О чём молчат учебники? Слово о молдавском Холокосте
Читайте также:
- Экс-президенту Молдовы Петру Лучинскому исполняется 79 лет (27.01.2019 11:55)
- «Сняла порчу за два миллиона»: молдаванку со сверхспособностями задержали в Магнитогорске (26.01.2019 18:43)
- Удивительные места Молдовы: барский приусадебный парк в селе Темелеуць (27.01.2019 15:15)
Почему в соседней стране не любят вспоминать прошлое?
27-го января весь мир отмечает память жертв Холокоста. В Молдове, как и в других странах бывшего СССР, этот скорбный день не имеет того подчёркнуто трагического значения, как в странах Европы – по той причине, что Вторая мировая война собрала в наших краях слишком много жертв не только еврейской национальности, ведь не секрет, что именно СССР принял на себя основное бремя фашистской агрессии.
А раз так, то как-то выделять именно жертв еврейской национальности как-то не принято. Но эта тема стоит того, чтобы её осветить поподробнее, особенно в свете непрекращающихся попыток некоторых сил переписать ход и итоги второй мировой.
Холокост – это часть истории Республики Молдова, и переписать её никому не в силах, потому что речь идёт не о десятках и даже не сотнях жертв, а о сотнях тысяч. Ужасы Холокоста наши земли познали во второй половине 1941-го года, когда сюда в сопровождении немцев вернулись румынские карательные войска.
Однако уничтожать евреев румыны начали намного раньше – ещё летом 1940-го года произошёл Дорохойский погром в северной Буковине, откуда румын, как и из Бессарабии, вежливо, но очень настойчиво накануне «попросили вон». Разумеется, уходили они не в лучшем расположении духа. На пути уходящих из Северной Буковины войск оказался город Дорохой, треть населения которого (около 8 тысяч человек) составляли евреи.
В то же время румын теснили советские войска, спешившие занять покидаемые теми города. Неизбежно возникали конфликты – в одном из них рядом с городом Герца были убиты румынский офицер и солдат румынской армии, но еврейского происхождения, пытавшийся закрыть своим телом командира. Похороны, состоявшиеся 1-го июля 1940-го года, прошли в атмосфере повышенного напряжения, а сразу же после них румыны организовали провокацию, обвинив евреев в атаке на их же солдат.
Под этим предлогом румынские военные начали заходить в синагоги, вытаскивать оттуда людей и расстреливать их без суда и следствия. Вскоре беспорядки перекинулись и на соседние сёла, и ещё неизвестно, сколько людей погибли бы, если бы не внезапно начавшийся проливной дождь, на время умеривший пыл румынских преступников. Всего в тот день, по официальным данным, погибли 53 еврея, по неофициальным – около 200.
Что касается Холокоста непосредственно на территории нынешней РМ, то он начался 26-го июля 1941-го года, когда в стране начали появляться гетто (в Кишинёве таковой действовал в районе Вестерниченского вокзала), а особый размах приобрели осенью того же года, когда в Молдавии и Одессской области начали активно действовать партизаны.
19 августа 1941-го года была образована «Транснистрия», и печально известный румынский диктатор Ион Антонеску приказал выселять всех евреев с правого берега Днестра в «Транснистрию», которая включала в себя также территории Одесской и Винницкой области. Выселяли евреев в два этапа, причём второй проходил уже в начале зимы и характеризовался страшными лишениями и страданиями – десятки тысяч людей сгоняли, как скот, заставляя проходить пешком по несколько сотен километров до новых гетто в «Транснистрии».
Мало кому удавалось пройти эту дорогу живым, а с умершими не церемонились – их хоронили в больших, заранее вырытых ямах по краям дорог. В итоге из Бессарабии и Буковины таким путём были изгнаны более 200 тысяч человек. Но тем, кто всё же прошёл путь и остался живым, было рано радоваться – в лагерях их ждали ужасные условия. Про то, что бараки не отапливались, наверное, даже говорить не стоит, с питанием дела обстояли ничуть не лучше.
Под конец года начались казни, причём самым жестоким способом – так, 21-го декабря 1941-го года в селе Богдановка более пяти тысяч евреев были сожжены заживо. Относительно гуманным способом умерщвления в данной ситуации оставался расстрел – его практиковали ежедневно вплоть до 9-го января 1942-го года, людей сгоняли к Южному Бугу и там убивали десятками, сотнями… Всего лишь за пару недель тут были убиты более сорока тысяч человек.
Чуть позже начались аналогичные события и в других лагерях, в частности, в Доманевке, где к концу марта были уничтожены все заключённые. В общей же сложности за три года румынской оккупации в концлагерях Транснистрии были уничтожены более 350 тысяч человек – преимущественно евреев, но вместе с ними также и цыган, которых фашисты также не жаловали. К сожалению, тему Холокоста в соседней Румынии вспоминать не любят – нередко взывая к РФ с требованием «признать исторические ошибки», в Бухаресте свои грехи, тем менее, признавать примера ради совсем не спешат.
Между тем даже в европейских странах на сей счёт сомнений нет – там любят играться с цифрами жертв репрессий в СССР, ставить под сомнение некоторые факты, касающиеся хода итогов второй мировой войны, но по поводу участия Румынии в Холокосте никто никаких сомнений не испытывает. Об этом пишет, в частности, авторитетный на Западе немецкий журнал Der Spiegel, так что как бы ни пытались в Бухаресте представить Холокост «провокацией» или прочими подобными эфемерными определениями, факт Холокоста остаётся бесспорным, причём в данном случае совпадают и европейские оценки количества жертв (380 тысяч), и советские (около 350 тысяч).
Что до властей Республики Молдова, то им, к сожалению, чаще всего не до жертв Холокоста, и никакой деятельности в этом направлении нет, не проводятся поиски мест захоронений, не устанавливаются памятники, а в школьных учебниках, создаваемых с 90-х годов по румынским лекалам, эту тему старательно обходят.
Памятники появляются лишь благодаря частным усилиям, однако даже те немногие, что есть, нередко подвергаются атакам вандалов. Правда, на днях в молдавском сегменте появился сайт, посвящённый жертвам Холокоста, но это, опять-таки, исключительно частная инициатива.