Памятник попечителю молдавских болгар и гагаузов, другу Пушкина генералу Инзову открыт в Тараклии
Читайте также:
- Проект памятника Пушкину и Липранди в Вулканештах забраковали (26.10.2021 16:33)
- Виртуальные экскурсии по пушкинским местам Молдовы - Инзова гора и "замок" Донича (28.02.2021 09:50)
- Церковь, в которой часто бывали Пушкин и Инзов, все еще существует и работает (21.07.2019 19:30)
В Тараклии открыт памятник Ивану Никитовичу Инзову.
Инзов - русский генерал от инфантерии, участник польской и итальянской военных кампаний, ветеран Отечественной войны 1812 года и заграничного похода Русской армии, наместник Бессарабии с 1820 года, попечитель болгар и гагаузов.
- В качестве военного и гражданского администратора, генерал Инзов внёс существенный вклад в развитие южных земель Российской империи. Монумент был открыт с воинскими почестями, - написал в соцсетях председатель Национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович.
Генерал Иван Никитич Инзов сыграл заметную роль в жизни населении юга Бессарабии. В своем сборнике статей «Путь к себе. Аспекты истории, культуры, демографии, этнографии, этногенеза гагаузов» Ольга Радова-Каранастас, в частности пишет об этнической идентификации задунайских переселенцев и определении территории расселения гагаузов южной Бессарабии – Буджаке в конце XVIII – начале XIX века, пишет для портала Gagauznews журналист Ната Чеботарь.
По ее словам, среди массы полезнейшей и уникальной информации в упомянутом сборнике можно найти и касающуюся генерала Инзова.
Бывший командир 18 пехотной дивизии генерал-лейтенант Иван Инзов 7 марта 1818 года был назначен главным попечителем задунайских переселенцев, а также председателем Комитета колонистов южного края России. Собрав все необходимые сведения о переселенцах, Инзов составил доклад, который в марте 1819 года был представлен Александру I. В докладе были изложены предложения по устройству задунайских переселенцев, а также был приложен проект Указа. 29 декабря 1819 года был издан императорский Указ, согласно которому болгары и гагаузы получили права и привилегии, подобные всем иностранцам, поселившимся в Бессарабии.
Переселенцы, прибывшие в Буджак до 1806 года, при переходе на отводившиеся им казенные земли освобождались от платежа податей и повинностей сроком на три года. Поселившиеся во время войны 1806-1812 гг. и после нее, получали также льготы, но уже сроком на семь лет. При переходе на казенные земли, за жителями сохранялось право продажи своей собственности или переноса ее на новое место жительства. Каждой семье отводили до 60 десяти казенной земли не в собственность, а с правом передачи потомкам. За пользование землей каждая семья должна была ежегодно уплачивать в казну около 15 руб. 60 копеек серебром за десятину, а за земли, взятые сверх надела – около 3 копеек серебром ежегодно.
После принятия Указа 1819 года было осуществлено административное деление «болгарских колоний» и созданы четыре округа – Прутский, Кагульский, Измаильский и Буджакский. В эти округа стали стекаться переселенцы – гагаузы и болгары со всей Бессарабии, а также стали возвращаться те, которые по вышеизложенным причинам покинули свои родные места и уехали за границу.
Центром всех гагаузских колоний был Комрат, а болгарских колоний — Болград. По Указу 1819 года жителям предоставлялось право колонию Табак переименовать на Болград, который стал бы центром всех задунайских переселенцев. Однако основная масса жителей оставила село Табак и переселилась южнее, на левый берег озера Ялпуг, где в 1820 году был обоснован город Болград, который стал центром «болгарских колоний».
После заключения Парижского мирного договора, когда в 1857 году южная часть Бессарабии отошла к Молдавскому княжеству, находившемуся тогда по османским гнетом. Комрат стал центром «болгарских колоний» в той части Бессарабии, которая оставалась в составе России.
Болгары и гагаузы получили свою административную автономию. Инзов добился того, чтобы «болгарские колонисты» получили землю, и Александр I выделил для болгарских переселенцев 454000 десятин земли. Полученные гагаузами, а также болгарами льготы, позволили им достигнуть значительных успехов в развитии земледелия, виноградарства и садоводства. Были созданы благоприятные условия для развития экономики, что в свою очередь повлияло на культуру и образование. Более быстрыми темпами стало развиваться сельское хозяйство, увеличивалась численность населения.
Села, где проживали гагаузы, в основном были крупными, с прямыми и широкими улицами. Городов среди «болгарских колоний, тогда не было. Крупные села несли многие хозяйственные культурно-просветительные функции городов. В них были сосредоточены просветительные учреждения, центры местной промышленности.
Интереснейшие данные из жизни «русского бая Инзова» приводят Владимир Тарнакин и Татьяна Соловьева в своем сборнике историко-краеведческих исследований «Бессарабские истории». Инзов вошел в историю русской литературы как ангел-хранитель поэта Александра Пушкина во время его трехлетней ссылки в Бессарабию. Андрей Фадеев, его помощник, в своих воспоминаниях писал: «Внимание Инзова было поглощено устройством Болграда и заботами об умножении переселения в Бессарабию болгар. На прочие дела и колонии он не обращал внимания». За свои хлопоты по управлению 83-мя болгарскими колониями и двумя городами глава Попечительского комитета об иностранных поселенцах юга России заслужил безграничное уважение и поклонение приезжих.
Сдав дела по управлению Бессарабии своему преемнику графу Михаилу Семеновичу Воронцову, Иван Никитич не покинул свой пост попечителя колонистов. В 1833 году он из Кишинева переехал в Одессу. Перед кончиной, Николая Никитича Инзова разбил паралич, старик не вставал с постели, лишился речи. Несмотря на беспомощное состояние, пост попечителя за Инзовым сохраняли до его кончины в 1845 году. Болгарские колонисты обратились к царю с просьбой перезахоронить своего «крестного отца», как они называли Ивана Никитича, в Болграде. Для этого на народные деньги, которые собирали по всем колониям, в городе построили церковь имени святого Митрофана. В феврале 1846 года болгарские колонисты вырыли останки Ивана Никитича и на руках понесли гроб из Одессы в Болград.
Несли в стужу 230 километров, перекладывали ношу на катафалк, только останавливаясь на привал. При погребении Ивана Никитича один из бессарабских поселенцев сказал: «Нет на земле такого болгарина, который бы сделал столько добра своим соплеменника, сколько сделал для нас русский бай Иван Инзов. Пока мы живы, будем помнить его благодеяние…». Действительно, в Болгарии именем Ивана Инзова названо село Генерал Инзов, есть одноименное село и в Запорожской области, а в Приазовье – село Инзовка.
После распада СССР усыпальница Ивана Никитича пришла в плачевное состояние. Благодаря обращению академика Дмитрия Лихачева в Одесское областное общество охраны памятников и старины последний приют генерала отремонтировали.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.