Молдова Пятница, 29 ноября

Монастырь Кэприяна – старейший центр духовной культуры Бессарабии

В живописных Кодрах, примерно в 40 км к северо-западу от Кишинева расположена одна из самых старинных обителей Молдовы – Свято-Успенский Кэприянский мужской монастырь.

monastyri_capriana_037.jpg

Первым игуменом монастыря был первый поэт Молдовы

Первое документальное упоминание о Кэприянском монастыре относится к 25 сентября 1420 года, в грамоте Александру чел Бун. Этот комплекс является самой ранней известной монастырской постройкой между Прутом и Днестром, а также первым форпостом молдавской культуры в степной Бессарабии и одним из так называемых Воеводских монастырей. И даже существует версия, что это не близость Кишинева способствовала расцвету Кэприянского монастыря, а наоборот – близость Кэприяны сделала Кишинев достойным губернского статуса.

Основателями Кэприянского монастыря числились боярин Мерка из Мерен – прадедушка Марии, жены Александру чел Бун, а ктитором (выделившим средства на строительство храма) являлся сам Александр чел Бун. Как указано в грамоте от 10 февраля 1429 года, Александру чел Бун подарил госпоже Марене «монастырь Вышнэвэц, где игуменом Киприян». Название Вышнэвэц или Ишнэвэц было по названию речки, на которой стоит монастырь.

Успенская церковь (1).jpg

В те времена монастырь был построен из дерева. В 1429 году в нем была возведена огромная по тем временам Успенская церковь – толщина ее фундамента составляла 2,6-2,85 метров. А первым настоятелем монастыря был игумен Киприян – первый молдавский поэт, обладавший прекрасным голосом и сочинявший помимо стихов еще и музыку. Его перу принадлежит самое древнее стихотворное произведение на территории Пруто-Днестровского междуречья. И, судя по всему, именно от его имени и пошло дальнейшее название обители.

Легенда связывает название монастыря с личностью Штефана чел Маре

Как и у любого старинного места, существует несколько легенд, связанных с историей возникновения названия монастыря. Вторая – более красивая, но уж очень недостоверная, поскольку Штефан чел Маре родился на девять лет позже основания монастыря. И все же…

огород.jpg

Рассказывают, что шестьсот лет назад Штефан чел Маре охотился в этих местах. Его люди загнали в западню молодую косулю, и господарь собрался ее пристрелить, но, взглянув на животное, увидел, что оно будто преклоняется. Господарь пожалел косулю и приказал воинам оставить ее в живых. И было бы это просто необычным случаем на охоте, если бы спустя несколько часов гонец не доставил бы ему сообщение о рождении дочери. Той же ночью, мол, было ему видение, что на этой поляне будет стоять величайший монастырь, название которого сложится из имени дочери Аna и воспоминаниях об удивительно покорной косуле – Capra. Вот и получилась Capriana.

вид.jpg

Временем Штефана Великого (1470 год) датируются два акта, удостоверяющие переход монастыря Вышнэвэц под управление монастыря Нямц. Во втором акте зафиксировано, что госпожа Кяжна дарит поляну Киприяна на Ботне Нямецкому монастырю. В 40-е года XVI века название Вышнэвэц было заменено на Кэприяну. Под этим названием монастырь фигурирует в славянской записи 1545 года, сделанной на Евангелии, подаренном монастырю Петром Рарешем, то же название встречается в летописи Григория Уреке о втором правлении Петра Рареша (1541-1546).

Успенская церковь неоднократно реставрировалась

В 1471 году во времена Штефана чел Маре Успенская церковь, поврежденная во время землетрясения, была отреставрирована. В 1541 молдавский государь Петру Рареш полностью перестроил ее, уменьшив толщину стен до 1,8 метра, а в 1545 году он подарил Тетраевангелие, в котором впервые называет монастырь «Киприана».

Успенская церковь2.jpg

Успенская церковь потом не раз реставрировалась, в том числе после сильных землетрясений. После реконструкции 1820 года строение утратило первоначальный вид. Архитекторы вынуждены были достроить стены, большой 8-гранный барабан с куполом и колокольню с пирамидальной вершиной. От первоначальной постройки сохранились трехконковые аспиды с декором. Неплохо сохранилась также внутренняя роспись, а иконостас был не так давно отреставрирован.

Монастырь был резиденцией митрополита Молдовы

В 1698 году Антиох Кантемир с согласия молдавских епископов Саввы, Мисаила, Лаврентия и Варлаама передал Кэприянскую обитель в ведение афонского болгарского Зографского монастыря, в связи с чем монастырь длительное время назывался Киприановским Афоно-Зографским.

Монастырь7.jpg

В 1818 году митрополит Гавриил Бэнулеску – Бодони начал масштабную реорганизацию и реконструкцию монастыря Кэприяна. В 1821 году он устроил здесь свою резиденцию, что окончательно определило роль Кэприяны как центра новой митрополии.

monastyri_capriana_036.jpg

В 1840 году была возведена зимняя Георгиевская церковь, построенная в стиле позднего барокко. Она стоит напротив домика Митрополита, по другую сторону Успенской церкви, и больше похожа на каменный вариант церкви-хаты времен турецкого ига.

Одной из святынь Кэприанского монастыря является могила Митрополита Гавриила (в миру Бэнулеску-Бодони), выдающегося представителя молдавской культуры и православия.

Успенская церковь (4).jpg

В разные годы во главе Кэприянского монастыря стояли известные личности: Александр чел Бун, Штефан чел Маре, Петру Рареш, Александру Лэпушняну и Василе Лупу. Среди них выделяется тот самый игумен Киприян, который был автором религиозных текстов и прослыл первым поэтом. Кроме того, здесь жил великий летописец Земли Молдавской Ефтимий.

monastyri_capriana_031.jpg

В Кэприянском монастыре хранилась и самая большая монастырская библиотека в Молдове с ценными дарами господарей, основателем которой был его первый настоятель игумен Киприан. В числе ее раритетов то самое редкое славянское Евангелие, пожертвованное монастырю в Петру Рарешем в 1545 году, дарственная (хрисов) 1698 года о преклонении Кэприянского монастыря монастырю Зограф, защитная грамота графа Румянцева 1778 года о привилегии монастырю Кэприян и множество религиозных книг.

Кроме трех церквей на территории монастыря можно увидеть множество других построек

В конце XIX века, в течение более двадцати лет, обителью управлял афонский постриженик, болгарин игумен Феофилакт. Его хозяйственная деятельность привела обитель к расцвету: на монастырских землях располагались 16 селений и 2 слободки, численность братии составляла около 70 человек, к монастырю был приписан Кондрицкий скит, где игуменом Феофилактом в 1895 году была построена новая каменная церковь. Часть дохода обитель отправляла в Зографский монастырь на Афон.

Никольский собор (2).jpg

В 1903 году был построен и освящен Николаевский собор, который является чуть ли не крупнейшим в Молдове. Одна из самых внушительных монастырских построек является дореволюционной постройки дом настоятеля с часами и колоннами.

дом настоятеля.jpg

В наши дни это здание выглядит практически так же, как на старых снимках.

monastyri_capriana_030.jpg

Жилые и подсобные корпуса монахов, хоть и выглядят как явные новоделы, но судя по старым фотографиям, все они XIX века и стояли еще до постройки Никольского собора. Вместе с Георгиевской церковью они делят нижнюю террасу монастыря как бы на три дворика.

Нижний двор монастыря (4).jpg

Свято-Успенский Кэприянский мужской монастырь в наши дни

В 1947 году Кэприянский монастырь закрыли, а монахов трудоустроили в местный колхоз. Затем монастырь был превращен в санаторий для детей, больных туберкулезом. Официально монастырь был закрыт в 1962 году, но, к счастью, церкви Кэприянского монастыря представляли историческую и архитектурную ценность, и в обители открыли музей. И хотя на весь музейный комплекс Кэприяновского монастыря денег не хватало, но за состоянием храма св. Николая все же следили, благодаря чему сохранились фрески, которыми расписаны его стены и купол, а так же резной иконостас впечатляющих размеров.

monastyri_capriana_044.jpg

Благодаря историко-культурному значению Кэприянский монастырь первым вернули православной церкви в 1989 году, еще при советской власти. Тогда же началось возрождение мужского Свято-успенского монастыря в селе Кэприяна.

monastyri_capriana_045.jpg

В начале 2000-х годов государство выделило значительные суммы на восстановление обители. Реконструкция, проведенная в 2003-2008 годах, позволила восстановить исторический вид Кэприянского монастыря и благоустроить окружающую территорию.

кэприяны1.jpg

В частности, были проведены работы по восстановлению Успенской церкви, резиденции митрополита, кельям и хозяйственным постройками придали «настоящий средневековый» вид. Дорожки были выложены ломанным бутовым камнем, как во времена Бэнулеску-Бодони.

Георгиевская церковь.jpg

Изображение Кэприянского монастыря мы каждый день можем наблюдать на купюре достоинством один лей.

купюра.jpg

Сегодня в монастырском комплексе располагаются три церкви: Святого Николая, Святого Георгия и Успения Богоматери. Также там находится несколько вспомогательных строений: артезианские колодцы и павильоны, исполненные в национальном стиле. Община монастыря, на сегодняшний день насчитывает 20 игуменов, послушников, монахов, иеродиаконов, иеромонахов. Службы здесь читаются поочередно на трех языках – молдавском, греческом и церковно-славянском. Благодаря громкоговорителям их можно слышать на другом конце села.

Зимняя церковь.jpg

Чуть поодаль от монастыря находится смотровая площадка, открывающая панорамный вид на комплекс. Она оборудована удобной стоянкой и полна небольших тентов местных жителей, продающих свежие сезонные фрукты.

дорога на кэприяны.jpg

Рядом с монастырем находится легендарный дуб Штефана чел Маре, под которым, согласно преданиям, господарь не раз отдыхал после свершенных военных побед. Этот дуб стоит на полуострове, образованном петлей Когыльника, и считается древнейшим деревом Юго-Восточной Европы. К сожалению, годы взяли свое, великий дуб высох.

дуб Штефана.jpg

В километре от монастыря находится родник Авраама с чистейшей водой. Так по преданию звали монаха кэприянского монастыря, много веков назад освятившего родник. Рассказывают, что осветив родник, Авраам закопал в его русле серебряный крест, «дабы вода родника всегда была с чистым серебряным вкусом». Средневековый монах, хоть удалился от мира, но людскую вороватую натуру знал очень хорошо, потому и закопал крест со знанием дела – сколько крест ни искали, да так и не нашли.

родник авраама.jpg

Сам же Кэприянский монастырь считается одним из главнейших в Молдове, и исторически входит в регион, называемый в XIX веке «Бессарабской Фиваидой», куда входили четыре монастыря молдавских Кодр – Варзарештский, Гыржавский, Рыбовецкий и — Кэприянский.

25 сентября 2020 года Кэприянскому монастырю исполнится 600 лет. 

Подготовила Галина Малышева


Новости на Блoкнoт-Молдова
монастырькультурапамятник
0
0