Молдова Пятница, 13 декабря

Российские медики после блокады и оккупации спасли Молдову

На помощь с борьбой против эпидемии малярии, трахомы, туберкулеза и сифилиса приехали ленинградские врачи, которые и основали в Кишиневе медицинский университет.

Наступило самое жаркое время для поступления абитуриентов в высшие учебные заведения нашей страны. «Блокнот Молдовы» решил исследовать историю возникновения одного из главных ВУЗов республики - за 73 года своей деятельности медицинский университет Молдовы подготовил более 40 тысяч врачей и фармацевтов, из которых более 7000 работают в странах Запада и Востока. В настоящее время на кафедрах университета, расположенных в 86 современных клиниках и поликлиниках, занимаются более 6000 молодых людей из нашей республики и около 32-х стран.

Поезд с ленинградскими преподавателями приехал через пять месяцев после Дня Победы

Ранним осенним утром 20 октября 1945 года эшелон медленно подкатил к платформам товарной станции Вистерничены. Непривычное безлюдье и звуки колокола маленькой церквушки на холме встретили поезд из товарных и нескольких пассажирских вагонов. Из Кисловодска в Кишинев приехал медицинский институт с преподавателями, оборудованием и студентами. Институт раньше был Ленинградским, но во время блокады города в конце зимы 1942 года был вывезен на Кавказские Минеральные воды. Однако война докатилась и туда. В 1943 году эта территория была оккупирована германской армией.

Чтобы студенты не потеряли учебный год, в институте возобновили занятия, а весенний семестр начали уже после освобождения. Основной состав профессуры и преподавателей продолжал трудиться в Кисловодске до конца войны. После пяти месяцев, проведенных в оккупации, институт было решено перевести в столицу Молдовы. Медики в нашей стране были крайне нужны: в республике вовсю бушевали эпидемии малярии, трахомы, туберкулеза, полиомиелита, поэтому приезд того самого эшелона был крайне важен для наших жителей.

С группой сопровождающих вдоль поезда шел высокий, красивый, слегка сутулящийся грузноватый человек в офицерской форме - это был Ипатий Христофорович Сорочан, первый ректор, на плечи которого легла ответственность размещения института в городе. Студентов с их пожитками перевезли во временное общежитие на углу улиц Киевской и Госпитальной (в здании будущего педагогического института). Всем преподавателям также было приготовлено жилье - основная их масса была поселена в доме на ул. Пирогова, где в дальнейшем многие годы располагался онкологический диспансер.

Самому институту были предоставлены помещения бывшего военного госпиталя, расположенного в конце ул. Ленина. В больших и малых корпусах разместились все теоретические кафедры, лекционные аудитории, библиотека, ректорат и хозяйственные службы. Клинические кафедры поселили на базах, близко расположенных республиканской, 4-й городской, инфекционной детской больниц, а также Костюженской психиатрической лечебницы и родильного дома на ул. Павловской.

9.jpg

Первый ректор мединститута Ипатий Христофорович Сорочан

До заморозков в военно-полевых палатках

В Кишиневе был проведен набор студентов на первый курс - это были дети семей, только что вернувшихся из эвакуации, семей, не покидавших Молдавию, но перенесших все лишения военных лет и оккупации. Были и дети из молдавских сел, еще недавно не помышлявшие о возможности получения высшего образования. Большая часть первокурсников была набрана на льготных основаниях из числа окончивших среднюю школу с золотой медалью и фронтовиков.

Осенью 1946-го года на углу улиц Пушкина и Ленина несколько одноэтажных, хаотично расположенных домишек приспособили под общежитие института. В комнатах, где впритык устанавливали пять кроватей, жили по 10 человек - спали карточным валетом по двое на одной койке. Имелись один-два умывальника на корпус, а туалет находился во дворе в деревянном сарае. В сентябре еще что-то достраивали, докрашивали, долатывали, поэтому студентам до первых заморозков пришлось жить в военно-полевых палатках, установленных тут же во дворе. До открытия столовой примитивную еду готовили на кострах или керосинках. После этих полевых условий перенаселенная комната, но с деревянным полом и надежной крышей над головой показалась раем.

В 1947 году усилиями Ипатия Христофоровича Сорочана было закончено строительство большого общежития. Основная его трехэтажная часть выходила на ул. Сергея Лазо, а небольшое двухэтажное крыло - на ул. Киевскую. Жилые комнаты, в зависимости от площади, вмещали от 5 до 12 человек. На каждом этаже располагались туалетные комнаты (небывалая роскошь), уже существовала столовая и спортивный зал.

15.jpg

Студенческая столовая

Молдавского учебника и квалифицированного педагога не было

Первая зима была трудной, лекционные аудитории не отапливались, все студенты сидели одетыми, замерзали чернила и пальцы. Отогревались на практических занятиях по кафедрам. Постепенно аудитории заполнялись партами, которые ребята носили на руках прямо с мебельной фабрики. Но всё равно мест не хватало, и перед началом лекций с боем захватывались дефицитные места на подоконниках. Кому не повезло, писали конспекты на спине впереди стоящего.

На первом курсе преобладали общеобразовательные предметы, продолжавшиеся из средней школы и далекие от врачевания: физика, неорганическая химия, биология, иностранные языки. Хуже всего обстояло дело с молдавским языком - учебника и квалифицированного педагога не было. Учителями в дальнейшем становились сами пациенты. Через несколько месяцев работы даже самые незнающие из студентов свободно с ними общались.

Единственным предметом, приобщающим учащихся к медицине, на первом курсе была анатомия. Еще не искушенные в латыни, студенты чахли над десятками и сотнями названий костей, выступов, отверстий, связок, мышц. Перед зачетами некоторые группы, преодолевая сон и страх, собирались по ночам в анатомке. Все ходили с учебником анатомии и таскали с кафедры по домам кости. В некоторых комнатах общежития были даже черепа. В мединституте существовала своя система отработок двоек и пропущенных занятий. Например, опоздавшего на занятие могли попросить вскрыть покойника, а опоздавшие всегда были, есть и будут. Отработка - дежурство со сменой судмедэкспертов, там скучно не было.

Многие студенты старались не пропускать любые мероприятия, связанные с музеем анатомии, известным за рубежом количеством и качеством своих экспонатов. В пяти залах площадью в 500 кв.м и сейчас можно увидеть тысячу экспонатов - мумифицированные или залитые формалином в герметичных емкостях тела и части тел. Засушенная рука человека с мышцами, окрашенными в разные цвета сосудами и нервами, черепной свод, показанный изнутри, подковообразная, сросшаяся полюсами почка, ребенок с двумя головами и шестью ручками – бесценные образцы. О музее с восторгом отзывались маститые анатомы, приезжавшие в молдавскую столицу на всесоюзные и международные конференции.

3.jpg

Учащиеся наблюдают за ходом операции

2.jpg

Анатомический корпус в начале 70-х годов

Нестандартный репертуар в хоре и оркестре

В институте сложился интересный инструментальный ансамбль. Репертуар состоял из самых популярных тогда мелодий, под которые студенты, подпевая, с удовольствием танцевали. Но это уже было, когда открыли клуб, а в самом начале случилась осечка. 

Дело в том, что на первых парах сколотился оркестрик, который устраивал платные танцы в фойе под лестницей. Вход – три копейки. Вырученные деньги распределялись поровну между музыкантами, все были довольны, пока однажды не появился ректор Сорочан. Будучи не в настроении, он медленно поднялся по лестнице и неожиданно для всех пнул ногой по барабану так, что долгие его скачки по ступенькам сопровождались фронтовым матом. В наступившей потом тишине всех присутствующих поставили в известность, что он не допустит бардака во вверенном ему институте. Так бесславно закончился первый период жизни оркестра - в дальнейшем он достойно возобновил свою, уже бескорыстную деятельность.

Пожалуй, самым профессионально зрелым выглядел хор при институте. Во-первых, в нем участвовало около ста человек. Во-вторых, хор был многоголосым, некоторые вещи исполнялись на семь голосов. В-третьих, его руководителем был талантливый музыкант и хормейстер Александр Держи, преподаватель кафедры химии. Обладая абсолютным слухом и потрясающим терпением, он дрессировал хористов до изнеможения, пока не добивался нужного звучания. Репетиции были частыми и продолжительными, но участники были верными единомышленниками и случаев срыва не бывало. На всевозможных конкурсах хор занимал призовые места. Руководитель с большим вкусом подбирал нестандартный репертуар, с большим удовольствием распевались мелодичные народные молдавские песни.

4.JPG

Выступления студентов медицинского института

Лучший детский хирург умер на руках студентов

Учреждение Кишиневского государственного медицинского института послужило импульсом для развития высшего медицинского образования и укрепления системы здравоохранения республики. В 1954 году был создан факультет педиатрии, в 1959 году - факультет стоматологии, в 1963 году - санитарно-гигиенический факультет и в 1964 году - факультет фармации. Необходимость постоянно совершенствовать знания специалистов после окончания института способствовала созданию факультета усовершенствования врачей в 1962 году. В целях создания соответствующих условий для развития научной деятельности в том же году была основана Центральная научно-исследовательская лаборатория.

Среди выдающихся преподавателей были и те, чьи имена до сих пор на устах горожан. Например, Николай Христофорович Анестиади, который руководил кафедрой хирургии с 1956-го по1968 год. Ему принадлежала идея организации службы кардиохирургии в нашей стране, он же способствовал открытию 2 февраля 1964 года первого специализированного кардиохирургического отделения и, впоследствии, успешному выполнению первых операций на работающем сердце в Молдавии. Сам он умер в возрасте 52 лет от обширного инфаркта -скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. Сейчас кафедра хирургии Кишиневского мединститута носит имя Николая Анестиади.

Первая в нашей республике женщина, удостоенная звания академика и единственная среди наших соотечественниц член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Наталья Георгиу тоже преподавала в медицинском университете. Она входила в тройку ведущих детских хирургов бывшего СССР и приложила большие усилия для развития детской хирургии в Молдове. Родных детей у Георгиу не было, она усыновила двух мальчиков, ее детьми стали и студенты-медики. Когда Наталья Константиновна в преклонном возрасте сломала ногу, ее ученики, уже на тот момент видные врачи, распределили между собой обязанности по уходу за своим учителем. В больнице пришлось лежать 4 месяца, но не во взрослом отделении, а в детском, который она создавала. Практически до последнего дня Наталья Георгиу работала. Умерла она в 86 лет на руках у своих учеников.

В 1959 году в возрасте 32-х лет бывший выпускник медицинского института Николай Тестемицану стал его ректором. Возглавив вуз, он способствовал появлению новых факультетов, строительству учебных корпусов и общежитий, лабораторий, появлению у вуза базы отдыха на берегу Черного моря. В 1962 году при непосредственном участии Николая Андреевича была основана кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии. В 1963 году он занял пост министра здравоохранения МССР, вел успешную борьбу против злоупотребления пестицидами в сельском хозяйстве, уделяя большое внимание качеству медицины в сельской местности. Сегодня Государственный университет медицины и фармации Молдовы носит имя Николая Тестемицану.

16.jpg

Детский хирург Наталья Георгиу

13.jpg

Николай Христофорович Анестиади и Николай Андреевич Тестемицану - гордость университета

                                                                                                                        Татьяна Меделян

Новости на Блoкнoт-Молдова
мединститутврачиТестемицану
0
0