Чиновник озвучил причину доведения до банкротства компании Air Moldova
Читайте также:
- Air Moldova продали и вспомнили, как все с нуля начиналось (09.10.2018 12:14)
- Власти выставили на продажу чудовищно убыточную авиакомпанию Air Moldova (26.07.2018 16:54)
- Air Moldova и Biancrus оказались лидерами в позорном рейтинге Агентства по защите прав потребителей в 2017 году (29.01.2018 13:02)
Приватизация спасла авиаперевозчика Air Moldova от банкротства, которого ее довели лоукост-компании «своими низкими ценами на билеты», считает госсекретарь Виталий Юрку.
Сегодня, 10 октября, в профильной парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам прошли слушания, посвященные продаже авиакомпании Air Moldova. Перед депутатами отчитались чиновники из Агентства публичной собственности и министерства экономики и инфраструктуры. Они назвали причины бедственного положения, в котором оказалось государственное предприятие.
По словам главы Агентства публичной собственности Владимира Балдовича, Air Moldova находилась в списке приватизируемых предприятий с 2008 года. При этом он сослался на подписанное Молдовой в 2014 Соглашение об ассоциации с ЕС, которое предполагает либерализацию транспортной сферы.
- Из-за долгов был большой риск банкротства компании. Главное — обеспечить безопасность полетов. В данной финансовой ситуации это было самой важной задачей, которая входила в компетентность правительства. Было несколько обращений о погашении долгов со стороны Eurocontrol. Нам в любой момент могут заблокировать полеты в еврозону, - заявил Балдович.
Чиновник отметил, что к началу текущего года долги Air Moldova достигли 1,8 млрд леев, а, учитывая специфику рынка, компанию пришлось бы постоянно поддерживать деньгами. Он также заявил, что государство не имело права делать финансовые вливания в компанию, так как это противоречит Соглашению об общем авиационном пространстве с ЕС.
По словам Балдовича, компания Air Moldova должна 70 млн леев Кишиневскому международному аэропорту, еще 25 млн леев – за услуги воздушной навигации, которые в Молдове оказывает только госпредприятие MoldATSA. Еще 70 млн леев составляет долг компании за поставленное топливо, а 100 тысяч евро предприятие задолжало «Евроконтролю». Помимо этого у Air Moldova имеются долги перед иностранными компаниями и аэропортами, сообщает newsmaker.md.
Болдович также рассказал депутатам, что на приватизацию крупнейшего в Молдове авиаперевозчика поступила только одна заявка – от Civil Aviation Group в которой 49% принадлежат румынскому лоукостеру Blue Air, а 51% двум гражданам Молдовы, что позволяет сохранить понятие «национальный оператор». Такое соотношение долей чиновник объяснил подписанной Молдовой конвенцией, по которым летать в некоторые направления может только «национальный оператор». А с учетом того, что 40% перелетов Air Moldova занимают направления на Москву, необходимо было, чтобы большая доля компании осталась у молдавских граждан.
Выслушав отчет главы Агентства национальной собственности, депутат-социалист Владимир Головатюк задал ему закономерный вопрос.
- Вы говорите, что оно подошло к банкротству в результате долгов, а они не возникли за одну ночь. Как годами управлялся этот объект? - спросил Головатюк.
Однако Балдович поспешил откреститься от ответственности, сославшись на то, что они занимаются больше техническими вопросами. В свою очередь госсекретарь министерства экономики и инфраструктуры Виталий Юрку обвинил в сложившейся ситуации лоукосты, которые с недавних пор вошли на рынок Молдовы. Он отметил, что наихудшая ситуация для компании началась в 2012-2013 годах.
- В 2012 году появились первые убытки 72 млн леев. После этого произошла либерализация воздушного пространства с ЕС и СНГ. На рынок Молдовы зашли компании, в том числе лоукосты. Средняя цена билета снизилась со €130 в 2013 до €94 евро в 2017 году. Затраты же остались на прежнем уровне - зарплата экипажа, аэропортовые сборы, лизинг самолетов, - рассказал Юрку.
Положение, по данным госсекретаря, ухудшилось в 2015 году, когда убытки компании достигли 227 млн леев из-за кризиса и роста цен на топливо. В 2017 прибавилось 190 млн леев долгов. В итоге сейчас у компании устаревший флот из двух собственных бортов, четырех самолетов в лизинге и одного в краткосрочной аренде.
- Чистые активы компании - минус 188 млн леев, - подытожил Юрку.
У депутатов возникли сомнения, сможет ли купившая Air Moldova компания с уставным капиталом в 500 тысяч леев оплатить ее долги в сумме более 1,2 млрд леев.
- Покупатель взял обязательство в течение трех-четырех месяцев оплатить абсолютно все долги. Если они не выполнят обязательства, мы можем пересмотреть контракт, - ответил Балдович.
Вопрос Бежана, почему в период крупных убытков не менялось руководство компании, демократ Корнелиу Дудник предложил переадресовать бывшему министру транспорта - либералу Юрию Киринчуку.
Новости на Блoкнoт-Молдова