Молдова Четверг, 25 апреля

Деревянные церкви Молдовы

В Молдове имеются по-настоящему уникальные деревянные церкви, и хотя судьба некоторых из них складывается весьма удачно, но таких, к сожалению, – единицы.

Деревянная церковь села Хиришень стала экспонатом Музея под открытым небом в Кишиневе

церковь1.jpg

Неподалеку от Ворот города в Кишиневе располагается деревянная церковь – исторический памятник XVII века. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Biserica de lemn din Hirișeni) – древнейший деревянный православный храм из тех, что еще сохранились в Молдове. Этот храм был возведен в 1642 году в Гыржавском монастыре «добродетелями села Хиришень» из дуба, произрастающего в каларашских кодрах. В 1851 году монастырь был переведен на новое место, а селяне из села Хиришень (Теленештский район) выкупили деревянную церковь, разобрали ее по бревнышку и перенесли к себе в село, где собрали заново. В качестве церкви села Хиришень она прослужила более века, пока в 1928 году там не возвели новую каменную церковь. Старую церковь продолжили использовать как отпевальную при кладбище. Однако из-за оползней деревянная церковь со временем была заброшена и сильно обветшала – крыша провалилась внутрь, дождь лил на старинные иконы, а ветер гулял в алтаре. И все же 70% иконостаса и 75% бревен чудом сохранились.

церковь2.jpg

В 2009 году батюшка Сергей Курник предложил реставрировать деревянную церковь. Этнографический музей Кишинева начал переговоры с жителями села о переносе здания в столицу. Местные жители не хотели отдавать храм, предпочитая, чтобы он сгнил у могил их предков потому, что они не верили в то, что храм можно возродить. И все же они согласились, получив благодаря батюшке Сергею Курнику взамен каменную капеллу – чтобы никто не топтал освященное место, где прежде находился алтарь.

икона1.jpg
Таким образом, церковь Успения Богородицы была в очередной раз разобрана по бревнышку, каждое из которых было пронумеровано, а специально обученные рабочие к сентябрю 2011 года заново смонтировали ее на территории Музея села в Кишиневе. Сгнившие или утерянные фрагменты заменили новыми, используя только местные материалы, однако деревянную «гонту» для крыши, пропитанную специальными маслами, пришлось везти из Черновиц. Реставраторы стремились сохранить столько оригинальных элементов, сколько было возможно, поэтому они использовали оригинальные изделия из дерева и обрабатывали их специальными материалами для повышения долговечности.

церковь3.jpg

- Уже в третий раз церковь возвели заново. Мы использовали 400 старых балок, которые пронумеровали и вернули на то место, где они были изначально. Если посмотреть внимательно, то края балок сделаны по методу «ласточкиного хвоста». Это древняя техника, которая защищает церковь при землетрясениях. Эта церковь ничего не боится, - рассказал Сергей Курник.

При оштукатуривании стен использовался речной песок, известь семилетней выдержки и резанная конопляная пакля – по старинным технологиям, без цемента и современных материалов. На полах храма лежат старинные молдавские ковры, некоторым из которых более века – эти ковры привезены из села Вэлчинец Каларашского района.

Все финансовые средства на восстановления были собраны из пожертвований добрых людей. Охрана церкви осуществляется также не на государственные средства.

Деревянная церковь стала частью Музея села. Она была освящена осенью 2011 года во имя Успения Пресвятой Богородицы и является действующим храмом: богослужения проводятся по субботам и воскресеньям, а также по всем церковным праздникам, совершаются такие ритуалы, как крещение, венчание и прочее.

церковь5.jpg

Церковь Успения Богородицы – древнейший религиозный памятник Молдовы, а также самая большая деревянная церковь в стране – 27 метров в высоту. По словам секретаря этнографического музея Варвары Бузилэ, эта церковь является единственной в своем роде в республике.

- Северный молдавский стиль этой церкви делает ее схожей с церквями Буковины. В настоящее время у нас нет другой церкви такого типа, у которой бы была такая высота и схожие хорошие пропорции, - рассказала Варвара Бузилэ.

икона2.jpg

Иконы в этой церкви также очень старые. Они датированы XVII, XVIII и XIX веками. Большинство уже пришлось реставрировать – с некоторых сняли два поздних слоя, восстановив самое древнее изображение.

икона3.jpg
Одна из икон, где изображена встреча Христа и Самарянки, была нарисована молдавским художником. На ней можно увидеть образа, орнамент и одежду молдавского народа. Есть и другая икона, выполненная на полотне. На ней изображен момент, когда апостолы спускают Христа с креста. Это редкая икона с рельефной живописью. Ее еще предстоит отреставрировать. В церкви представлена и другая святыня – икона, которую нарисовали монахи Афона.

Во дворе церкви имеется еще один образец старинного деревянного зодчества – распятие, привезенное с кладбища, где стояла церковь.

распятие.jpg

Эта окруженная плетнем церковь – часть под открытым небом, под который выделено 172 га вокруг озер. Всего там запланировано установить 165 объектов.

Деревянная церковь в селе Паланка

церковь паланка5.jpg
Деревянная церковь «Покров Святой Богородицы» в селе Паланка (Каларашский район) была возведена на каменном фундаменте в конце восемнадцатого века. Считается, что именно эта церковь предварила появление в Молдове купольных деревянных храмов. В ее облике отмечаются черты барокко.

церковь паланка1.jpg

Церковь была построена без единого гвоздя из лиственницы на Украине, а затем в 1825 году была перевезена на кладбище села Паланка. Здесь она действовала до 1944 года. После закрытия службы в этой церкви больше уже не осуществлялись, что со временем привело к ее деградации.

Деревянная церковь в Паланке3.JPG

Однако не так давно заброшенную полуразрушенную церковь , стоявшую на старом кладбище, все же восстановили, и теперь она на каменном основании возвышается возле «живого» музея «Каса Пэринтяскэ» (Родительский дом). Сегодня деревянная церковь села Паланка является туристической достопримечательностью и открыта для посещений. На расположенной у входа табличке сказано, что эта церковь является памятником архитектуры национального значения и охраняется государством.

Деревянная церковь в Паланке2.JPG

Церковь была реставрирована в 2004-2009 годах. Доступ в церковный двор свободен, ворота открыты. Рядышком во дворе висят старые колокола. На некоторых из них видны и даты их отливки – 1868 год, 1896 год.

Паланка – этнически украинское село, первое документальное упоминание о котором датируется 1817 годом. Другой его достопримечательностью с недавних пор стал этнический пансионат «Casa Părintească» – своеобразный музей сельского быта.

Casa Părintească3.jpg

Хозяйка, Татьяна Попа, превратила старинный семейный дом в музей прикладного искусства. В нем имеются артефакты традиционного крестьянского быта, в том числе старые текстильные изделия, предметы домашнего обихода, инструменты, фотографии и разновидные вышивки.

Casa Părintească4.jpg

Посетителям рассказывают также об уникальной технике ковроткачества, которая называется «covorul înbumbi». Это забытая традиция, возрожденная хозяйкой музея.

Деревянная церковь села Ворничены

Ворничены (Vorniceni) – село и коммуна Страшенского района. Первое упоминание села Ворничень засвидетельствовано документально 25 апреля 1420 года, в грамоте господаря Александра Доброго о дарении Оанэ-ворнику за верную службу сел Корнешть, Миклэушень, Лозова, Сэкэрень, Ворничень, Думешть, Цигэнешть, Лэврешть, Садова и Хомичешть.

derevyannaya-tserkovi-v-vorniceni-moldova.jpg

Хотя существует оно с 1402 года и является одним из самых старых сел на территории Молдовы. Название села произошло от слова «ворник», т.е. приближенное лицо государя. Здесь сохранилось немало старых домов, большей частью заброшенных. А из достопримечательностей – расположенная на территории сельского кладбища старинная деревянная церковь, построенная в 1791 году.

vnutri-derevyannoy-tserkvi-v-vorniceni-moldova.jpg

Дверь церкви заперта, но войти внутрь не составляет труда – через дверной проем сбоку или трещину в стене, которую предусмотрительно подперли деревянными опорами. Такой вид церковь приняла после несанкционированной реставрации. Местный филантроп обил стены деревянными рейками и оштукатурил цементом и глиной. И именно благодаря этому церковь сохранилась до наших дней, хотя все равно стремительно разрушается под воздействием природы.

derevyannaya-kolokolinea-v-sele-vorniceni-moldova.jpg

Несмотря на то, что старинная церковь находится в аварийном состоянии, реставрировать ее не спешат. Причины местные жители называют разные, однако, в числе основных версий – сопротивление местного батюшки, который опасается конкуренции в случае, если церковь будет восстановлена и в ней начнут проводить службы.

Недавно в селе Ворничены были обнаружены огромные печи для обжига керамики. Как-то жительница села Мария Дьякону позвала рабочих, чтобы вырыть новый туалет в огороде. А «не копалось», так как наткнулись на что-то твердое.

печи.jpg

Когда поняли, что это не просто камни, сообщили примару. Тот сообразил обратиться к ученым. Так археологи аккуратно выкопали две печи и множество фрагментов керамики. Ученые выдвинули версию, что этим печам около 600 лет, и строили такие сооружения татары для обжига гончарных изделий. Подобные печи не сохранились ни на Украине, ни в Румынии, ни, собственно, на «остальных» Балканах. А специалисты предполагают, что и под домом Марии Дьякону можно найти еще немало «подарков» из прошлого, но на это нужны деньги – для дальнейших раскопок нужно выкупить старое жилье Марии и часть участка.

Деревянная церковь в селе Хородиште

Деревянная церковь в селе Хородище Каларашского района расположена на сельском кладбище, а построена она была в 1797 году.
derevyannaya-tserkovi-v-horodiste-moldova.jpg

В отличие от церкви в селе Ворничень, эта действующая, хотя в Хородиште есть большой каменный храм. Снаружи церковь выглядит достаточно сносно, но деревянные балки расходятся в местах соединения, а фундамент треснул, отчего сама церковь покосилась. Еще в Хородиште есть музей истории и этнографии, а на окраине села на холме сохранились остатки античной цитадели.

Согласно данным Агентства по инспекции и реставрации памятников, ежегодно с карты страны исчезает по одной деревянной церкви. К 2013 году были снесены 16 строений, некоторые отстроены в камне, четыре полуразрушены, а состояние еще 31 оценивалось как неудовлетворительное. И хотя закон требует охраны этих историко-культурных памятников и предусматривает многотысячные штрафы для разрушителей, де факто никто не несет никакой ответственности.

Автор: Галина Малышева

Новости на Блoкнoт-Молдова
деревянная церковьпамятникреставрация
0
0