Молдова Пятница, 19 апреля
ЗДОРОВЬЕ, 23.01.2020 13:30

Один в поле воин? В Молдове талантливый врач не может полноценно помогать людям из-за того, что чиновникам наплевать

Государство не хочет давать деньги на внедрение уникальной отечественной медицинской разработки.

Николай Шавга – доктор наук, доцент кафедры детской хирургии Молдавского медуниверситета, врач высшей квалификационной категории по специальности «ортопед-травматолог». За свою работу он удостоен почетного звания Заслуженный деятель Республики Молдова, неоднократно был награжден дипломами и золотыми медалями международной выставки Info Invent за внедрение инновационных технологий хирургического лечения позвоночника. В 2011 году был удостоен титула «Лучший изобретатель года» по версии AGIPI и Агентства по инновациям и трансферу технологий Академии Наук РМ.

Аппарат для коррекции сколиоза у детей, разработанный Николаем Шавга, был назван "Топ Инновацией года" и удостоен семи медалей и специального кубка на международных салонах и выставках, в том числе золотой медали на выставке в Женеве. Швейцарские коллеги по достоинству оценили уникальную «растущую» конструкцию для хирургического лечения деформаций позвоночника, позволяющую снизить количество проводимых операций с 3 до 1, тем самым снижая травматичность и риск для жизни и здоровья пациента. «Хирургия будущего в Молдове – уже сегодня», - писали о его изобретениях пять лет тому назад.

Выдающийся врач много лет он борется не только за жизнь и здоровье пациентов, но и с бюрократией. Проработав много лет в Центре здоровья матери и ребенка, Шавга взял годовой отпуск за свой счет.

- У меня просто нет возможности проводить операции и помогать людям, и дело не в деньгах, не в низкой заработной плате, а в отсутствии элементарных условий для работы. У нас отделение ортопедии и травматологии, которое хотя и является головным в Республиканской детской клинической больнице, но по своей технической оснащенности не соответствует даже уровню муниципальной или районной поликлиники. Мы делаем операции долотами и молотками, привезенными еще в 70-е годы прошлого века. Нет даже интероперационного рентген аппарата. Как можно делать в таких условиях какие-то ортопедические операции? Какие-то новые методы и технологии всячески блокируются. У нас очень много пациентов с тяжелыми деформациями, такими как сколиоз, кифоз, деформации грудной клетки, которые требуют дорогостоящих имплантов и проведения срочных операций. Они не могут ждать, так как от этого напрямую зависят длительность и качество их жизни, - отметил Николай Шавга, слова которого цитируют соцсети.

По его словам, сотни пациентов нуждаются в срочном лечении, и каждый год их ряды пополняются.

– Было несколько случаев, когда пациентам с травмами позвоночника не могли оказать своевременную помощь. Эти дети с большим опозданием переводились во взрослые больницы, было потеряно время, от которого напрямую зависел результат операции. То есть взрослые больницы могут оказывать помощь, а детские – нет! Мог бы быть хотя бы один центр на всю республику, но достойно оснащенный: должны быть необходимый инструментарий, технологии. Речь даже не идет о дорогостоящем навигационном оборудовании, хотя и оно необходимо! Наши операционные не соответствуют элементарным нормам, чтобы можно было оперировать. Этим и были вызваны мои разногласия с руководством больницы и Минздрава, - рассказал врач.

Десять лет назад он производил фиксаторы для научно-практических целей на экспериментальном производстве, поэтому Центр детской хирургии имени Натальи Георгиу мог проводить до 20 операций по устранению сколиоза позвоночника в год. Потом число операций сократилось до пяти, а потом и вовсе сошло на нет, а импортные фиксаторы стоят в разы дороже, и у большинства населения просто нет средств на их приобретение.

- Но если раньше пациентам удавалось покупать импланты у зарубежных компаний за свои деньги, то сейчас им и это запретили. Создана абсурдная ситуация при которой пациент не может спасти себя или своего ребенка даже за собственные деньги. Никаких письменных указаний на этот счет нет, только негласная директива. И в результате операцию можно проводить только в частной клинике, а это стоит очень дорого. Имплант стоит от 3 до 5 тыс. евро, и столько же – пребывание в частной клинике. Очень малое количество людей могут позволить себе такие траты, не говоря уже об оплате лечения заграницей, - констатирует Шавга.

Он неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой о помощи. В конце концов при поддержке депутата ПСРМ Владимира Односталко, принявшем активное участие в решении данной проблемы, удалось добиться выделения средств из бюджета для оплаты операций для 25 пациентов со сколиозом, и для 25 - с деформациями грудной клетки. Эти средства должны были быть переведены страховой компанией. Но администрация больницы и пальцем не шевельнула, чтобы подать на государственный тендер, за участие в котором учреждение не только не платит, но еще и деньги получает для лечения пациентов.

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.

Новости на Блoкнoт-Молдова

Медицина Молдовы

операцииврачНиколай Шавга
0
0