Творения В.П. Меднека органично вписались в архитектурный ансамбль Кишинева
Читайте также:
- «Масонский дом» Кацики в Кишиневе помнит Пушкина, Раевского, Орлова… (19.05.2019 15:00)
- Земский музей, ныне Национальный музей природы и этнографии – одно из немногих зданий, сохранивших свое назначение (21.04.2019 14:00)
- В опасности одна из жемчужин молдавского культурного наследия – дом-музей Пушкина, - Попович (04.04.2019 16:03)
Изначально застройка главной улицы Кишинева осуществлялась в строгом соответствии с утвержденным в 1834 году генеральным планом.
Главная улица Кишинева, нынешний бульвар Штефан чел Маре, имеет в длину всего четыре километра. Первоначально это была дорога вдоль военного лагеря русской армии, с 1789 года располагавшегося вблизи границ старого города. Начало ее застройки датируется 1817 годом, но более интенсивное строительство развернулось здесь с 1834 года – после утверждения генерального плана строительства Кишинёва. Первый генеральный план города был реализован при участии петербургских архитекторов. Его отличительной особенностью была четкая планировка улиц и застройка домами классического и неоклассического стиля. Именно этот стиль был характерен для архитектуры того периода и принципа застройки южных городов. В те времена Кишинев входил в десятку самых красивых городов Южного региона Российской империи.
Главная улица Кишинева в те времена носила название Миллионная, позже успев побывать Московской, Александровской, Александра чел Бун и Ленина, пока не получила свое нынешнее название – бульвар Штефан чел Маре. Именно вдоль этой улицы были выстроены Городская Управа (Примэрия), Городской банк (Органный зал), Митрополия, Епархиальный дом, Церковь мужской гимназии (в советское время в ней располагался планетарий, а сейчас она является действующей), больница (Инфекционная клиническая больница имени Тома Чорбы) и многие другие важные административные и общественные здания.
Во время Великой Отечественной войны Кишинев сильно пострадал от бомбежек, а его центральная улица была разрушена практически полностью – многие дома и прилегающие к ним кварталы не подлежали восстановлению. В 1947 – 1949 годах выдающимся архитектором Алексеем Щусевым был разработан генеральный план реконструкции и строительства города. В нем было предусмотренокак восстановление старых зданий, так и постройка новых – жилых, административных и общественных, а также обустройство промышленных зон, новых улиц, площадей и парков. По этому плану улице Ленина отводилась роль центрального проспекта - он был практически полностью отстроен заново всего за пять лет.
Нынешний бульвар Штефана чел Маре начинается со здания Академии Наук и площади ООН, которая раньше носила название Площадь Освобождения и считалась «номер два» в столице. Однако мало кто знает, что эта улица не всегда начиналась с площади перед Академией наук. Вплоть до 1959-го года она включала в себя нынешнюю ул. Одесскую и начиналась у ручья, разделявшего территории Виброприбора и завода им. Котовского (Гидропомпа).
Восстановление столицы и застройка центрального проспекта напрямую связаны с именами трех выдающихся архитекторов, выпускников Бухарестского архитектурного института – Валентина Войцеховского, Роберта Курца и Валентина Меднека. О Валентине Петровиче Меднеке и нескольких его творениях и пойдет речь.
Меднек Валентин Петрович (1910–2008)
Молдавский советский архитектор, Заслуженный деятель искусств МССР (1960), Почётный гражданин города Бендеры (2003) Валентин Меднек родился 1 июня 1910 года в селе Комрат Бендерского уезда Бессарабской губернии в семье ветеринарного фельдшера. Позже семья переехала в Бендеры. В 1927 году окончил лицей для мальчиков им. Штефана чел Маре (ныне Бендерская русско-молдавская школа-гимназия №1 им. А. В. Суворова). Затем учился в Ясском университете, где приобщился к революционному движению. В 1929 году поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы города Брно (ныне Чехия). В 1932 году «за связь с компартией и участие в антифашистском движении» был отчислен из университета и выдворен из страны.
В 1934–1937 годах студент Бухарестского архитектурного института и активный участник левого студенческого движения. С 1934 года член коммунистической партии Румынии (КПР). Дипломной работой В. П. Меднека был проект выставки сельского хозяйства в Тигине (Бендерах). По окончании института работал в частной архитектурно-проектной мастерской.
После установления Советской власти в Бессарабии Меднек вернулся в Бендеры, где возглавил первую в городе советскую газету «Новая жизнь» – орган Бендерского ГК ВКП(б). В начале войны вступил в истребительный отряд, в составе которого участвовал в обороне города, затем был мобилизован в строительный батальон. Участвовал в обороне Одессы, где получил тяжелую контузию. После лечения в госпиталях Таганрога, Туапсе и Нальчика в составе инженерно-сапёрного батальона участвовал в строительстве укреплений под Новочеркасском, Ростовом-на-Дону, Астраханью и Сталинградом, переправ через Дон, Днепр и Прут. В августе 1944 года принимал участие в Ясско-Кишинёвской наступательной операции. После ее окончания Меднек был отозван в Кишинёв для участия в восстановлении только что освобождённой республики и назначен управляющим трестом «Молдавстройпроект».
В 1947–1949 годах в составе группы академика А. В. Щусева Валентин Меднек участвовал в разработке плана реконструкции Кишинёва. В 1948–1949 годах по поручению Госстроя МССР разрабатывал «Схему первой очереди застройки г. Бендеры». В 1950–1951 годах – начальник горпроекта и главный архитектор Бендер. Избирался депутатом городского Совета народных депутатов, где возглавлял комиссию по коммунальному хозяйству.
После отзыва в Кишинёв был назначен руководителем мастерской типового проектирования института «Молдгипрострой». Валентин Меднек долгие годы проработал в одной «связке» с архитекторами Робертом Курцем и Валентином Войцеховским, а свое «братство» эти выдающиеся зодчие называли «КУМЕВО». В 1953–1958 годах по совместительству преподавал на молдавском языке архитектурные дисциплины в Кишинёвском строительном техникуме. В 1959–1971 годах был заместителем председателя Госстроя МССР. Выйдя на пенсию, активно занимался общественной работой. Был лично знаком с Шаляпиным, Морисом Торезом, Вертинским, Брежневым.
Валентин Меднек является автором генеральных планов городов Бендеры (1952), Фалешты, Атаки, проектов зданий Академии наук МССР (1951, в соавторстве) и Министерства связи МССР (1961) в Кишинёве, кинотеатра (1950), Дворца культуры им. П. Ткаченко (1962, в соавторстве), автовокзала, проекта памятника Славным борцам за власть Советов (1969) в Бендерах. Он выполнил архитектурную часть мемориальных ансамблей в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Бендерах и Рыбнице. Автор проектов выставок Молдавской ССР в Лейпциге (1972) и в Москве (1974), Интерплодмаш (1976) в Кишинёве.
Награждён орденом Красной Звезды (1943), орденом «Знак Почёта», орденом Отечественной войны I ст., орденом «Глория мунчий» (Молдавия, 1997), медалями: «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда» и др.
Меднек был первым архитектором, кому при жизни, в октябре 2000 года, в честь 90-летия на здании кишинёвского почтамта была открыта мемориальная доска с портретом архитектора работы известного молдавского скульптора Л. Дубиновского.
В последние годы жизни проживал в Москве. Валентин Петрович Меднек ушел из жизни 27 октября 2008 года, четь более полутора лет не дотянув до своего 100-летия. Урна с прахом В. П. Меднека захоронена рядом с могилой его супруги на кладбище Святого Лазаря («Дойна») в Кишинёве.
Работы Валентина Меднека отличали безупречные архитектурные формы
Одним из творений выдающегося архитектора является здание Академии наук, от которого и ведет начало нынешний бульвар имени Штефана чел Маре.
Оно было возведено в 1951 году по проекту, созданному Валентином Петровичем Меднеком в соавторстве с заслуженным деятелем искусств республики Александром Сергеевичем Веденкиным. Стилистически это здание можно отнести к неоклассицизму. В плане оно имеет вид буквы «П» с длинной поперечной стороной и короткими боковыми. Помимо безупречных архитектурных форм, здание Академии наук отличает необычное цветовое решение: первый этаж и большой главный вход, охватывающий два этажа, облицованы коричневым камнем. Вся остальная часть фасадов – белого цвета. Окна с первого по четвертый этажи имеют прямоугольную форму, в то время как окна последнего, пятого этажа сделаны арочными, что добавляет зданию изысканности.
Над главным входом по центру на уровне крыши находится небольшая скульптура – символ Академии наук. В этом лаконичном и основательном здании до сих пор располагается Академия наук Молдовы.
Другим известным всем зданием, построенным по проекту В.П. Меднека, является Кишиневский главпочтамт.
Здание министерства связи с Главпочтамтом располагается также на главной улице в самом центре столицы и является ее архитектурной достопримечательностью. До войны на этом месте возвышались двухэтажные строения, которые в разное время занимали магазины, пекарня и нотариальная контора.
Великолепное сооружение для тогдашнего Министерства связи было возведено в 1962 году по проекту В.П. Меднека, а основой для него послужил знаменитый Московский центральный телеграф на Тверской улице. Первоначально главный вход в здание украшал стеклянный глобус, но вовремя землетрясения 1977 года он был разрушен. Этот глобус еще можно разглядеть на старых снимках, но вот крупным планом – только в художественной ленте1962 года «Человек идёт за солнцем.
В настоящее время в здании Кишиневского главпочтамта все также размещается Министерство информационных технологий и связи и Центральная почтовая служба Молдовы.
«Нулевой километр» Молдовы находится у входа в здание Главпочтамта
Не так давно, в ноябре 2012 года, перед входом в здание Главпочтамта был установлен так называемый «нулевой километр» - металлический знак, на котором указаны расстояния от центра Кишинева до столиц некоторых государств мира. Этот знак означает центр сети дорог, места, от которого измеряются все расстояния из центра страны к другим точкам на планете. Плита была изготовлена из бронзы и гранита по проекту архитектора Виктора Виеру и скульпторов Виктора Маковея и Руслана Тихончука.
Следует отметить, что прежде новые здания на главной улице Кишинева появлялись постепенно, согласно утвержденному плану застройки, а выдающиеся молдавские архитекторы как-то умудрялись органично встраивать их в существующий городской ансамбль. Возможно поэтому, они до сих пор выглядят очень органично и не кажутся чужеродными, в отличие от громоздких и зачастую неуместных построек последних нескольких десятков лет.
Новости на Блoкнoт-Молдова