Молдова Вторник, 01 апреля

Как благодаря фальсификации удалось выйти на неизвестную часть биографии полковника С. Н. Старова, стрелявшего в Пушкина в Кишиневе в начале 1822 года

 К 200-летию со дня одной из самых опасных дуэлей – полковника С. Н. Старова с опальным Пушкиным в Кишиневе – мною была опубликована статья «”Я жив, Старов здоров…” Двести лет со дня знаменитой дуэли Пушкина в Бессарабии».

 

   За строками статьи было много неизвестного. И это проявилось при подготовке к публикации во «Временнике Пушкинской комиссии» Российской Академии наук моей новой статьи «”Будьте добры, подождите меня…” К истории ссоры опального Пушкина с ясским боярином Тодором Балшем» («Временник Пушкинской комиссии». Вып. 37, Санкт-Петербург, 2023, с. 16-25).  Предлагаемую часть биографии Старова пришлось тогда снять.

 

   Это послужило поводом для поиска полной биографии генерал-майора С. Н. Старова и разработке новой статьи о нем. Вот тогда и началась эта необычная история.

 

   Покоя не давала информация, опубликованная на сайте «Что, где, когда - 9» (Литературный форум «В вихре времен», mahrov.4bb.ru История) без источников, в которой были представлены  неизвестные моменты из биографии Старова до его приезда в Кишинев. Однако довольно скоро я обнаружил, что многое тут взято из биографии генерала Н. Н. Раевского-старшего. Но была опубликована копия репродукции портрета С. Н. Старова, о которой писалось,  что портрет хранился в Музее Лейб-Гвардии Егерского полка с подписью «Был командиром 2-го батальона Лейб-Гвардии Егерского полка в 1812 году». Там же сказано, что «В памяти потомков лишь портрет в Государственном Эрмитаже в галерее героев войны 1812 года и замечательная история, рассказанная генерал-майором, историком и деятелем тайной полиции России Иваном Петровичем Липранди, сохранившая память о Семене Старове».

 

   К тому времени я уже знал, что Старов участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, по ее итогам был произведен в генерал-майоры и награжден орденом св. Георгия 4 ст. Между тем, блуждала разная, не подтвержденная источниками информация, о других боевых наградах Старова. Это приближало к тому, что было запечатлено на портрете 1830-х годов. Самое заманчивое состояло в том, что копия портрета 1830-х годов, выполненная в Петербурге, и рисованный облик Старова, созданный Пушкиным в 1822 году в Кишиневе, по случайному совпадению были довольно близки. Пришлось призадуматься.

   Однако собственные поиски не привели к желаемому результату. И весной 2024 года я обратился во Всероссийский музей А. С. Пушкина, лично к заведующей Мемориальным музеем-квартирой на Мойке, 12 Галине Михайловне Седовой с просьбой посодействовать в поиске портрета Старова в Госэрмитаже. По просьбе Седовой к поискам подключился хорошо мне знакомый, бывший зам. директора музея по научной работе, а ныне – ведущий специалист  Госэрмитажа Виктор Михайлович Файбисович.

 

   После тщательной проверки данных В. М. Файбисовичем и другими сотрудниками Эрмитажа был получен предварительный ответ от Г. М. Седовой 25 апреля 2024 года: «Виктор Михайлович уверен, что ваш Старов не мог быть во время войны 1812 года командиром батальона, так как батальонные командиры в то время назначались в звании полковника или выше. Помимо этого Виктор Михайлович окунулся сегодня в списки офицеров Л.-гв. Егерского полка, опубликованные в фундаментальном двухтомном издании “История Лейб-гвардии Егерского полка за сто лет. 1796-1896”. (СПб., 1896), но имени Старова там нет. Также он проверил “Месяцесловы” на 1812 и 1813 гг.: Старов в них не значится; в лейб-егерях не служил.  На приведенном Вами портрете генерал с орденами Св. Анны, Георгия IV и Владимира III ст., а еще медаль 1812 года и вроде Кульмский крест. Виктор Михайлович попробует разобраться, имел ли Старов такие награды…»

 

   Благодаря В. М. Файбисовичу удалось выяснить, что публикация на петербургском сайте, как и копия портрета, фальшивые. На самом деле в Госэрмитаже такой портрет работы Дж. Доу есть, он выставлен в Военной галерее Зимнего дворца. Но это портрет Бориса Христофоровича Рихтера (1782-1832), героя Отечественной войны 1812 года, участника заграничных походов 1813-1814 годов. Победно закончил войны с Наполеоном в Париже. С 1807 года – служил в л.-гв. Егерском полку. С 1810-го – полковник. Кавалер орденов св. Анны 3 ст., св. Георгия 4 ст., св. Владимира 2 ст., золотого оружия «За храбрость», ордена Красного орла и Кульмского креста. Потом служил в Варшаве. В Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, в отличие от Старова,  не участвовал. Дослужился до генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта.

 

   При завершении этой истории я посетовал на то, что до сих пор пушкинистами не обнаружен послужной список генерал-майора С. Н. Старова, не известна его биография от рождения до Кишинева.

 

  И вот 25 июля пришло сообщение от В. М. Файбисовича: «Многоуважаемый Виктор Филиппович! Государственный Эрмитаж намеревается открыть в 2025 г. большую выставку, посвященную истории поединков и дуэлей: “К барьеру!” Мне поручено подготовить  для каталога статью, посвященную истории дуэлей в России. Разумеется, я не могу обойти тему пушкинских дуэлей периода южной ссылки и, в частности, дуэль поэта с полковником Старовым. Мистификация с его портретом, в которую Вы нас с Г. М. Седовой посвятили, заставила меня обратиться к документам, и я разыскал полный послужной список нашего с Вами героя. Мне было бы чрезвычайно важно узнать,  откуда почерпнули Вы точные даты рождения и смерти Семена Никитича, поскольку даты смерти в формуляре, разумеется, нет, а год рождения (1789) не совпадает с традиционно принятым 1780-м.

Разумеется, я обязуюсь сослаться на Вас. Буду очень признателен Вам за помощь. С самыми добрыми пожеланиями, Виктор Михайлович Файбисович,

вед. научный сотрудник Государственного Эрмитажа».

 

    Давая необходимые разъяснения в ответе, я тогда заметил: «С большой радостью воспринял Ваше сообщение о том, что Вы нашли послужной список С. Н. Старова. Дело в том, что после публикации моей статьи о Пушкине, Балше и Старове во “Временнике Пушкинской комиссии” на 2023 год и известной Вам истории с портретом Старова, якобы хранящимся в Госэрмитаже, мною подготовлена новая статья о Старове, полностью основанная на  достоверных источниках. Но в ней теперь нет точных данных о рождении Старова и его жизни, службе  до Бессарабии. Лишь кое-какие воспоминания И. П. Липранди с 1812 года. Эту статью не публикую. Жду с надеждой, что появится  послужной список Старова, с помощью которого можно будет сделать более верные уточнения по указанному периоду. Поэтому у меня огромная просьба к Вам. Как только опубликуете послужной список Старова, вышлите, пожалуйста, мне статью или статьи Ваши об этом. После этого опубликую и свою новую статью».

 

   В конце нашей переписки, 27 июля,  В. М. Файбисович заверил: «Как только вопрос с публикацией будет решен, я непременно вышлю Вам фотокопию архивного документа…».

 

   И вот 20 января 2025 года В. М. Файбисович прислал свою новую статью «К биографии полковника С. Н. Старова», вышедшую во «Временнике Пушкинской комиссии» (Выпуск 39. СПб., 2025).  Здесь впервые в истории пушкинистики публикуется послужной список С. Н. Старова и другие важные документы.

 

    «…представления о С. Н. Старове до сих пор ограничены весьма узким кругом сведений о нем: даже возраст полковника во время ссоры с Пушкиным определяется весьма условно – не говорим уже о его происхождении, состоянии и военной карьере. Между тем в Российском государственном военно-историческом архиве хранится комплекс весьма информативных документов, связанных с выходом С. Н. Старова в отставку в 1834 году. (РГВИА, ф. 395, оп. 23, № 474 (“Об увольнении от службы состоящего по армии генерал-майора Старова и снабжении его указом на отставку”, 1834). Далее ссылки на это дело даются в тексте с указанием номера листа.) Настоящая заметка имеет целью ввести в научный оборот содержащиеся в них данные.

 

    Из послужного списка состоящего по армии “генерал-майора Семена Никитина сына Старова”, составленного 29 марта 1834 года (л. 7-14), явствует, что происходил он “из Российских дворян Черниговской губернии” и что от роду ему 45 лет и, значит, родился он в 1788 или в начале 1789 года».

 

    В 13 лет Старов начал свою военную службу. К этому времени он мог считать, читать и писать. Но никакого недвижимого имения за ним или его бедными родителями  не значилось.

 

    «Семен Никитич светского воспитания не получил. Его родители, не обладавшие никаким недвижимым имением, были столь бедны, что смогли дать сыну лишь начальное образование: из наук Старов овладел лишь российской грамотой и арифметикой (л. 12 об.). Вероятно, бедность и отсутствие связей и побудили его родителей отдать сына на военную службу в армейский полк в тринадцатилетнем возрасте: Старов тянул лямку в нижних чинах три с половиной года. Но тем более впечатляющей представляется в этом свете его карьера – путь от унтер-офицера до

генерал-майора Старов без всякой протекции преодолел за двадцать

семь лет».

 

    «В графе “Чины” представлены ступени его карьеры:

 

Унтер-офицером – 1802 августа 21<-го>;

Подпрапорщиком – 1803 июня 3<-го>;

Портупей-прапорщиком – 1805 генваря 22<-го>;

Прапорщиком – 1806 марта 29<-го>, имея отроду семнадцать лет;

Подпоручиком – 1806 августа 8<-го>;

Поручиком – 1808 декабря 15<-го>;

Штабс-капитаном – 1810 сентября 22<-го>;

За отличие, оказанное в кампании 1812 года, произведен капитаном – 1812 ноября 2<-го>;

Майором – 1816 февраля 9<-го>;

За отличие по службе подполковником – 1816 февраля 21<-го>;

За отличие по службе произведен полковником – 1821 дек<абря> 26<-го>;

За отличие по службе Высочайшим приказом в 6<-й> день

декабря 1829 года произведен в генерал-майоры со старшинством

<с> 1829 Августа 22<-го> (л. 7 об.-8).

 

    В графе “Полки и батальоны” сообщено:

 

В Старооскольский пехотный полк, а из оного на сформирование Одесского мушкетерского, который потом был 40<-й> Егер-

ский полк – 1805 августа 29<-го>; в этом (т. е. 40-м Егер-

ском. – В. Ф.) полку прапорщиком, подпоручиком, <поручиком>,

капитаном;

Из оного переведен в 19<-й> Егерский полк – 1813 марта 24<-го>.

 

Назначен командиром 33<-го> Егерского полка – 1820 марта 8<-го> (прибыл к полку в апреле месяце).

 

Назначен командиром 2-й бригады 9-й пехотной дивизии – 1829 декабря 6<-го>. Со дня назначения находился при формировании Земской стражи в Молдавии и Валахии.

 

Назначен командиром 3-й бригады 17-й пехотной дивизии

с исправлением по-прежнему должности инспектора Земской стражи – 1830 октября 17<-го>.

 

Назначен состоять по армии с исправлением той же должности

и с оставлением при нем всех довольствий по званию бригадного

командира – 1832 сентября 22<-го>.

 

По выборам дворянства не служил (л. 9-10)».

 

    «Наиболее содержательной, как и следовало ожидать, в формуляре Старова оказывается графа, посвященная его участию в войнах:

 

    В походах и действиях против неприятеля находился: с 2 декабря 1806 в Бессарабии, Молдавии и Валахии, где в действительном сражении при крепости Журже 1809 августа 21<-го>;

за Дунаем в Болгарии, перейдя Траянов вал, и разбитии неприятеля при

местечке Ризовате сентября 4<-го>;

в блокаде крепости Силистрии с 10 сентября по 14 октября, где в сражении при сделанной неприятелем вылазке 8 октября 1810;

<1811> мая 12<-го> за Дунаем в сражении при крепости Туртукае и занятии оной;

июня с 14 по 2 августа в блокаде крепости Рущук и в сражении при оной

6 июля; а 22 <августа> при штурме сей крепости.

 

1812-го в сражениях против французских войск, вторгнувшихся в Россию: Июля 15<-го> при г. Витебске, где ранен пулею в левую руку навылет,

и за оное дело награжден орденом св. Анны 4-й степени (Награждение состоялось 4 октября 1812 года (Список кавалерам  Императорских Российских орденов всех наименований, на лето от Рождества Христова 1827. СПб., 1828. Ч. 3. С. 401.); 

августа 6 и 7<-го> при г. Смоленске;

10 <ав гу ста> при селе Михайловке;

13 <августа> при реке Осьме,

15 <ав густа> при селе Росьме;

 

26 <августа> в генеральном сражении при селе Бородине;

Октября 6<-го> при деревне Тарутине;

 

12 и 13 <октября> при г. Малом Ярославце, за оное дело награжден золотою шпагою с надписью “За храбрость” (Награждение состоялось 15 февраля 1813 года ( Исмаилов Э. Э. Золотое оружие с надписью “За храбрость”. Списки кавалеров. 1788-1913.М., 2007. С. 131.);  

 

28 <октября> при селе Чирикове;

 

ноября 2<-го> при селе Красном, и за оное дело награжден чином капитана и орденом св. Владимира 4-й степени с бантом;

 

 с 3 на 4<-е> число <ноября> в ночи, при нападении неприятеля в селе Путинах;

 

и за все дела в пределах российских против французов имеет серебряную медаль, в память 1812 года установленную.

 

1813 года в заграничном походе в герцогстве Варшавском, в Пруссии, Силезии, княжестве Ангальтском, королевствах Саксонском, Вестфальском,

княжествах Веймарском, Саксен-Кобургском, Ольденбургском,

Ганноверском и Баварском;

в сражениях: октября 6 и 7<-го> при г. Лейпциге,

ноября 23 и 24<-го> при взятии крепости Ротенбурга;

1814 <года> генваря 2<-го> при переправе через р. Рейн, в Брабании <sic!> и во Франции в сражениях;

февраля 2<-го> при взятии штурмом г. Шалона,

 

23 <февраля> при Краоне, и за оное дело награжден орденом св. Анны 2-й степени;

 

25 и 26 <февраля> при г. Лаоне; потом в походе до г. Парижа;

 

и в сражении при взятии оного 18 марта; за сие дело имеет серебряную медаль в память вступления наших войск в Париж.

 

Потом обратно через все вышеписанные владения, равно Нассаускую область и Австрию в российские пределы, того же года августа 7<-го>. –

 

1815 <года> апреля с 1<-го> через герцогство Варшавское, Пруссию,

Саксонию, Вестфалию во Францию; и потом обратно в Россию.

1828 <года> в походах и действиях против турецких войск:

 

Апреля 25<-го>, переправясь через р. Прут в Молдавию,

29 <апреля> в Валахию,

мая 4<-го> при занятии г. Букареста;

июля с 7 по 28 сентября в наблюдательном отряде при р. Дунае против местечка Туртукая;

октября с 9 по 25 ноября в блокаде крепости Журжи, где при вылазках неприятеля в действительных сражениях октября 29<-го>,  ноября 14, 19 и 21<-го> чисел.

 

1829 <го да> марта с 31<-го> – в наблюдательном отряде под командою генерал-адъютанта Гейсмара в Малой Валахии при селе Чорое, отколь

с полком в экспедициях для подкрепления войск, находившихся

в укреплениях Сальчинском, Изворском, Чернецком и Калафатском по 18 сентября.

 

Имеет серебряную медаль, установленную в память сей войны 1828 и 1829 года. –

 

За отличие по службе получил алмазные знаки на орден св. Анны 2-й степени – 1824 <года> февраля 23<-го>;

 

награжден орденом св. Владимира 3-й степени – 1830 августа 6<-го>; орденом св. Анны 1-й степени – 1832 <года> марта 22<-го> (По другим сведениям, награждение состоялось 29 марта 1832 года (Список кавалерам Российских императорских и царских орденов всех наименований за 1838. СПб., 1839. Ч. 3. С. 41).); 

 

удостоен ордена св. Георгия 4-го класса за беспорочную выслугу 25 лет в офицерском звании – 1829 <года> декабря 19<-го>.

 

Получил монаршие благоволения:

 

1822 <года> генваря 3<-го>;

1823 <года> октября 2 и 6<-го>;

1826 <года> декабря 25<-го> и 1827 <года> декабря

25<-го>.–

 

   По предписаниям Главнокомандующего действующей армиею Графа Дибича-Забалканского от 25 марта 1830 года № 65 назначен для сформирования земской Стражи в княжествах Молдавии и Валахии, где и находился до окончания российского управления сими княжествами по июль 1834 года (л. 8, 9, 10, 11, 12)». (Земская Стража – орган охраны общественного порядка, безопасности и благочиния для местной полицейской службы, подчинявшийся МВД и генерал-губернаторам. Существовала земская, карантинная, конвойная, корчемная, пограничная Стража. – В. К.)

 

    «Последней наградой генерала Старова стала императорская корона, пожалованная ему 5 июня 1834 года к ордену св. Анны I класса. (Список кавалерам Российских императорских и царских орденов всех наименований за 1838. СПб., 1839. Ч. 3. С. 41.).

 

    Без малого четыре месяца спустя, 27 сентября, генерал подал по команде прошение об отставке в связи с расстроенным здоровьем. На его прошении сохранилась любопытная помета красными чернилами, свидетельствующая о том, что и в славной карьере Старова без подводных камней не обошлось: «Был под следствием, от коего освобожден по Манифесту. (По-видимому, речь идет о манифесте от 17 сентября 1829 года: “О трактате вечного мира, заключенном с Турецкою Империею”.) Штраф сей в 829м году по Выс<очайшему> повел<ению> уничтожен» (л. 1).

 

    К прошению прилагалось медицинское свидетельство штаб-доктора 6-го Пехотного корпуса, констатировавшего, что частые рецидивы молдавской перемежающейся лихорадки и последствия пулевого ранения, полученного генералом Старовым под Витебском15 июля 1812 года, не позволяют ему нести долее ни полевой, ни гарнизонной службы (л. 5).

 

    19 октября 1834 года С. Н. Старов получил отставку “за болезнью, с мундиром и пенсионом полного оклада, определенного уставом 6-го декабря 1827 года” (в 3000 руб. в год), ассигнованного к производству Херсонской губернии в г. Дубоссарах (л. 15 об.).».

   

    «Свидетельство Липранди о том, что Старов скончался в столице, находит подтверждение в “Санкт-Петербургском некрополе”, сообщающем, что генерал умер в 1856 году и похоронен на православном Волковом кладбище. (Вишняков Н. П. Историко-статистическое описание Волковско-

Православного кладбища. СПб., 1885. С. 57; Николай Михайлович, вел. кн.

Петербургский некрополь. СПб., 1913. Т. 4. С. 157. Могила С. Н. Старова упомянута в числе “бесследно утраченных, затерянных или не найденных ныне” в недавнем исследовании Ю. М. Пирютко (Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М., 2011. С. 431).)».

 

   Исследователь представил несколько необходимых пояснений к биографии Старова.

 

    «…ранее считалось, что С. Н. Старов родился около 1780 года и, таким образом, едва ли не в отцы годился своему противнику, в действительности он был старше поэта всего на десять лет – Семен Никитич был сверстником Н. С. Алексеева, кишиневского приятеля Пушкина, с которым

поэт был на “ты”.

 

    Итак, Пушкина вызвал к барьеру тридцатитрехлетний командир 33-го Егерского полка полковник Старов – обладатель золотой шпаги с надписью “За храбрость” и знаком ордена св. Анны IV степени на ее гарде; со знаком ордена св. Анны II степени на шейной ленте; со знаком ордена св. Владимира IV степени с бантом в петлице и с двумя серебряными медалями на груди –

в память войны 1812 года и за взятие Парижа. Столь почтенного

противника Пушкин у барьера не встречал ни до, ни после этого поединка».

 

     «Формуляр свидетельствует, что С. Н. Старов был женат на дочери отставного полковника Васильева Варваре; детей не имел

(л. 13). Ф. Ф. Торнау, служивший под началом Старова, сообщает,

имея в виду события осени 1829 года: “Пока мы воевали за Дунаем, наше общество обогатилось немалым числом русских дам, приехавших к своим мужьям. Генеральша Квитницкая и ее две сестры, обе – невесты драгунских офицеров; красавица Леман, урожденная Чернова, и молодая Старова, жена моего полкового командира, в непродолжительное время составили около себя круг поклонников, умножавшийся по мере возвращения из похода мундироносных обожателей прекрасного пола”. (Торнау Ф. Ф. Воспоминания русского офицера. С. 116.) То обстоятельство, что жену своего командира Торнау именует “молодой Старовой”, наводит на мысль, что в брак с Варварой Васильевой Семен Старов вступил относительно недавно, – в дни кишиневской истории с Пушкиным он, вероятно, был еще холост».

 

Виктор Кушниренко, пушкинист Новости на Блoкнoт-Молдова
Пушкин
0
0