Российские медики после блокады и оккупации спасли Молдову
Читайте также:
- Санитарам в столичной БСМП приходится сложно из-за издевательств пациентов, - Екатерина Пикторинская (10.04.2018 14:04)
- Лучшая психиатрическая лечебница Российской империи была в Кишиневе (10.03.2018 17:27)
- Возмущенные кишиневцы отстояли больницу легендарного врача, смотревшего смерти в глаза (10.02.2018 15:43)
На помощь с борьбой против эпидемии малярии, трахомы, туберкулеза и сифилиса приехали ленинградские врачи, которые и основали в Кишиневе медицинский университет.
Наступило самое жаркое время для поступления абитуриентов в высшие учебные заведения нашей страны. «Блокнот Молдовы» решил исследовать историю возникновения одного из главных ВУЗов республики - за 73 года своей деятельности медицинский университет Молдовы подготовил более 40 тысяч врачей и фармацевтов, из которых более 7000 работают в странах Запада и Востока. В настоящее время на кафедрах университета, расположенных в 86 современных клиниках и поликлиниках, занимаются более 6000 молодых людей из нашей республики и около 32-х стран.
Поезд с ленинградскими преподавателями приехал через пять месяцев после Дня Победы
Ранним осенним утром 20 октября 1945 года эшелон медленно подкатил к платформам товарной станции Вистерничены. Непривычное безлюдье и звуки колокола маленькой церквушки на холме встретили поезд из товарных и нескольких пассажирских вагонов. Из Кисловодска в Кишинев приехал медицинский институт с преподавателями, оборудованием и студентами. Институт раньше был Ленинградским, но во время блокады города в конце зимы 1942 года был вывезен на Кавказские Минеральные воды. Однако война докатилась и туда. В 1943 году эта территория была оккупирована германской армией.
Чтобы студенты не потеряли учебный год, в институте возобновили занятия, а весенний семестр начали уже после освобождения. Основной состав профессуры и преподавателей продолжал трудиться в Кисловодске до конца войны. После пяти месяцев, проведенных в оккупации, институт было решено перевести в столицу Молдовы. Медики в нашей стране были крайне нужны: в республике вовсю бушевали эпидемии малярии, трахомы, туберкулеза, полиомиелита, поэтому приезд того самого эшелона был крайне важен для наших жителей.
С группой сопровождающих вдоль поезда шел высокий, красивый, слегка сутулящийся грузноватый человек в офицерской форме - это был Ипатий Христофорович Сорочан, первый ректор, на плечи которого легла ответственность размещения института в городе. Студентов с их пожитками перевезли во временное общежитие на углу улиц Киевской и Госпитальной (в здании будущего педагогического института). Всем преподавателям также было приготовлено жилье - основная их масса была поселена в доме на ул. Пирогова, где в дальнейшем многие годы располагался онкологический диспансер.
Самому институту были предоставлены помещения бывшего военного госпиталя, расположенного в конце ул. Ленина. В больших и малых корпусах разместились все теоретические кафедры, лекционные аудитории, библиотека, ректорат и хозяйственные службы. Клинические кафедры поселили на базах, близко расположенных республиканской, 4-й городской, инфекционной детской больниц, а также Костюженской психиатрической лечебницы и родильного дома на ул. Павловской.
Первый ректор мединститута Ипатий Христофорович Сорочан
До заморозков в военно-полевых палатках
В Кишиневе был проведен набор студентов на первый курс - это были дети семей, только что вернувшихся из эвакуации, семей, не покидавших Молдавию, но перенесших все лишения военных лет и оккупации. Были и дети из молдавских сел, еще недавно не помышлявшие о возможности получения высшего образования. Большая часть первокурсников была набрана на льготных основаниях из числа окончивших среднюю школу с золотой медалью и фронтовиков.
Осенью 1946-го года на углу улиц Пушкина и Ленина несколько одноэтажных, хаотично расположенных домишек приспособили под общежитие института. В комнатах, где впритык устанавливали пять кроватей, жили по 10 человек - спали карточным валетом по двое на одной койке. Имелись один-два умывальника на корпус, а туалет находился во дворе в деревянном сарае. В сентябре еще что-то достраивали, докрашивали, долатывали, поэтому студентам до первых заморозков пришлось жить в военно-полевых палатках, установленных тут же во дворе. До открытия столовой примитивную еду готовили на кострах или керосинках. После этих полевых условий перенаселенная комната, но с деревянным полом и надежной крышей над головой показалась раем.
В 1947 году усилиями Ипатия Христофоровича Сорочана было закончено строительство большого общежития. Основная его трехэтажная часть выходила на ул. Сергея Лазо, а небольшое двухэтажное крыло - на ул. Киевскую. Жилые комнаты, в зависимости от площади, вмещали от 5 до 12 человек. На каждом этаже располагались туалетные комнаты (небывалая роскошь), уже существовала столовая и спортивный зал.
Студенческая столовая
Молдавского учебника и квалифицированного педагога не было
Первая зима была трудной, лекционные аудитории не отапливались, все студенты сидели одетыми, замерзали чернила и пальцы. Отогревались на практических занятиях по кафедрам. Постепенно аудитории заполнялись партами, которые ребята носили на руках прямо с мебельной фабрики. Но всё равно мест не хватало, и перед началом лекций с боем захватывались дефицитные места на подоконниках. Кому не повезло, писали конспекты на спине впереди стоящего.
На первом курсе преобладали общеобразовательные предметы, продолжавшиеся из средней школы и далекие от врачевания: физика, неорганическая химия, биология, иностранные языки. Хуже всего обстояло дело с молдавским языком - учебника и квалифицированного педагога не было. Учителями в дальнейшем становились сами пациенты. Через несколько месяцев работы даже самые незнающие из студентов свободно с ними общались.
Единственным предметом, приобщающим учащихся к медицине, на первом курсе была анатомия. Еще не искушенные в латыни, студенты чахли над десятками и сотнями названий костей, выступов, отверстий, связок, мышц. Перед зачетами некоторые группы, преодолевая сон и страх, собирались по ночам в анатомке. Все ходили с учебником анатомии и таскали с кафедры по домам кости. В некоторых комнатах общежития были даже черепа. В мединституте существовала своя система отработок двоек и пропущенных занятий. Например, опоздавшего на занятие могли попросить вскрыть покойника, а опоздавшие всегда были, есть и будут. Отработка - дежурство со сменой судмедэкспертов, там скучно не было.
Многие студенты старались не пропускать любые мероприятия, связанные с музеем анатомии, известным за рубежом количеством и качеством своих экспонатов. В пяти залах площадью в 500 кв.м и сейчас можно увидеть тысячу экспонатов - мумифицированные или залитые формалином в герметичных емкостях тела и части тел. Засушенная рука человека с мышцами, окрашенными в разные цвета сосудами и нервами, черепной свод, показанный изнутри, подковообразная, сросшаяся полюсами почка, ребенок с двумя головами и шестью ручками – бесценные образцы. О музее с восторгом отзывались маститые анатомы, приезжавшие в молдавскую столицу на всесоюзные и международные конференции.
Учащиеся наблюдают за ходом операции
Анатомический корпус в начале 70-х годов
Нестандартный репертуар в хоре и оркестре
В институте сложился интересный инструментальный ансамбль. Репертуар состоял из самых популярных тогда мелодий, под которые студенты, подпевая, с удовольствием танцевали. Но это уже было, когда открыли клуб, а в самом начале случилась осечка.
Дело в том, что на первых парах сколотился оркестрик, который устраивал платные танцы в фойе под лестницей. Вход – три копейки. Вырученные деньги распределялись поровну между музыкантами, все были довольны, пока однажды не появился ректор Сорочан. Будучи не в настроении, он медленно поднялся по лестнице и неожиданно для всех пнул ногой по барабану так, что долгие его скачки по ступенькам сопровождались фронтовым матом. В наступившей потом тишине всех присутствующих поставили в известность, что он не допустит бардака во вверенном ему институте. Так бесславно закончился первый период жизни оркестра - в дальнейшем он достойно возобновил свою, уже бескорыстную деятельность.
Пожалуй, самым профессионально зрелым выглядел хор при институте. Во-первых, в нем участвовало около ста человек. Во-вторых, хор был многоголосым, некоторые вещи исполнялись на семь голосов. В-третьих, его руководителем был талантливый музыкант и хормейстер Александр Держи, преподаватель кафедры химии. Обладая абсолютным слухом и потрясающим терпением, он дрессировал хористов до изнеможения, пока не добивался нужного звучания. Репетиции были частыми и продолжительными, но участники были верными единомышленниками и случаев срыва не бывало. На всевозможных конкурсах хор занимал призовые места. Руководитель с большим вкусом подбирал нестандартный репертуар, с большим удовольствием распевались мелодичные народные молдавские песни.
Выступления студентов медицинского института
Лучший детский хирург умер на руках студентов
Учреждение Кишиневского государственного медицинского института послужило импульсом для развития высшего медицинского образования и укрепления системы здравоохранения республики. В 1954 году был создан факультет педиатрии, в 1959 году - факультет стоматологии, в 1963 году - санитарно-гигиенический факультет и в 1964 году - факультет фармации. Необходимость постоянно совершенствовать знания специалистов после окончания института способствовала созданию факультета усовершенствования врачей в 1962 году. В целях создания соответствующих условий для развития научной деятельности в том же году была основана Центральная научно-исследовательская лаборатория.
Среди выдающихся преподавателей были и те, чьи имена до сих пор на устах горожан. Например, Николай Христофорович Анестиади, который руководил кафедрой хирургии с 1956-го по1968 год. Ему принадлежала идея организации службы кардиохирургии в нашей стране, он же способствовал открытию 2 февраля 1964 года первого специализированного кардиохирургического отделения и, впоследствии, успешному выполнению первых операций на работающем сердце в Молдавии. Сам он умер в возрасте 52 лет от обширного инфаркта -скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. Сейчас кафедра хирургии Кишиневского мединститута носит имя Николая Анестиади.
Первая в нашей республике женщина, удостоенная звания академика и единственная среди наших соотечественниц член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Наталья Георгиу тоже преподавала в медицинском университете. Она входила в тройку ведущих детских хирургов бывшего СССР и приложила большие усилия для развития детской хирургии в Молдове. Родных детей у Георгиу не было, она усыновила двух мальчиков, ее детьми стали и студенты-медики. Когда Наталья Константиновна в преклонном возрасте сломала ногу, ее ученики, уже на тот момент видные врачи, распределили между собой обязанности по уходу за своим учителем. В больнице пришлось лежать 4 месяца, но не во взрослом отделении, а в детском, который она создавала. Практически до последнего дня Наталья Георгиу работала. Умерла она в 86 лет на руках у своих учеников.
В 1959 году в возрасте 32-х лет бывший выпускник медицинского института Николай Тестемицану стал его ректором. Возглавив вуз, он способствовал появлению новых факультетов, строительству учебных корпусов и общежитий, лабораторий, появлению у вуза базы отдыха на берегу Черного моря. В 1962 году при непосредственном участии Николая Андреевича была основана кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии. В 1963 году он занял пост министра здравоохранения МССР, вел успешную борьбу против злоупотребления пестицидами в сельском хозяйстве, уделяя большое внимание качеству медицины в сельской местности. Сегодня Государственный университет медицины и фармации Молдовы носит имя Николая Тестемицану.
Детский хирург Наталья Георгиу
Николай Христофорович Анестиади и Николай Андреевич Тестемицану - гордость университета
Татьяна Меделян
Новости на Блoкнoт-Молдова