Кишинев был европейским лидером по числу арок
Читайте также:
- Как древнерусский город, сражавшийся против легендарных киевских князей, стал молдавским селом (03.12.2017 14:36)
- На месте еврейской синагоги в Кишиневе оказался русский театр: преодоление «рока» (25.11.2017 14:49)
- Как жена чиновника помогла Котовскому бежать из тюремного замка в Кишиневе (19.11.2017 12:03)
Если спросить сегодняшнего горожанина, какое архитектурное сооружение или памятник является главным символом молдавской столицы, то вы наверняка услышите – Триумфальная арка.
Триумфальная арка, украшающая главную площадь, ныне площадь Великого национального собрания, в этом смысле потеснила даже памятник Штефану Великому, а ведь каждый носит его с собой в виде картинки на всеми бескорыстно любимых денежных купюрах.
Триумфальная арка первоначально называлась Святые Врата, а в советское время – арка Победы. Ее автор – кишиневский архитектор Лука Карпович Заушкевич.
Не верьте мемориальным доскам!
Арка была возведена в 1840 году в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Вернее, ее торжественное официальное открытие состоялось в этом году.
Во время реставрации в 1973 году на арке установили мемориальную доску, на которой было написано, что она сооружена, почему-то, в 1846 году.
И, видимо, для того чтобы окончательно запутать кишиневцев и гостей столицы, не очень сведущих в истории родного города, уже в новейший период независимости Республики Молдова появилась еще одна доска, на которой фигурирует дата: 1836 год.
Так на какой же из мемориальных досок дата правильная? Строго говоря, ни на одной. В 1836 году арку только начали строить, а в 1840-м проходило ее официальное открытие. Также из источников точно известно, что колокол был поднят и укреплен на арке 3 августа 1839 года, и она еще при этом строилась.
История одной случайности
Как ни парадоксально, но этот колокол этот арку и породил. По замыслу архитектора Заушкевича, Святые Врата входили в единый архитектурный ансамбль, который включал здание митрополии (ныне на его месте здание правительства), Кафедральный собор и колокольню. Арка находилась на одной оси с колокольней и собором, символизировала ворота к храму. Через эти ворота впоследствии проходили все торжественные шествия из митрополии в собор.
Но таков ли был первоначальный замысел? Приоткроем завесу тайны.
Кафедральный собор строился в 1830-1836 гг. по проекту петербургского архитектора Мельникова. Строительство было уже практически завершено, когда возник вопрос об установке в соборе колоколов.
Губернатор Бессарабии граф Воронцов попросил у Николая I на эти цели 1500 пудов меди. Император распорядился предоставить собору трофейные турецкие пушки, захваченные в русско-турецкой войне и хранившиеся в Измаиле. Известный мастер колокольных дел Василий Лысенко отлил для кишиневского собора пять колоколов. Самый большой из них весил 400 пудов, а самый маленький - 25 пудов.
Когда колокола доставили в Кишинев, выяснилось, что самый большой из них слишком велик для звонницы и его никак нельзя водрузить на неё. Вот тут-то и возникла идея построить неподалеку от Собора и звонницы специальное сооружение, в которое можно было бы поместить гигантский колокол.
Материал, из которого был изготовлен колокол – медь трофейных пушек – подтолкнул архитектора Заушкевича к идее проекта, и за основу он взял Триумфальную арку императора Тита в Риме, возведенную в первом веке нашей эры.
Кишиневская арка – высотой 13 м, квадратное в плане сооружение, состоящее из двух ярусов, выполненных в стиле коринфских колонн. Верхняя часть арки, орнаментированная фризами, отделена от нижней антаблементом. В нижнем ярусе сделаны сквозные прямоугольные проемы для движения пешеходов. Повторив общие пропорции и античный стиль римской арки, кишиневское сооружением было на 7 метров ниже и имело другие функциональные особенности.
Триумфальная арка. 1889 год.
От Святых ворот к арке Победы
Поскольку Заушкевич изначально разрабатывал Арку не как отдельный объект, а в ансамбле с Собором и звонницей, он визуально наделил ее функцией входа в храм. Именно поэтому первое название арки было «Святые врата». Но сразу же арка приобрела светский характер и смысл символа победы русского оружия.
В советское время сооружение стали официально называть арка Победы, она была символом победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. На мраморных досках, вмонтированных между колоннами с внутренних сторон пилонов, были высечены Приказ Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР об освобождении Кишинёва от немецко-румынских захватчиков, имена воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в боях на территории Молдавии, имена Героев Советского Союза - уроженцев Молдавии.
«Пока часы двенадцать бьют»
Светский характер Арке придали и часы, размещенные со стороны площади и установленные на верхнем аттиковом ярусе. Первые часы на Триумфальной арке появились уже через 2 года после ее открытия, в 1842 году. Через семь лет механизм вышел из строя, его ремонтировали, и в 1881 году часы заменили на другие, изготовленные в Австрии. Новые часы прослужили дольше, но пострадали от бомбардировки в 1941 году. Тогда же в военные годы местный часовых дел мастер Богосов изготовил новые, которые успешно функционируют на арке и по сегодняшний день.
В начале 2000-х годов двое молодых авантюристов пытались снять стрелки с часов и сдать в пункт приема металлолома. Воров задержали, но ущерб уже был нанесен: любители цветного металла погнули стрелки, которые потом пришлось восстанавливать.
На «конкурсе красоты»
По рейтингу самых красивых Триумфальных арок мира, составленному журналом «Аэрофлот Premium», кишиневская арка входит в первую пятёрку сооружений подобного рода в Европе. Кишиневскую арку опередили только Триумфальные ворота Москвы, Арка Октавиана Августа итальянского Римини, Триумфальная арка на Елисейских полях Парижа и Мраморная арка Лондона.
Арка из Кишинева при этом оказалась впереди также очень известных Арки независимости в Бухаресте и Триумфальной арки Барселоны. Согласитесь, приятная компания и почетное место.
Триумфальная арка. Наше время.
Каждому августейшему гостю по арке, а то и по две
Целых 27 лет кишиневцы любовались единственной триумфальной аркой Святыми Вратами, когда вдруг в 1867 году в столице Бессарабской губернии в течение полугода появилось пять красивейших, одна лучше другой, триумфальных арок.
Причиной арочного бума стало появление в городе супруги императора Александра Второго – Марии Александровны. В 1867 г. Кишинёв дважды, по дороге на лечение в Крым и обратно, посетила императрица Мария Александровна с сыновьями Сергеем и Павлом. Визит августейшей особы вызвал ажиотаж в бессарабском обществе. Кроме многих других мероприятий на маршруте царского кортежа было решено построить триумфальные арки на средства разных городских сословий.
Первую, украшенную вензелями императрицы, за счет средств дворянства и купечества, поставили на улице Павловской (ныне Петру Рареш), рядом с каменным мостом через реку Бык. Вторую арку, в мавританском стиле, построенную на деньги еврейской общины города, также воздвигли на улице Павловской. Третья арка, за счет дворян, купечества и ремесленников, по мнению современников, самая величественная, была поставлена напротив Кафедрального собора, ниже парка. Арку еврейской общины создал архитектор Леопольд Шейденвандт, другие две – один из самых известных бессарабских зодчих, но тогда ещё молодой Александр Бернардацци.
Кишиневцам настолько полюбились новые украшения города, что к обратному проезду членов императорской семьи на этот раз уже власти построили ещё две арки. И их проектировал Александр Бернардацци.
Позже Кишинев украсила Бендерская Арка, установленная в честь победы над турками в Бендерской крепости. Сразу несколько триумфальных арок было установлено в 1912 году в честь столетнего юбилея объединения Бессарабии с Россией.
А через два года в связи с приездом в 1914 году императора Николая II на железнодорожном вокзале была установлена Арка «Триумфальные ворота».
Дворянская арка. 1867 год.
Еврейская арка. 1867 год.
Арка Благородного собрания. 1867 год.
Впереди Европы всей. И по числу, и по потерям
К началу бурных событий 1917-1918 годов Кишинев уже обладал целой коллекцией арок – их было двенадцать! Таким количеством подобных триумфальных сооружений в то время не мог похвастать ни один европейский город. В Риме их было семь, в Париже – пять, в Санкт-Петербурге – шесть.
Периоды революционного времени, присоединения Бессарабии к Румынии, затем к СССР, а между ними война, катастрофически отозвались на судьбе триумфальных арок Кишинева. Они целенаправленно сносились, уничтожались бомбами, разрушались из-за отсутствия реставрационных работ. Одни власти не устраивало то, что арки являлись олицетворением величия поверженных монархов, другие – то, что это были монархи российские.
Как бы то ни было, а результат один. В Кишиневе из двенадцати осталась только одна триумфальная арка – самая первая. Невольно задумываешься: а может, своим спасением она обязана своему первоначальному предназначению и, конечно, названию – Святые Врата.
Аркадий Манеску
Триумфальная арка, собор и звонница. Наше время.
Подписи к фото
Главное фото
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Новости на Блoкнoт-Молдова