Молдова Вторник, 10 декабря

«Коронавирусная» история 250-летней давности с явным молдавским следом

В эти дни мы наблюдаем возмущение многих жителей Кишинева закрытием кладбищ на Радоницу.

Вопли тёмных разумом и духом

Земляков можно понять – некоторые закупились целыми наборами чашек, ложек, едой всех разновидностей, чтобы раздавать на кладбище за помин души своих усопших родных. Вообще, если честно, обычай несколько странный, по крайней мере, в том его варианте, когда наши люди, особенно в сёлах, отдают «за поману» не только нулёвые табуретки и стулья, но даже столы, шкафы и прочая.

А вот за тех, кто потратился на такси, – транспорт же в эти дни не ходит, – действительно обидно. Надо было городским властям раньше решаться на закрытии кладбищ – все ведь думали, что это не произойдет. Но и здесь просматривается абсолютна недобросовестность многих наших сограждан. Им если с самого начала пандемии не запретили бы появляться в общественных местах, они с радостью бросились бы разносить коронавирус по всей молдавской ойкумене. А в больницах, даже со всеми запретительными мерами, мест для ковид-пациентов осталось, фигурально выражаясь, на полдня, о чем Минздрав уже предупредил.

Поэтому все эти вопли типа «власти не пускают нас к богу» - не более, чем недалекость и идиотизм в изначальном понимании этого слова.

Тем же, кто со мной не согласен, хочу напомнить (спасибо коллегам из "Комсомолки" за идею) историю об одном известном нашем земляке, который отдал собственную жизнь ради того, чтобы жертв эпидемии было как можно меньше.

2.jpg

Война не приходит одна

Было это в 1771 году в Москве в царствование Екатерины Второй. В первую столицу пришла чума. «Спасибо» Османской империи – наши ребята подцепили ее, воюя в русско-турецкую 1768-1774 годов.

Это была последняя крупная вспышка чумы в Европе и надо же было пострадать от нее Первопрестольной! Умирало больше тысячи человек в день. Водопровода, кстати, тогда в городе не было, зато потом, победив чуму, власти, наконец-то, озаботились этим сооружением. Ну, прямо как у нас в Молдове – пока гром не грянет, чиновник не перекрестится.

По всей Москве царила паника, возникали бунты. Многие, конечно же, обратили свой взор к высшим силам и кинулись целовать иконы по всем храмам. Ничего не напоминает? А у нас, между прочим, двадцать первый век на дворе! Но тёмных людей, как всегда, предостаточно.

Печально знаменитый Чумной бунт, проходивший в Москве в период с 15 сентября по 17 сентября 1771 года, спровоцировал запрет на массовые религиозные собрания, пока чума не отступит. Запрет наложил архиепископ московский Амвросий Зертис-Каменский. Конкретно речь шла об одной иконе, Божией матери Боголюбской у Варваских ворот Китай-города. Короб с реликвией запечатали, чтобы миряне не оставляли перед ней приношения. Так архиепископ Амвросий стремился предотвратить массовое скопление народа, способствовавшее распространению чумы. В ответ толпа разграбила Чудов и Донской монастыри и разорвала архиепископа на части, после чего стала громить богатые дома, карантины, чумные больницы. Еще одна аллюзия, на этот раз, на Штаты, которые со своим бунтом во имя памяти грабителя-наркодилера и стоянием на коленях перед маргиналами своего общества рискуют захлебнуться в эпидемии на очень долгое время.

Восстание в Москве подавили, было убито около 100 человек, 313 бунтовщиков арестовали, четырех из них казнили. Вопрос решал выдающийся государственный деятель своего времени Григорий Орлов.

Murder_of_Archbishop_Ambrosius_(Geoffroy,_1845).JPG


Кем был архиепископ Амвросий

Андрей Степанович Зертис-Каменский родился 1708 в Нежине в молдавской дворянской семье. Его отцом был Стефан Зертис (Зертыш), бывший переводчиком у гетмана Мазепы и освобождённый по взятии Батурина князем Александром Меншиковым в ноябре 1708 года.

Рано лишившись отца, Андрей Зертис-Каменский, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. В 1739 году был пострижен в монахи под именем Амвросий, был учителем в Александро-Невской духовной семинарии, в 1742 году назначен префектом этой семинарии, а в 1748 году — архимандритом Новоиерусалимского монастыря и членом Святейшего Синода.

С 1768 года Амвросий – назначен Екатериной Второй архиепископом Московским. При благоустройстве зданий Чудова монастыря Амвросий, кстати, употребил много своих личных средств. Много переводил с латыни и греческого. Важнейшим из его переводных трудов считается перевод с еврейского подлинника Псалтыри. Из его оригинальных произведений сохранилось только одно — «Служба святому митрополиту Дмитрию Ростовскому». Амвросию также приписывают во время эпидемии чумы составление «Наставления, данного священникам, каким образом около зараженных, больных и умерших поступать».

И это далеко неполный перечень заслуг архиепископа Амвросия перед культурой и обществом. И такого человека уничтожила невежественная толпа! А вы говорите «нас отлучили от бога». Скажите спасибо за такое «отлучение»!

unnamed.jpg

Автор: Николай Костыркин

При написании материала использовались данные из открытых источников

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
Чумной бунтМоскваАмвросий Зертис-Каменский
0
0