Эксклюзив! Сделка БОМБА 2021 года. ЕБРР купил порт Джурджулешть за 1 000 евро
Читайте также:
- Разгорается скандал вокруг порта Джурджулешты, зеведено уголовное дело (28.05.2021 13:20)
- Что на самом деле произошло с портом в Джурджулештах, и кто должен им владеть (21.05.2021 10:00)
- Европейский банк стал единоличным владельцем порта в Джурджулештах (19.05.2021 13:47)
Европейский Банк Реконструкции и Развития купил Международный свободный порт Джурджулешть за сумму всего 1000 евро.
Это произошло, несмотря на то, что в результате манипуляций с документами и при поддержке некоторых официальных лиц ЕБРР, Томас Мозер захватил порт Джурджулешть всего за 344 доллара США. 19 мая 2021 года ЕБРР объявил в своем заявлении, что он приобрел порт Джурджулешть. В свою очередь компания Bemol указала, что акции порта находятся под судебным арестом в рамках взыскания ущерба с Томаса Мозера по окончательному решению суда.
Расследование, проведенное порталом Bani, показало, что с 2014 года в отношении порта Джурджулешть и Томаса Мозера, бывшего доверительного управляющего группой компаний Bemol Retail SRL, Bemol Refinery SRL, Danube Logistics SRL и одновременно бывшего администратора Bemol Retail SRL, было инициировано несколько судебных процессов по возмещению причиненного мошенничеством ущерба в период его управления компанией Bemol Retail SRL и по отношению к сделке купли-продажи, в результате которой Томас Мозер объявил себя в 2011 году владельцем компании-оператора порта Джурджулешть, сумма сделки по которой составила всего 344 доллара США.
Транзакция! 1000 евро для порта Джурджулешты, в который было инвестировано более 50 миллионов евро. Документальные и юридические аспекты.
19 мая 2021 года ЕБРР объявил в пресс-релизе, что 7 мая он приобрел группу компаний Danube Logistics, став таким образом единственным конечным бенефициаром оператора Международного свободного порта Джурджулешть (PILG). ЕБРР не сообщил подробностей о юридической форме и сумме сделки.
Из прессы мы узнаем о сложной структуре компаний, стоящих за Danube Logistics SRL, оператором порта Джурджулешть. Danube Logistics SRL имеет в качестве учредителя голландскую компанию Danube Logistics Holding BV, за ней стоит Danube Holding BV (Нидерланды), а она имеет за спиной офшор на Кипре – Thomo Invest Ltd, затем цепь продолжается компанией Febania GmbH (Австрия) и, наконец, в финале появляется владелец Томас Мозер, бывший доверительный управляющий вышеупомянутой группой молдавских компаний.
Из официального реестра предприятий Кипра мы узнаем, что, действительно, 7 мая 2021 года ЕБРР стал новым владельцем компании Thomo Invest Ltd стоимостью 1000 евро.
Таким образом, ЕБРР купил за 1000 евро экономический объект государственной стратегической важности, в которую до настоящего времени было инвестировано более 50 миллионов евро.
Объявление Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о приобретении группы компаний Danube Logistics, став, таким образом, единственным конечным бенефициаром оператора Международного свободного порта Джурджулешть (PILG), вызвало ряд негативных реакций со стороны специалистов и политиков, которые, впрочем, были гораздо более анемичны по сравнению с другими подобными случаями. При этом, ЕБРР никак не прокомментировал обвинения в том, что он использует офшорные схемы и действует в данном случае практически незаконным образом, явно игнорируя Правительство и власти Республики Молдова.
Отмечаем, что сделка произошла, когда акции Danube Logistics SRL находились под арестом для исполнения окончательного судебного решения и в нарушение обязательств, предусмотренных Инвестиционным соглашением, которое требует обязательного согласия Правительства Молдовы на любую сделку отчуждения компании-оператора порта или доли участия в нем.
ЕБРР больше не оперирует на Кипре
Интересным фактом является то, что ЕБРР объявляет на своем официальном сайте, что он больше не оперирует на Кипре с 2020 года.
Однако, каким-то образом смена акционера была зарегистрирована в Торговой палате Кипра 7 мая 2021 года.
Где интерес Республики Молдова?
Открытым остается вопрос о подозрительном характере сделки, оперируя, как некоторые местные бизнесмены, через офшорные компании и сомнительные процедуры. Реальная сумма объявленной сделки остается неизвестной, из-за чего Республика Молдова не получит никакой выгоды в качестве налога. Все это было сделано без учета государственной власти Республики Молдова и интересов страны, учитывая, что порт Джурджулешты является стратегическим объектом национальной безопасности – единственным выходом к морю.
История собственности по порту Джурджулешть
29 декабря 2004 года правительство Республики Молдова подписало ряд соглашений с группой компаний Azertrans SRL, Azpetrol SRL и Azpetrol Refinery SRL, принадлежащих азербайджанской группе Azpetrol предпринимателя Рафика Алиева.
Компания Azertrans SRL приобрела незавершенный терминал в порту Джурджулешть у ЕБРР взамен выплаты долга правительства в размере около 20 млн долларов США.
Пять млн долларов было уплачено сразу, а остальное в последующие годы согласно графика платежей.
Соглашения предусматривали завершение строительства в Джурджулештах нефтяного терминала, пассажирского и грузового порта, нефтеперерабатывающего завода и сети автозаправочных станций.
После реструктуризации и оптимизации группы компаний в 2005 году вследствие ареста Рафика Алиева в Азербайджане, признанного политическим Парламентской Ассамблеей Совета Европы, учредителем группы компаний стала Easeur Holding BV (Нидерланды), принадлежащая Рафику Алиеву, а молдавские компании Azertrans SRL, Azpetrol SRL и Azpetrol Refinery SRL были переименованы соответственно в Danube Logistics SRL, Bemol Retail SRL и Bemol Refinary SRL.
Управляющим вышеупомянутой группы компаний, включая Danube Logistics SRL, оперирующей портом Джурджулешть, в то время был назначен Томас Мозер (бывший сотрудник ЕБРР и работник Azpetrol в Азербайджане). За время своего пребывания на посту управляющего группы молдавских компаний Томас Мозер, используя доверительное управление, предоставленное через договор представительства, формально «купил» порт Джурджулешть за 344 доллара США.
Таким образом, после сделки по приобретению порта за 344 доллара США, ЕБРР снова вернулся в игру. Согласно официальному сайту банка, 12 октября 2012 года ЕБРР объявил о проекте кредитования порта Джурджулешть, и в файле проекта указано:
«Кредит будет частично финансировать завершение строительства портовой инфраструктуры и, в частности, железнодорожного терминала со смешанной колеей и контейнеровоза с горизонтальной погрузкой / разгрузкой (Ro-Ro). Строительство на территории порта участка железной дороги со смешанной колеей протяженностью до 100 м, который соединит железные дороги Румынии и Молдовы, а также соседней страны - Украины и других стран СНГ, использующих широкую колею.
Инвестиции ЕБРР также будут использованы для реструктуризации путем рефинансирования краткосрочной задолженности за счет долгосрочных кредитов.
Клиент: Международный Свободный Порт Джурджулешть - единственный порт в Республике Молдова, который принадлежит и управляется Danube Logistics SRL.
Финансирование ЕБРР: Гарантированный заем до 12 миллионов долларов США».
Вернувшись в Молдову в апреле 2014 года, Рафик Алиев исполнил договор о представительстве, активируя положение о возврате в свою собственность компаний Danube Logistics SRL, Bemol Retail SRL и Bemol Refinary SRL. Так, в собственность Рафика Алиева были возвращены компании Bemol Retail SRL и Bemol Refinary SRL, а Danube Logistics SRL (оператор порта Джурджулешть) – нет.
В этот момент выяснилось, что Рафик Алиев был мошеннически обманут Томасом.
Чтобы вернуть порт в его законную собственность, акционер группы компаний, в которую входит Bemol Retail, инициировал несколько судебных процессов, один из которых на данный момент находится на стадии рассмотрения. Так же, были выявлены большие нецелевые расходы и мошеннические траты в компании Bemol Retail SRL во времена управления компанией Томасом Мозером.
После длительных судебных процессов Томас Мозер и Ала Айдов (бывшие менеджеры Bemol и порта Джурджулешть) были вынуждены выплатить Bemol Retail 177,4 млн леев в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Речь идет об иске, возбужденном 11 декабря 2014 года, когда Bemol Retail SRL подала иск против Томаса Мозера и Алы Айдов о возмещении материального ущерба.
Отдельно, акционером Bemol Retail было инициировано судебное разбирательство в отношении контракта, по которому Томас Мозер «купил» порт Джурджулешть за 344 доллара США.
Так же Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело о хищении из Bemol Retail SRL в период управления Томасом Мозером денежных средств в размере около 10 млн долларов США.
Обращаем внимание на то, что все эти годы ЕБРР был осведомлен о судебных разбирательствах и исполнительной процедуре, в ходе которой были арестованы акции Danube Logistics SRL, принадлежащей Томасу Мозеру. ЕБРР публично объявил, что проценты банка напрямую связаны с выплатой ссуды - договорное право, на которое не влияют судебные разбирательства. Более того, Bemol Retail SRL публично заявил, что «он не будет нарушать финансовые интересы ЕБРР и других кредиторов Danube Logistics SRL».
Также интересно участие юриста ЕБРР, который «с 2010 года консультировал г-на Мозера в его незаконных действиях, приведших к присвоению активов компаний, которые в настоящее время являются предметом судебных разбирательств. Он вместе с одним из сотрудников местного офиса банка, халатно выполнявшим свои обязанности, пытается различными манипуляциями вовлечь ЕБРР в судебные споры с г-ном Мозером».
ЕБРР повторно вступает в игру. Он знает, что это незаконно?!
Хотя в результате судебных решений права ЕБРР как кредитора не были затронуты, банк сознательно предпринимает неожиданное действие: он объявляет о полном приобретении порта Джурджулешть, отмечая, что таким образом он стал конечным бенефициаром порта – и все это происходит в процессе исполнительной процедуры по исполнению окончательного решения Высшей судебной палаты.
Фактически, ЕБРР сознательно действовал в интересах своего бывшего сотрудника Томаса Мозера. В дополнение к тому факту, что ЕБРР постоянно информировался о незаконных действиях Томаса Мозера, банк знает, что порт Джурджулешть не может быть отчужден, поскольку Инвестиционное соглашение предусматривает обязательство получить согласие правительства, согласие, не предоставленное Временным правительством Республики Молдова.
В то же время, с сентября 2019, года уставный капитал Danube Logistics SRL арестован в рамках процедуры исполнения окончательного судебного решения. Арест зарегистрирован в Реестре юридических лиц Республики Молдова, Агентства государственных услуг.
Bani.md напоминает, что в течение 2020 года было предпринято несколько неудачных попыток изменить законодательство о противодействии отмыванию денег и ответственности конечного бенефициара за деятельность компаний, действия, которые были восприняты экспертами как меры по защите Томаса Мозера.
Bani.md направил запрос в Европейский банк реконструкции и развития. Ответы будут опубликованы сразу после их отправки в редакцию.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.
Новости на Блoкнoт-Молдова