Молдова Понедельник, 06 мая
Политика, 03.09.2021 13:08

Почему Приднестровье ушло от Кишинева - Владимир Букарский рассказал о том, что все замалчивают

Независимость Приднестровья от Кишинева – следствие поганого воинствующего унионизма.

Об этом заявил политолог-международник, исполнительный директор молдавского филиала Изборского клуба Владимир Букарский.

- Я неоднократно говорил и писал, что не праздную ни 27 августа (День независимости Молдовы), ни 2 сентября (День Республики в Приднестровье). Мой праздник — 28 июня, день освобождения Бессарабии от румынского ига и воссоединения с Советским Союзом. Но сегодня, в день 30-летия создания Приднестровской Молдавской АССР, я хочу поблагодарить Приднестровье именно как молдавский государственник и сторонник реинтеграции евразийского пространства. Всё очень просто: без Приднестровья давно не было бы никакой Республики Молдова. Я не буду анализировать весь 30-летний период существования Приднестровья и взаимоотношений между Кишинёвом и Тирасполем. Я хочу показать, почему именно тогда, 2 сентября 1990 года, жители Приднестровья решили отделиться от Кишинёва и его властей. Приведу небольшую статью, опубликованную в газете «Трудовой Тирасполь» 17 октября 1990 года:

В феврале 1989 г. разрушено 53 памятника на еврейском кладбище – ВИНОВНЫХ НЕТ.

6 сентября 1989 г. житель Кишинева Войчук заявил в Ленинский РОВД, что был избит на ул. Искры за незнание молдавского языка – ВИНОВНЫХ НЕТ.

12 марта 1989 г. – нападение на здание ЦК КПМ – ВИНОВНЫХ НЕТ.

9 июля 1989 г. во время санкционированного митинга Интердвижения «Единство» избит гражданин Стереков, порваны флаги СССР и МССР – ВИНОВНЫХ НЕТ.

29 сентября 1989 г. гражданин Пирожков заявил в Ленинский РОВД об избиении за незнание молдавского языка – ВИНОВНЫТ НЕТ.

6 октября 1989 г. с кинотеатра «Москова» сорваны флаги СССР и МССР – ВИНОВНЫХ НЕТ.

17 октября 1989 г. осквернен памятник А.С. Пушкину – ВИНОВНЫХ НЕТ.

22 октября 1989 г. участниками несанкционированного шествия избит сотрудник АТЕМ Капнин, отобрана аппаратура на сумму более 2000 рублей – ВИНОВНЫХ НЕТ.

24 октября 1989 г. граждане Мельник и Репин обратились с заявлением в Ленинский РОВД, что были избиты на ул. Ушинского группой молодежи за то, что разговаривали на русском языке – ВИНОВНЫХ НЕТ.

27 октября 1989 г. на углу улиц Садовой и Котовского за принадлежность к русской нации избиты несовершеннолетний Столяров и гражданин Шмокин – ВИНОВНЫХ НЕТ.

7 ноября 1989 г. – бесчинства на праздничной демонстрации – ВИНОВНЫХ НЕТ.

7 ноября 1989 г. – жительница г. Бельцы Реваковская прибыла в Кишинев встретить сына из армии. На привокзальной площади (ж.д.) к ней подошли трое молодых людей, обратились по-молдавски. Ответила: «Не понимаю». В ответ услышала: «Сейчас научим», после чего ей был нанесен удар в лицо – перелом челюсти – ВИНОВНЫХ НЕТ.

10 ноября 1989 г. – нападение на МВД СССР. Телесные повреждения были нанесены около 200 сотрудникам милиции и военнослужащим внутренних войск – ВИНОВНЫХ НЕТ.

8 января 1990 г. участники несанкционированного шествия разбили стекло троллейбуса, причинены телесные повреждения гражданину Ильевичу – ВИНОВНЫХ НЕТ.

21 января 1990 г. участниками несанкционированного шествия избит у здания ЦК КПМ сотрудник АТЕМ Смирнов, разбит фотоаппарат – ВИНОВНЫХ НЕТ.

29 января 1990 г. группа лиц совершила злостное хулиганство на железнодорожном вокзале и у здания милиции на вокзале. У одного из них – Б.И.Генчу – была изъята металлическая спираль со свинцовым наконечником, то есть специально приспособленная для нанесения телесных повреждений. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 218 УК МССР (до 5 лет лишения свободы). ОТДЕЛАЛСЯ… 100 РУБЛЯМИ ШТРАФА.

Апрель 1990 г. – избиение у здания ЦК КПМ народных депутатов Лисецкого и Руссу – ВИНОВНЫХ НЕТ.

Апрель 1990 г. – избиение спецкора Гостелерадио СССР Петкова – ВИНОВНЫХ НЕТ.

Май 1990 г. – убийство у памятника Штефану Великому студента технологического техникума Дмитрия Матюшина – ВИНОВНЫЕ ДО СИХ ПОР НЕ УСТАНОВЛЕНЫ.

22 мая 1990 г. – избиение русскоязычных депутатов у здания Верховного Совета МССР – ВИНОВНЫЕ НЕ УСТАНОВЛЕНЫ.  

Думаю, комментарии излишни. И не надо рассказывать, что сейчас на улицах Кишинёва никто не избивает приднестровцев и русскоязычных жителей Молдовы. Пресекать избиения и бесчинства надо было тогда. До 2 сентября 1990 года. Потом стало поздно, - отметил Букарский.

По его словам, сегодня унионисты и проевропейцы любят сетовать на то, что тогда, в 1990-1991 годах, был шанс на объединение Молдовы с Румынией, но этот шанс не было реализован.

- Этот шанс на полную и окончательную ликвидацию Молдавии не был реализован именно потому, что восстали Приднестровье и Гагаузия, сказавшие твёрдое «нет!» унионистскому проекту. И именно этот факт во многом способствовал тому, что руководство Молдовы во главе со Снегуром перешло на позицию сохранения независимой Молдовы. Более того — без сопротивления со стороны Приднестровья не было бы фиаско националистов на выборах 1994 года и победы молдавских государственников, что сделало возможным принять Конституцию Молдовы и урегулировать конфликт в Гагаузии. Благодаря Приднестровью мы сегодня употребляем слова «молдаване», «молдавский язык» и «молдавская история». В 1990-1991 годах политический класс Кишинёва полностью прогнулся под «творческую интеллигенцию» и активистов «Народного фронта», твердивших: » Мы — румыны, молдавского языка и молдавской истории не существует, есть только румынский язык и история румын». Несогласных объявляли «манкуртами» и «совками», выгоняли с работы, а то и просто избивали на улицах и поджигали квартиры. Начиная с 1990 года и по сей день единственным местом в мире, где есть кафедра молдавского языка и литературы, является Приднестровский университет имени Тараса Шевченко. Единственным место в мире, где дети в школах учат молдавский язык на традиционной, исторической кириллице, является Приднестровье. И не надо рассказывать о том, что исконная молдавская кириллица отличалась от кириллицы, на которой использовался молдавский язык в Кишинёве до 1989 года, а сейчас продолжает использоваться в Приднестровье. Активисты «Народного фронта» не требовали возвращения к традиционной молдавской кириллице. Они перевода молдавского языка на латиницу и его полной румынизации. С изъятием из языка всех, даже региональных его особенностей, - подчеркнул Букарский.

Он заметил, что сегодня, спустя 30 лет, в приднестровских школах продолжают учить молдавский язык и историю Молдавии, в школах Молдовы — румынский язык и историю румын.

- В Приднестровье сохранили флаг Молдавской Советской Социалистической Республики и память о советском прошлом. Сегодня есть только два места на территории бывшего СССР, где сохранилась либо была восстановлена символика союзных республик. Первое место — это Белоруссия. Второе — это Приднестровье, небольшая часть Молдавской ССР. Сегодня различные бородатые демагоги — бывшие преподаватели исторического факультета Кишинёвского государственного университета, очень любят вспоминать самое плохое, что было в Советском Союзе — репрессии, депортации, коллективизация, голод и т.д. А мы вспоминаем и будем вспоминать из советского периода всё самое хорошее. Потому что никогда за все годы своей истории Молдавия не достигала такого пика своего развития. Сегодня мало кто помнит, что в начале 90-х в Молдове происходили те же самые процессы, которые сейчас происходят на Украине: национал-шовинистический режим, полная декоммунизация и дерусификация на государственном уровне, сопровождавшаяся бесчинством уличных молодчиков. Всё это, как и на той же Украине, сопровождалось сносом памятников советской эпохи и переименованием улиц. С улиц Кишинёва исчезли названия, которые они носили более 100 лет (например, Киевская), имена героев Великой Отечественной войны, в том числе освобождавших Молдавию (Тимошенко, Толбухин, Малиновский, Берзарин, Бельский, Карманов), классиков русской и советской литературы (Гоголь, Жуковский, Чернышевский, Горький), выдающихся учёных (Мечников, Мичурин, Прянишников), космонавтов (Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев). Зато на карте Кишинёва появились улицы, связанные только с Румынией и не имеющие никакого отношения к истории Молдовы и Кишинёва (например, валашские господари Мирча чел Бэтрын и Михай Витязул). Наиболее вопиющий пример — улица, названная в честь советского маршала Толбухина, командующего Ясско-Кишинёвской операцией, была переименована в честь румынского дипломата довоенного периода Титулеску, чьё имя она носит и по сей день. И никто из жителей Кишинёве не посмел возмутиться или выйти на протест, потому что всё население столицы союзной республики было запугано кучкой активных, национально озабоченных «пассионариев», которые почему-то решили, что именно они будут хозяевами в этой республике раз и навсегда. Как, впрочем, мало кто возмутился в Кишинёве несколько лет назад, когда бульвар Космонавтов решением муниципального совета был переименован в честь оголтелого шовиниста и зоологического русофоба Константина Тэнасе, - пишет Букарский для портала Izborsk.md.

Эксперт подмечает, что все улицы приднестровских городов носят те имена, которые носили в 1989 году, все памятники стоят на своих местах, ни один из них не снесён.

- Появились новые памятники, некоторые из них со скандальной историей, как бюст гетмана Мазепы или памятник «конституции Орлика» у стен Бендерской крепости. Но разрушать старые памятники никому не позволили. В-четвёртых, за то, что приднестровцы сохраняют верность своей духовной традиции, вере, ценностям. Приднестровцы верны Православию, и никто в Приднестровье не помышляет о выходе из Русской Православной Церкви. В Приднестровье просто невозможно такое явление, как гей-парад или принятие «закона о равенстве», - отметил Букарский.

По его словам, практически все представители правой оппозиции — начиная с Майи Санду и заканчивая карманным пропагандистом Виталием Андриевским — выступают за вывод российских войск из Приднестровья.

- Для вида они пытаются разделить миротворческий контингент и ОГРВ, но не надо питать иллюзий — российских миротворцев точно так же называют «оккупационными войсками». Чем им мешают миротворцы? Да тем, что они, реваншисты, видят в этих миротворцах препятствие для того, чтобы взять реванш за унизительный разгром 1992 года и заставить Приднестровье принять всё, что покорно приняла правобережная Молдова. А именно — румынский триколор с валашским гербом (вызывающий у приднестровцев прямые ассоциации с оккупационным режимом Антонеску 1941-1944 гг.), латиницу, «декриминализацию» (по сути дела — отжатие собственности), десоветизацию (снос памятников и переименование улиц), перевод приднестровских школ на стандарты минобразования Молдовы (включая румынский язык и историю румын), и наконец, запрет вещания российских телеканалов на территории Приднестровья. После каждой встречи Игоря Додона с Вадимом Красносельским можно открыть любой сайт правой оппозиции, чтобы окунуться в навозную жижу злобы и ненависти. Даже решение повседневных бытовых вопросов в интересах простых людей вызывает у них фонтаны истеричного гнева. Комбатанты на митингах открыто угрожают «обезглавить» приднестровских пограничников и доставить их головы в Кишинёв. Можно себе представить, что будет, если эти люди вновь, как в конце 80-х — начале 90-х годов, дорвутся до власти в Молдове. В Приднестровье живут не другие люди. Там живут представители тех же этнических групп, которые живут в правобережной Молдове — молдаване, украинцы, русские, болгары, гагаузы, евреи, армяне. Там живут наши братья, близкие родственники, друзья. И если у них получилось сохранить тот мир, в котором мы все жили в нашей общей республике — Советской Молдавии — значит, получится и у нас, - заключил Букарский.

Подготовил Михаил Генчу

«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.


Новости на Блoкнoт-Молдова
ПриднестровьерусофобияВладимир Букарский
1
0