центральную власть в княжестве и освободить страну из-под османского ига, ущемляя интересы бояр, которые прозвали его «лютый» (кумплит), - рассказал историк Эдуард Алхазов.

Ioan_Voda.jpg

При этом прозвище «лютый» (кумплит) историки объясняли как «страшный, грозный для врагов Молдовы». Ион Водэ чел Кумплит погиб, сражаясь за освобождение края от османского гнета.

Историки считают, что армянские торговые караваны – «кареле арменешть», которые связывали Молдову с западными и восточными рынками, во многом способствовали появлению и развитию здесь городов и становлению Молдавского княжества. В конце XVIII – начале XIX веков колония молдавских армян стала активно увеличиваться благодаря экономическим привилегиям, которые Российская империя давала в Бессарабской губернии переселенцам. Уже в 1817 году армянская диаспора в Бессарабии насчитывала 544 семейства, две трети которых жили в Оргеевском и Бендерском уездах.

Армянское подворье

На территории Кишинева армяне появились около XV века. В начале XIX века в городе насчитывалось 113 армянских семейств. В этот же период времени бессарабскими властями выделяется для строительства дома архиепископа, домов приходских священников и других зданий большой участок в Кишиневе. Сейчас это самый центр города, а тогда это была городская окраина.

oldchisinau_com-arm-071.jpg

Участок города в периметре нынешних улиц проспект Штефана чел Маре, 31 августа 1989, Тигина и Армянская получил название Армянское подворье (или ограда). Это даже было официальным названием – оно встречается на планах города и адресах того времени. Эта земля начала застраиваться при первом армянском архиепископе Григории Захаряне. Тогда здесь появились здание Армянской митрополии, пекарни, рестораны, гостиницы, склады и жилые дома. В начала XIX века это место было очень популярным – здесь часто проводили приемы и балы, собирая кишиневскую знать.

oldchisinau_com-armeana-001.jpg

К 1861 году армянское население Кишинева достигло более 1 тыс. человек, а согласно переписи 1897 года, более половины армян Бессарабии владели грамотой, что было вдвое выше, чем в целом в Российской империи. По свидетельству современников, армяне в Бессарабии занимались большей частью торговлей или различными промыслами. В Кишиневе это были брадобреи, табачные фабриканты и торговцы.

В настоящее время в память о знаменитом Армянском подворье, привлекавшем кишиневскую знать балами и приемами, а простых горожан – лавками, ремесленными мастерскими и харчевнями, в Кишиневе сохранилась улица Армянская.

Armeneasca_-311.jpg

На Армянском подворье нередко бывал А. Пушкин

В домах Армянского подворья нередко бывал Александр Сергеевич Пушкин во время южной ссылки. Он часто появлялся вместе с коллежским советником, армянином Артемом Худобашевым, который входил в ближний «бессарабский круг» Пушкина. По воспоминаниям современников, одно из первых стихотворений, написанных поэтом в Бессарабии – «Черная шаль» – связано с Худобашевым. Герой стихотворения, застав любимую им девушку-гречанку в объятиях любовника-армянина, убивает изменницу и соперника.

Пушкин.jpg

- Худобашев в «Черной шали» Пушкина принял на свой счет «армянина». Шутники подтвердили, что Худобашев давал понять, что он действительно кого-то отбил у Пушкина. Этот, узнав, не давал ему покоя и, как только увидит Худобашева (что случалось очень часто), начинал читать «Черную шаль». Споры между ними обыкновенно заканчивались тем, что Пушкин бросал Худобашева на диван и садился на него верхом (один из любимых тогда приемов Пушкина), приговаривая: «Не отбивай у меня гречанок!». Это нравилось Худобашеву, воображавшему, что он может быть соперником поэту, - писал в своих воспоминаниях генерал Иван Липранди, служивший в Кишиневе, в том числе в тайной полиции.

Во время Второй мировой войны здания Армянского подворья были разрушены, как практически и весь центр Кишинева.

Армянская церковь в Кишиневе

Несмотря на относительную немногочисленность армянской диаспоры в Кишиневе, они оставили значительный след в истории Кишинева. Армянами в Кишиневе были построены две церкви – Апостольская церковь Святой Богородицы (1804 год) и церковь-часовня Воскрешения Христова (1915 год). Обе эти церкви сохранились до наших дней.

Церковь Святой Богородицы (арм. Սուրբ Աստվածածին եկեղեցի) - храм Армянской Апостольской церкви в Кишиневе.
Апостольская церковь Святой Богородицы.jpg
По некоторым данным, эта церковь была построена на руинах старого молдавского храма. По одной версии старая молдавская церковь сгорела в 1739 году вместе со всем Кишиневом, по другой – она была разрушена в результате сильнейшего землетрясения 1802 года. Но уже в 1804 году на этом месте была построена новая церковь, но уже армянская, выполненная в стиле, традиционном для армянской архитектуры. Храм освятили в декабре 1804 года. Новую церковь возводили на средства армянского барона Оганеса, сына Акопгяна и других богатых представителей армянской общины. Имена всех спонсоров перечислены на памятной табличке, расположенной над входом в храм. Автором проекта и архитектором выступил знаменитый в те времена зодчий – Варданян из Ясс. Позднее по проекту Александра Бернардацци к церкви пристроили портик. После Второй мировой войны Армянскую церковь Святой Богородицы восстановили под руководством молдавского архитектора Агаси Амбарцумяна.

армянская церковь.jpg

По своему архитектурно-планировочному решению церковь представляет собой вытянутый параллелепипед, закругленный с восточной стороны. Высокая двухярусная колокольня над западным притвором завершается шатровым перекрытием. Стрельчатые арки проемов южного придела с декоративными колонками, чистая кладка стен, стилизация декора создают традиционный образ армянской архитектуры. После 1817 года к притвору церкви пристроили портик (трехарочный с юга и одноарочный с запада и востока). Стены, перекрытия, контрфорсы храма выполнены из камня и кирпича, оштукатурены, фундаменты – бутовые.

Внешний облик церкви Богородицы производит впечатление основательности, монументальности. Очень нарядно смотрятся стены портика, сложенные из чисто тесаного камня светло- и темно - серого цвета. Здание церкви вместе с подсобно-хозяйственными сооружениями составляет архитектурный ансамбль. Охраняется государством. Старая Площадь или Старый Базар располагалась прямо рядом с церковью. Тут была сосредоточена вся главная жизнь старого города – это было центром столицы.

На территории Армянской церкви проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены изделия из фриттового фарфора, изготовленные армянскими мастерами в турецком городе Кютахьи.

artefaktyi.jpg

Во времена Советского Союза в помещении Армянской церкви располагалось туристическое бюро.

В настоящее время в Армянской церкви действует воскресная школа, открыты курсы армянского языка и шахмат.

Одна из самых ярких фигур армянского происхождения в Молдове – Манук-бей Мирзоян

Талантливый предприниматель и дипломат, получивший образование в Яссах и знавший 12 языков, он достиг высоких рангов в Османской империи – от главного советника великого визиря до управляющего финансами и советника по международным вопросам. Благодаря Манук-бею в 1806 году были предотвращены разорение турками Бухареста и Ясс, а также расправа над валашским господарем Константином Ипсиланти.

manuc-bey.jpg

Манук-бей, кроме того, сыграл важную роль в заключении Бухарестского мира в 1812 году и вхождении междуречья Прута и Днестра в состав Российской империи. Поселившись в Бессарабии, Манук-бей очень быстро стал самым богатым помещиком губернии с грандиозными планами.

Захоронения у церкви. Манук-Бей и его дочери - Мариам и Гайиане.jpg

Он умер в 48 лет (в 1817 году) при невыясненных обстоятельствах, оставив молодую вдову и шестерых детей. Похоронили Манук-бея во дворе Армянской церкви в Кишиневе, там же покоятся и две его дочери.

manuk_bey-_-dvorets-_3_.jpg

Сын Манук-бея Мурат построил в Хынчештах великолепный дворец с зимним садом, кирпичный завод, организовал производство вина по французской технологии, финансировал одну из первых телеграфных линий. Для его строительства он привлек выпускника Петербургского строительного училища Александра Бернардацци.

В Кишиневе сохранилось Армянское кладбище

Некогда раздельные, армяно-григорианское и польское католическое кладбища на сегодняшний день объединены в одну территорию.

oldchisinau_com-arm-05.jpg

Это одно из самых старых и необычных кладбищ Кишинева. Здесь можно встретить немецкие, польские, итальянские и армянские могилы XIX и начала XX веков. Многие из них повреждены, таблички стерты. Кроме того, именно здесь расположены два уникальных для Молдовы архитектурных сооружения: часовня над захоронением Иосифа Огановича (1912 г.) и армянская апостольская церковь Воскресения Христова (1916 г.).

Церковь-часовня Воскрешения Христова.jpg

Что касается Армянского кладбища, расположенного в центре Кишинева – свое название оно получило от прилегающей к нему улицы, и к армянской общине отношения не имеет.

В Кишиневе был установлен Хачкар

Одним из самобытных элементов армянской культуры считается «хачкар» – крест-камень (в переводе с армянского, хач – крест, кар – камень). Хачкары появились в начале IV века, когда Армения приняла христианство. Позже каменные кресты или плиты с изображением креста стали устанавливать в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и могильными памятниками.

khachkar.jpg

25 октября 2019 года в центре Кишинева, в сквере вблизи пересечения улиц Армянская и Букурешть был открыт памятник Хачкар. Это вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.

Хачкар внесен в список ЮНЕСКО как памятник культурному наследию человечества.
Автор Галина Малышева



Новости на Блoкнoт-Молдова
армянеАрмянское подворьецерковь
1
0