Бессарабский маршрут Сергея Есенина
Читайте также:
- В опасности одна из жемчужин молдавского культурного наследия – дом-музей Пушкина, - Попович (04.04.2019 16:03)
- На моей свадьбе с журналисткой и поэтессой играл тесть, - лидер группы «Тимур и его команда» (16.11.2017 18:08)
- «Запрещенная» российская поэтесса, несмотря на угрозы радикалов, выступила в Одессе (14.08.2017 10:41)
Узнайте, в каких населенных пунктах Молдовы был великий русский поэт.
Ранее «Блокнот Молдовы» начал публиковать сведения из небольшого «бессарабского периода» Сергей Есенина.
Буквально по часам
В 1916-м Есенину шел 21 год. В Петербурге вышел первый сборник его стихов «Радуница». Он был восторженно принят критиками и публикой.
Но уже в марте Есенин призван на военную службу, с апреля он – санитар Царскосельского военно-санитарного поезда №143.
При подготовке «Летописи» исследователями были разысканы архивные документы о передвижении военно-санитарного поезда №143. Это позволило раскрыть детали пребывания Сергея Есенина и в наших местах.
После выполнения задач в Крыму 16 мая поезд вернулся в Царское Село. Но уже 5 июня в 2 часа 45 минут дня поезд отправился с Есениным в составе команды санитаров из Киева на станцию Новоселицы «через Казатин-Жмеринку-Окницу».
7 июня Есенин проследовал с поездом, в вагоне №6 через станцию Могилев-Подольский на Днестре. Это было в 1 час 25 минут ночи. В 5 часов утра поезд прибыл на станцию Окница. Между станциями Окница и Новоселицы Есенин пишет отцу «Москва, Б. Строгановский, д. 94. А. Н. Ясенину»: «Дорогой папаша. Еду по Румынской границе по направлению к Черновцам. Чувствую себя лучше и веселей». Написано на почтовой открытке с изображением столовой для раненых воинов с пояснением: «Лазарет Их Императорских Величеств Великих Княжён Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском Государевом соборе для раненых. Царское Село».
На станции Новоселицы поезд остановился. А. М. Функ сделал групповой снимок с Есениным на переднем плане. В 1 час дня началась погрузка раненых. В 10 часов вечера поезд отправился в обратный путь по маршруту Киев-Курск-Москва-Царское Село.
8 июня в 7 часов утра 15 минут поезд прибыл в Окницу и оставил «9 тяжело раненных низших чинов, для которых дальнейшая перевозка была вредна». Тут Есенин мог посетить местный вокзал, красовавшийся с 1903 года.
Проследовали через Могилев-Подольский и в 5 часов 30 минут вечера прибыли в Жмеринку. 9 июня в 12 часов дня поезд был в Киеве. Около 5 часов вечера поезд посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она обошла все 10 вагонов с ранеными.
Эти чарующие места Молдовы
Еще в 1839 году в «Прогулке по Бессарабии» Надеждин писал: «Вид Могилёва представляет очаровательнейший ландшафт. Мы не были в нем; но тем лучше: он весь был у нас под ногами. С высоты бессарабского берега Днестра можно перечесть все его домы, рассыпанные над самой рекой… Атаки есть большое местечко, роскошествующее евреями. Кажется, оно не принимало участия в прежнем цветущем состоянии своего соседа. Ничто не отличает его от прочих бессарабских селений, кроме живописного положения на крутом скате высокого каменистого берега. Вообще, долина Днестра отличается здесь очаровательною прелестью. Бессарабский берег величав до дикости; но Подольский пышен и узорчат, как кайма роскошной азиатской шали. Всякий раз, как дорога наша приближалась к Днестру, мне припоминалось впечатление, произведённое на меня первым видом Италии в полу-швейцарской долине Точи. Та же роскошь зелени на пухлых округлостях миниатюрных холмов; и среди ней – стада белоснежных домиков, толпящихся вкруг Божьего храма, залитые прозрачною синевою небес. Вскоре за Атаками дорога взяла опять влево от Днестра и пошла гористою степью. На следующей станции, при селении Окнице, через 26 верст, мы въехали в нынешний Хотинский уезд. Цинут Хотинский в прежнем своем объеме составлял некогда турецкую райю, находившуюся в непосредственной зависимости от Блистательной Порты. Турки были здесь хозяевами и помещиками; оттого многие деревни носят ещё название «кишл», то есть хуторов, где прохлаждались правоверные. Они точно должны были «прохлаждаться» в стороне, которая в Бессарабии слывет уже Сибирью. Здесь, в часто попадающихся перелесках, является уже береза, эта кудрявая дочь севера, незнакомая югу. Зима, говорят, бывает очень сурова и продолжительна. Но Турки так обжились, что их надо было прогнать снова в их теплый край северными штыками. Теперь места их заняты большей частью русскими переселенцами, преимущественно из соседних Подолии и Украйны. Недавно еще из Окницы лежала прямая дорога в Хотин, через Бричаны и Путриду. Теперь она возвращается назад, на дорогу из Белец, в станцию Глинную, отстоящую от Окницы на почтовый перегон в 25 верст. Отсюда 32 версты до местечка Липкан, которое находится опять уже на Пруте. Приближение Прута возвещается усилением гор, иногда возвышающихся живописными грядами. Я особенно любовался фантазиею природы, взгромоздившей над небольшою речкою Раковец обольстительный призрак развалившегося рыцарского замка. Долго не мог я убедить себя, что это была просто скала, обломанная стихиями. Местечко Липканы находится на повороте Прута, который до сих пор имеет направление с запада на восток, но отсюда устремляется к югу. Здесь находится карантинная застава. Прекрасная церковь новейшей архитектуры возвышается подле палаца, принадлежащего госпоже местечка, княгине Гике, устроенного со вкусом и даже некоторою изысканностью. На станции Станилешти, в 20 верстах от Липкан, дорога в последний раз в пределах России разделяется на два коротенькие рукава, из которых один идет по Пруту в Новоселицу, другой продолжается до Хотина. Хотин отсюда 22 ¾ верст. Присоединя расстояние Станилешт от Прута, которое не простирается и на 10 верст, видите, что между Прутом и Днестром здесь всего-навсего каких-нибудь верст 30. Это вся ширина Бессарабии в её северной оконечности, заключающейся между Молдавией и Австрией».
Что осталось между строк
Участки железных дорог Жмеринка-Могилев, Могилев-Окница, Окница-Липканы, Липканы-Новоселицы были открыты поочередно в 1892-1893 годах. Нынешний маршрут, которым следовал по нашей земле Есенин, вбирает в себя станции Отачь-Вэлчинець-Вережень-Гырбова-Наславча- Окница… Ларга-Медвежа-Липкань-Крива.
Железная дорога из Окницы в Новоселицы строилась в 1892-1897 годах. В 1904 – тут было 3240 жителей. К 1910 – здесь располагалось основное депо, мастерские по ремонту паровозов и вагонов. С 1903 – красуется местный вокзал, который посетил молодой поэт Есенин.
Липканы – родина многих известных еврейских поэтов, писателей, певцов, ученых, художников, актеров. Тут сохранились имение и сад княгини Екатерины Росетти-Розновану (1785-1870), которая общалась в Кишиневе с опальным Пушкиным.
В Криве родился известный оперный певец, народный артист СССР Михаил Мунтян.
Ларга – родина многих молдавских политиков, писателей, критиков.
Сейчас через Окницу и Могилев-Подольский курсируют поезда из Кишинева в Санкт-Петербург, Минск, Москву и обратно. Прикарпатские места тут живописные. Крутые горы, чарующие леса, сады, тихие селения с белыми домами под красными черепичными крышами. Ими любуется каждый пассажир. Этими красотами был очарован и Есенин…
13 июня 1916 года поезд с Есениным в Царском Селе. Есенин получил увольнительный билет на 15 дней и отбыл в родное Константиново. В те дни в Константиново он пишет стихотворения «Я снова здесь, в семье родной…», «В зеленой церкви за горой…», «Даль подернулась туманом…»
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Автор: Виктор Кушниренко, историк-пушкинист