Почему участие Санду в Крымской платформе будет ей прощено - мнение эксперта
newsmaker.md
Читайте также:
- Проезд на Украину автомобилей с приднестровскими номерами продлили до 10 января 2022 года (28.08.2021 19:45)
- Телеграм: в День независимости Санду и Зеленский договорятся о контрабанде и прессинге Приднестровья (25.08.2021 13:06)
- Мартынов: приднестровское урегулирование должно проходить под протекторатом России (15.08.2021 13:30)
Зря Кишинев рассчитывает на Киев в вопросе давления на Приднестровье.
Об этом заявил для портала «Политнавигатор» директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.
– С начала 2021 года Украина стремительно превращается в основного внешнеполитического партнера Республики Молдова, обгоняя даже Румынию. Сближают две страны неурегулированные территориальные конфликты и общий евроатлантический курс властей. Первый свой зарубежный визит президент Майя Санду совершила в Киев, где обсудила с президентом Владимиром Зеленским основные параметры возможного двустороннего давления на Приднестровье. Очевидно, в развитие того разговора появилась инициатива Киева о прекращении с 1 сентября 2021 года движения по территории Украины приднестровских автомобилей, не снабженных нейтральными номерами и наклейкой «MD». Странным примером взаимодействия Киева и Кишинева стало похищение судьи Чауса. Новым этапом в региональной политике грозит стать создание Грузией, Украиной и Молдовой антироссийской по своему характеру организации «Ассоциированное трио». Участие Майи Санду в «Крымской платформе», в ходе которой она присоединилась к осуждению России, безусловно, явилось апофеозом в развитии двусторонних отношений, - комментирует Шорников.
По его словам, заинтересованность Кишинева в Украине понятна: только с помощью прямой поддержки из Киева возможно осуществить давление на Тирасполь в торгово-экономической, энергетической и транспортной сферах.
- В команде Санду, видимо, полагают, что у Киева сейчас гораздо больше возможностей для влияния на Тирасполь, чем у Москвы. И если во времена Игоря Додона ставка делалась на принуждение Приднестровья к реинтеграции при поддержке и России, и Украины, и стран ЕС, то сейчас, как представляется молдавской стороне, международная конъюнктура позволяет отказаться от компромиссных решений. В ходе своего выступления на «Крымской платформе» Майя Санду в который раз акцентировала, что Молдова привержено «миру и мирным дипломатическим решениям». То есть в решении приднестровского вопроса военных путей в Кишиневе не рассматривают. Поэтому начало диалога Кишинева и Киева в военно-политической сфере вряд ли напрямую касается Приднестровья. В данном случае речь, скорее всего, может идти о сближении двух стран с НАТО. Тем не менее, формулировка «мирное дипломатическое решение» отнюдь не исключает возможности экономического давления на Тирасполь. И, скорее всего, в самом скором времени мы увидим, как это давление постепенно будет нарастать, и при этом со стороны Кишинева будут поступать «дипломатические» требования к Тирасполю, - сказал Шорников.
Он добавил, что Дмитрий Козак по завершении встречи с Майей Санду сообщил прессе, что молдавская сторона пообещала не устраивать с 1 сентября транспортную блокаду Приднестровью.
- Многих наблюдателей удивило, что, несмотря на благоприятный фон встречи и многообещающие сигналы о возможной нормализации российско-молдавских отношений, Майя Санду все же лично отправилась на «Крымскую платформу». В Москве предупредили, что считают участие в этом мероприятии недружественным шагом и посягательством на территориальную целостность России. Сейчас от Москвы ожидают каких-то симметричных действий в отношении Кишинева. Однако, на мой взгляд, участие в «Крымской платформе» никак не повлияет на развитие российско-молдавских отношений. Все точки над «i» были расставлены на встрече Козак-Санду. В контексте грядущего урегулирования по собственному сценарию Кишиневу было крайне важно вывести отношения с Киевом на максимальную высоту, потому на Киевский форум поехала Санду, а не чиновник рангом пониже. А для Москвы важно предотвратить развитие региональных процессов по кризисному сценарию. Если с 1 сентября движение приднестровских автомобилей по территории Украины не будет прекращено, а Кишиневу участие в «Крымской платформе» будет спущено на тормозах, можно будет говорить, что это было своеобразной платой со стороны Москвы за отсрочку давления на Приднестровье, - заключил Шорников.
Подготовил Михаил Генчу
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd - все новости в одном месте.