Молдова Среда, 24 апреля
Общество, 29.12.2022 12:35

На дворе XXI век, а Молдова вернулась к кизяку. Итоги 2022 года в сфере ЖКХ

Издание «Блокнот Молдова» продолжает серию обзоров, посвященных уходящему 2022 году.

В этот раз в сфере нашего внимания сектор ЖКХ, затрагивающий множество различных аспектов жизни людей, таких как комфорт, удобство и безопасность нашего жилья, тарифы, экологию и окружающую среду, обеспеченность общественным транспортом, освещение улиц, состояние дворов и скверов и проч.

Какие-то вопросы постепенно решаются, какие-то будут решены уже в ближайшее время, а на решение некоторых не хватает ни сил, ни средств. Попробуем вспомнить, чем помимо политики жили граждане Молдовы в уходящем году.

Этот год начался с роста тарифов и им же завершается

И если в начале года большей части населения республики все же удавалось сводить концы с концами, то к концу 2022 года только пять тысяч семей в Молдове в состоянии сами оплатить коммунальные услуги, не рассчитывая на помощь государства. 

- Мы считаем, что те немногие семьи с очень высокими доходами имеют финансовые возможности для полной оплаты счетов. Количество тех, кто не получит компенсацию, составит около 5000 семей. Речь идет о тех, кто владеет более чем 4-мя жилыми домами или в совокупности владеет недвижимостью на сумму более 4 млн леев. Если у кого-то есть земля, гараж и 3 квартиры, а в совокупности их стоимость превышает 4 миллиона леев, то такая семья попадет в категорию неуязвимых. Это означает, что компенсациями воспользуется абсолютное большинство граждан, но тарифы будут разными, - сообщил председатель парламентской Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье Дан Перчун.
жкх.jpg

Люди шокированы и крайне возмущены счетами на электроэнергию, пришедшими в декабре. В платежках астрономические суммы, которые они не в состоянии потянуть. Однако и эти тарифы планируется пересмотреть в сторону повышения, что в купе со стоимостью газа просто добьет пенсионеров и уничтожит еще оставшийся в стране бизнес.

Работники водоканала борются с нарушениями и выживают, как могут

Только за одну неделю сотрудники Apa-Canal обнаружили 20 незаконных подключений. Предприятие проводит ежедневные внезапные проверки в различных секторах муниципия Кишинев с целью выявления нарушений в учете водопроводно-канализационного хозяйства, несанкционированных подключений, мошеннического потребления и т.д. И постоянно выявляет нарушения, составляет протоколы, выписывает штрафы, отключает от сетей водоснабжения и канализации.

К примеру, в результате проверки около 3000 квартир в столице в 150 квартирах выявлено мошенничество со счетчиками горячей воды. Поводом для контроля стало значительное превышение допустимого предела разницы между объемом горячей воды, учтенным общедомовым счетчиком, и суммой объемов, учтенных индивидуальными счетчиками в квартирах. Незадекларированные объемы потребленной воды были оценены на сумму около 1,5 млн леев, и это, напомним, только за неделю.
жкх1.jpg
 
Следует отметить, что в течение нескольких лет тариф на воду в столице составляет 10,69 леев за куб., что и близко не покрывает расходы, которые несет поставщик. За текущий год тариф на электроэнергию в Молдове поднимался уже несколько раз, что в свою очередь отразилось на стоимости услуг водопровода и канализации. Однако попытка Муниципального совета поднять тариф на воду до 22,94 леев за кубометр воды для бытовых потребителей и до 26,58 леев за кубометр для небытовых потребителей натолкнулась на яростное сопротивление фракции PAS и аффилированного власти Агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ). Новые тарифы на воду должны были вступить в силу после публикации решения в местной прессе. В НАРЭ назвали инициативу незаконной – там считают, что оснований для повышения тарифов нет.

В то же время НАРЭ утвердило новые тарифы на услуги водоснабжения и канализации в Сороках (25 леев за куб) и Бричанах (45,1 леев за куб). Соответственно выросли тарифы в Глодянах – там стоимость воды для бытовых потребителей поднялась до 27,68 леев за 1 кубометр воды (было 16,09 лея), а на канализацию – до 27,74 леев (было 13,83 лея) за 1 куб. м. Не миновала сия участь и другие населенные пункты страны, и только Кишинев поставлен в условия, когда разрыв в тарифах за газ и электроэнергию ведет к накоплению задолженности, из-за чего город в любой момент может остаться без воды.
 
Вообще вызывает удивление, с каким упорством власти PAS пытаются задавить любые возможности для развития городской инфраструктуры и радуются бедам, обрушивающимся на столицу Молдовы. То вдруг закроют финансирование работ на очистных сооружениях, то заблокируют тендер на покупку автобусов для города, то пиарятся на обрушении столбов освещения на виадуке. И даже когда столица боролась с последствиями стихии, некоторые представители PAS не смогли скрыть своей радости по поводу бед, обрушившихся на Кишинев – Алайба соревновался со Спыну в остроумии, да и правительство не спешило вмешиваться в ситуацию.
жкх2.jpg

Много лет в Кишиневе практически ничего не делалось для улучшения жизни граждан, и сейчас, когда наконец-то преображаются улицы столицы, приводятся в порядок дворы и скверы, ремонтируются дороги и уличное освещения, некоторые деятели выискивают исключительно недостатки и не замечают ничего хорошего. Но, несмотря на все трудности, Кишинев преображается, и это радует. Однако такое преображение происходит далеко не по всей Молдове.

В XXI веке Молдова остается страной клозетов и кизяка

До сих пор только 60% домохозяйств Молдовы имеют канализацию или водопровод. Такие данные в начале года представило Национальное бюро статистики. На 1 января нынешнего года в республике зарегистрировано более 1 319,4 тыс. квартир и индивидуальных домов. Из них только 62% имеют водопровод, 60,8% – канализацию и 44,4% – центральное отопление.
жкх3.jpg
 
Не лучше ситуация и с общественными зданиями и сооружениями. В XXI веке молдавских школах деревянные туалеты как в Средневековье, зато зарплаты судей догоняют европейские… Тысячи молдавских школьников вынуждены «справлять нужду» в антисанитарных условиях в холодных и вонючих туалетах без воды на территории учебных заведений. Журналисты проехались по молдавским селам и обнаружили «множество примеров» отсутствия в школах элементарных удобств, но вкладывать средства в их строительство никто не собирается. Министр образования. Анатолий Топалэ высказался категорично, заявив, что через три года таких туалетов в школах Республики Молдова больше не будет. Однако он не пояснил, каким образом будет решаться этот вопрос, может школы без туалетов просто закроют?

Согласно данным статистики, в Молдове в настоящее время насчитывается около 1200 гимназий и лицеев. Около 200 из них до сих пор не оборудованы внутренними туалетами – санитарные блоки у них имеются только во дворах. И за более десяти лет нахождения у власти «евроинтеграторов» ситуация ничуть не изменилась. Второй год у власти PAS, но почему то все остается по-прежнему – на оборонку и зарплаты судей и министров деньги есть, на школы, учителей и пенсионеров – нет.
жкх4.jpg

Зато в числе ноу-хау PASовцев имеются предложения отапливать дома кизяком и выращивать иву на дрова – такие вот «хорошие времена». 

Выросла цена за проезд в общественном транспорте

С 1 июля проезд на общественном транспорте в муниципии Кишинев стоит 6 леев. Этот тариф един для Кишинева и пригородов и действует как на поездки в автобусах и маршрутках, так и на поездки в троллейбусах. Такое решение было принято в результате одобрения Кишиневским муниципальным советом новой методики расчета стоимости проезда в общественном транспорте Кишинева. Некоторые категорий граждан смогут ездить бесплатно – речь идет о 200 000 пенсионеров, 40 000 детей и учащихся до 5-го класса.

С купленным абонементом можно будет ездить из пригорода в Кишинев и обратно, независимо от того, пересаживается ли человек на троллейбус или на автобус. Напомним, что с 2009 года стоимость проезда на общественном транспорте в столице не менялась – 2 лея стоила поездка на троллейбусе, 3 лея – на автобусе и маршрутке.
жкх5.jpg

В Бельцах также выросли тарифы на общественный транспорт. С 1 января 2023 года тариф на проезд в троллейбусе вырастет с 3 до 5 леев. При этом для учеников начальной школы проезд в троллейбусе станет бесплатным. Те, кто часто пользуется общественным транспортом, могут купить абонементы. Так, проездной на месяц для взрослых будет стоить 300 леев, для школьников, начиная с 5 класса – 100 леев, а для студентов – 150 леев. Проезд в автобусах и маршрутках подорожал еще в марте: поездка по городу стоит 5 леев, чтобы добраться в села Садовое и Елизаветовка нужно заплатить 6 леев.

Еще в этом году подорожал проезд в междугороднем транспорте. Так, для районных поездок применяемый предельный тариф составит 0,96 лея/км (II категория комфорта) и 1,07 лея/км (I категория комфорта). Что касается проезда между районами, то стоимость проезда составит: 0,86 лея/км (II категория комфорта) и 0,97 лея/км (I категория комфорта). Следует отметить, что тарифы устанавливаются еженедельно на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям от марта 2022 года.
 
Конечно, поводов для недовольства всегда достаточно, но в тоже время нельзя не заметить, насколько изменился Кишинев – стал более чистым, комфортным и привлекательным. Отремонтированные улицы, ухоженные дворы, красивые скверы, отсутствие загораживающей видимость рекламы – все это пошло на пользу столице. И хотя еще осталось множество неохваченных вниманием муниципальных служб объектов, дворов и улиц, начало положено, все постепенно изменяется, даже многострадальные подземные переходы, до которых предыдущим городским властям не было дела.
жкх6.jpg

А еще на всех жилых зданиях в городе появились таблички с указанием адреса. Вроде мелочь, но так удобно – теперь в Кишиневе не потеряешься. Для нанесения адресов используется светооражающая краска. Надписи высотой около 25 сантиметров хорошо видны, как что ориентироваться в городе стало гораздо проще.

- Целью данного проекта является обеспечение быстрого доступа для экстренных служб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Также это сделано для облегчения ориентации граждан, – говорится в сообщении на сайте Главного управления ЖКХ.
жкх7.jpg

Общая стоимость проекта – 634 111 леев, деньги на него выделяются из муниципального бюджета.
 
Вот так выглядит забота о людях, и очень хочется, чтобы такая забота со стороны коммунальных служб ощущалась во всем.

Подготовила Галина Малышева

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости, юмор и сатира в одном месте.





 
Новости на Блoкнoт-Молдова
ЖКХкоммуналкатарифытранспорт
1
0